Разработка тренировок по оперативным переключениям в нормальных и аварийных режимах работы в программном комплексе «Модус» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 778 раз

Библиографическое описание:

Закиров, Р. Ф. Разработка тренировок по оперативным переключениям в нормальных и аварийных режимах работы в программном комплексе «Модус» / Р. Ф. Закиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71661/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассказывает о полезности применения компьютерных тренажеров, описывает опыт разработки тренировок по оперативным переключениям.

Ключевые слова: тренажер, обучение, оперативные переключения.

Подготовка оперативного персонала, способного безопасно и эффективно работать, достаточно трудоемкий процесс. Автоматизация приводит к повышению надежности оборудования и бесперебойности технологических процессов, снижению частоты нештатных и аварийных ситуаций. Вследствие этого, оперативный персонал с течением времени утрачивает навыки качественного и надежного исполнения своих обязанностей в аварийной и нештатной ситуациях [1, 2].

При этом следует учитывать переоборудование подстанций с целью централизации контроля и управления оборудованием и режимом подстанции, заключающееся в переносе этих функций с главного щита управления в автоматизированное рабочее место автоматизированной системы управления технологическим процессом, реализованное в виде программного обеспечения, установленного на компьютере [1].

Вследствие вышесказанного в процессе подготовки и тренировки операторов, а также обучения студентов соответствующих направлений целесообразно использовать компьютерные тренажеры, являющиеся максимально идентичными моделями реальных подстанций и позволяющие реализовывать все действия оперативно-диспетчерского персонала, выполняемые на действующей установке.

Схема подстанции, для которой разрабатывается тренажер, представлена на рис. 1.

8

Рис. 1. Схема подстанции 110/35/6 «Полигон»

Применяемый для разработки программный комплекс «Модус» обеспечивает возможность создавать графические схемы, настраивать поведение оборудования, представленного на схеме, настраивать работу средств релейной защиты и автоматики, создавать тренировки и собирать их в курсы [3].

В автоматизированном рабочем месте (далее АРМ), являющемся совокупностью графической схемы подстанции, схематически изображенных щита управления и шкафов релейной защиты и автоматики, и комплектных распределительных устройств, настроены работа индикации, блокировок, зависимостей и команд между элементами АРМ (Рис. 2). Для АРМ разработаны тренировки для нормальных и аварийных режимов работы подстанции. В качестве примера представлено окно редактора упражнений, в котором открыта тренировка «Ввести в работу» на рис. 3.

Рис. 2. Команды и зависимости в аниматоре схем

Рис. 3. Окно редактора упражнений

В левой части окна представлена область альтернатив бланка, отображающая настроенные разрешенные очередности и необязательные действия. Настроенные альтернативы разрешают выполнять действия в альтернативной последовательности. Правее располагается область бланка, в котором описывается изначальная очередность действий, ожидаемых от пользователя, являющаяся идеальной и верной в случае, если не настроены альтернативы. В правой части окна располагается интерактивная схема подстанции.

Тренировки с применением компьютерного тренажера дают возможность оперативному персоналу безопасно для себя и настоящей подстанции выучить типовые переключения в аварийных и нормальных режимах работы, понимать и осознавать важность выполнения строгой последовательности действий, запоминать элементы панелей управления и защит, размещение коммутационных аппаратов установки, участвующих в переключениях, быстрее подготавливать молодых специалистов по новой должности, изучать стажирующимся схему электроустановки, состав первичного оборудования и зоны действия релейных защит и автоматики.

На момент написания статьи уже разработаны и реализованы 12 тренировочных заданий, ожидается внедрение в процесс обучения студентов.

Литература:

  1. Денисенко В. В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием. / В. В. Денисенко — М.: Горячая линия — Телеком, 2009. — 608 с.
  2. Скрябин Н. П. Оперативное управление распределительными электрическими сетями: учебное пособие / Н. П. Скрябин, Н. Д. Поздеев, А. Н. Алюнов.– Вологда: ВоГТУ, 2011. — 123 с.

3. Официальный сайт компании Модус [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://swman.ru. — Загл. с экрана.

4. Правила устройства электроустановок. 7-е и 6-е изданий. — СПб.: Издательство ДЕАН, 2013. — 1168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): оперативный персонал, автоматизированное рабочее место, окно редактора упражнений, релейная защита, схема подстанции.


Ключевые слова

обучение, тренажер, оперативные переключения

Похожие статьи

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Исследование особенностей метода тестирования как средства контроля качества учебных достижений обучающихся на занятиях по предмету «Устройство тепловоза»

В статье автор исследует тестирование как средство контроля учебных занятий.

Управление командой проекта в дистанционном формате

В статье автор рассматривает проблематику управления командой проекта при переходе в удаленный формат работы и определяет возможные способы повышения эффективности работы в предложенном формате.

Разработка робота для передвижения по пересеченной местности на базе микроконтроллера ATmega328P

В работе описывается методология разработки, реализации и отладки, а также технические решения при создании робота для передвижения по пересеченной местности полигона соревнования «Кубок РТК — Экстремал» на базе микроконтроллера ATmega328P. Данная р...

Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном проектировании

В данной статье рассматривается возможность использования платформы Arduino™ в процессе изучения МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» при проведении лабораторно-практических работ, курсовом и дипломном проектировании в образовательных учреждениях СП...

Алгоритм управления шагающего робота при диагностике и ремонте труднодоступных участков жилых и производственных помещений

В статье показаны способы проведения диагностики и ремонта труднодоступных мест производственных помещений, используя математическую модель.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении

В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты прим...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Похожие статьи

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Исследование особенностей метода тестирования как средства контроля качества учебных достижений обучающихся на занятиях по предмету «Устройство тепловоза»

В статье автор исследует тестирование как средство контроля учебных занятий.

Управление командой проекта в дистанционном формате

В статье автор рассматривает проблематику управления командой проекта при переходе в удаленный формат работы и определяет возможные способы повышения эффективности работы в предложенном формате.

Разработка робота для передвижения по пересеченной местности на базе микроконтроллера ATmega328P

В работе описывается методология разработки, реализации и отладки, а также технические решения при создании робота для передвижения по пересеченной местности полигона соревнования «Кубок РТК — Экстремал» на базе микроконтроллера ATmega328P. Данная р...

Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном проектировании

В данной статье рассматривается возможность использования платформы Arduino™ в процессе изучения МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» при проведении лабораторно-практических работ, курсовом и дипломном проектировании в образовательных учреждениях СП...

Алгоритм управления шагающего робота при диагностике и ремонте труднодоступных участков жилых и производственных помещений

В статье показаны способы проведения диагностики и ремонта труднодоступных мест производственных помещений, используя математическую модель.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении

В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты прим...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Задать вопрос