В статье автор рассказывает о полезности применения компьютерных тренажеров, описывает опыт разработки тренировок по оперативным переключениям.
Ключевые слова: тренажер, обучение, оперативные переключения.
Подготовка оперативного персонала, способного безопасно и эффективно работать, достаточно трудоемкий процесс. Автоматизация приводит к повышению надежности оборудования и бесперебойности технологических процессов, снижению частоты нештатных и аварийных ситуаций. Вследствие этого, оперативный персонал с течением времени утрачивает навыки качественного и надежного исполнения своих обязанностей в аварийной и нештатной ситуациях [1, 2].
При этом следует учитывать переоборудование подстанций с целью централизации контроля и управления оборудованием и режимом подстанции, заключающееся в переносе этих функций с главного щита управления в автоматизированное рабочее место автоматизированной системы управления технологическим процессом, реализованное в виде программного обеспечения, установленного на компьютере [1].
Вследствие вышесказанного в процессе подготовки и тренировки операторов, а также обучения студентов соответствующих направлений целесообразно использовать компьютерные тренажеры, являющиеся максимально идентичными моделями реальных подстанций и позволяющие реализовывать все действия оперативно-диспетчерского персонала, выполняемые на действующей установке.
Схема подстанции, для которой разрабатывается тренажер, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема подстанции 110/35/6 «Полигон»
Применяемый для разработки программный комплекс «Модус» обеспечивает возможность создавать графические схемы, настраивать поведение оборудования, представленного на схеме, настраивать работу средств релейной защиты и автоматики, создавать тренировки и собирать их в курсы [3].
В автоматизированном рабочем месте (далее АРМ), являющемся совокупностью графической схемы подстанции, схематически изображенных щита управления и шкафов релейной защиты и автоматики, и комплектных распределительных устройств, настроены работа индикации, блокировок, зависимостей и команд между элементами АРМ (Рис. 2). Для АРМ разработаны тренировки для нормальных и аварийных режимов работы подстанции. В качестве примера представлено окно редактора упражнений, в котором открыта тренировка «Ввести в работу» на рис. 3.
Рис. 2. Команды и зависимости в аниматоре схем
Рис. 3. Окно редактора упражнений
В левой части окна представлена область альтернатив бланка, отображающая настроенные разрешенные очередности и необязательные действия. Настроенные альтернативы разрешают выполнять действия в альтернативной последовательности. Правее располагается область бланка, в котором описывается изначальная очередность действий, ожидаемых от пользователя, являющаяся идеальной и верной в случае, если не настроены альтернативы. В правой части окна располагается интерактивная схема подстанции.
Тренировки с применением компьютерного тренажера дают возможность оперативному персоналу безопасно для себя и настоящей подстанции выучить типовые переключения в аварийных и нормальных режимах работы, понимать и осознавать важность выполнения строгой последовательности действий, запоминать элементы панелей управления и защит, размещение коммутационных аппаратов установки, участвующих в переключениях, быстрее подготавливать молодых специалистов по новой должности, изучать стажирующимся схему электроустановки, состав первичного оборудования и зоны действия релейных защит и автоматики.
На момент написания статьи уже разработаны и реализованы 12 тренировочных заданий, ожидается внедрение в процесс обучения студентов.
Литература:
- Денисенко В. В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием. / В. В. Денисенко — М.: Горячая линия — Телеком, 2009. — 608 с.
- Скрябин Н. П. Оперативное управление распределительными электрическими сетями: учебное пособие / Н. П. Скрябин, Н. Д. Поздеев, А. Н. Алюнов.– Вологда: ВоГТУ, 2011. — 123 с.
3. Официальный сайт компании Модус [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://swman.ru. — Загл. с экрана.
4. Правила устройства электроустановок. 7-е и 6-е изданий. — СПб.: Издательство ДЕАН, 2013. — 1168 с.