Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 1063 раза

Библиографическое описание:

Форманюк, М. В. Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 440-441. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71643/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из важных задач дошкольного образования является положение о том, что развитие ребёнка должно происходить в сотрудничестве ребёнка с взрослыми. Это является главным и значимым источником развития ребёнка. Без эмоционального, содержательного общения с окружающими невозможны появления у детей потребности пользоваться речью как основным средством общения и полноценного развития коммуникативной функции речи в будущем.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихотворений, произведений устного народного творчества, рассказов), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивают поэтический слух и подводят детей к использованию разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Потому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько интересно, образно он умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка. Владение литературным языком, совершенствование навыков культуры речи составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит и учебную деятельность. Поэтому педагогу, а также родителям необходимо овладевать методами и приёмами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.

Хочется на первую ступень поставить грамотное использование текстов художественной литературы в развитии речи детей дошкольников. Важнейшим источником развития речи детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, загадки, скороговорки, поговорки). Исследования психологов и педагогов, посвящённые изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В итоге проявляется способность детей к умению образно выражать свои мысли, переживания, делиться впечатлениями.

Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо, чтобы ребёнок был уже внутренне и психологически подготовлен к предстоящей деятельности, т. е. к обсуждению прочитанного. Из поля его зрения следует убрать все яркие игрушки и вещи — всё то, что может помешать ему слушать произведение. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника. В младшем дошкольном возрасте предпочтение желательно отдавать русским народным сказкам о животных, с многократным повторением сюжетных моментов, например «Репка», «Колобок», Теремок» и др. Старшему дошкольнику будут интересны сказки о животных более сложного содержания. Например, «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь»; литературные сказки «Три медведя», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»; сюжетные стихотворения «А что у вас?», «Мы едем, едем, едем…» и др. С. Михалкова.

Развитие речи ребёнка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляется в форме беседы по содержанию прочитанного текста: взрослый задаёт вопросы ребёнку. При этом педагог не должен направлять ответ ребёнка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, следует учить дошкольников объяснять свою точку зрения и выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только ему самому, но и слушающим. Отвечая на вопросы, ребёнок замечает, как выглядят герои, черты их характера и т. д. Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие. Необходимо учить детей давать полные и подробные ответы, говорить чётко, не искажая слова. При неверном ответе не следует резко прекращать его высказывания, а лучше предложить другим детям помочь, вспомнить ещё раз понравившийся отрывок. При этом атмосфера должна быть непринуждённой, доброжелательной. Задача педагога — разбудить у ребёнка желание поговорить о художественном произведении и обсудить прочитанное.

Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочный и яркий иллюстративный материал, который поможет лучше воспринимать текст. В дошкольном детстве всё воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: ворона не должна походить на воробья, реальной должна быть окраска и размер животных и т. д.

После чтения литературного произведения дети должны отвечать на вопросы, выясняющие: как они поняли содержание произведения; заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами; какими словами характеризуются герои произведения; чем отличаются эти характеристики; насколько они совпадают с представлениями самих детей.

Затем детям предлагается выполнить творческие задания, направленные:

– на уточнение понимания смысла образных слов и выражений;

– выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного персонажа;

– импровизацию диалогов с разными интонациями;

– придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

– драматизацию наиболее интересных отрывков произведения;

– развитие сценических навыков, исполнение реплик героев;

– рисование обстановки и условий, в которых действовали герои произведения;

– подобрать музыкальное произведение, которое может усилить понимание сюжета.

Анализ литературного произведения должен быть таким, чтобы дети смогли понять его, надолго запомнить и полюбить. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь почувствовать красоту и напевность стихов, глубже осознать их содержание. Знакомство с литературными произведениями раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в повседневном общении и самостоятельном словесном творчестве, формирует способность наслаждаться художественным словом, прививает любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.

Отличных результатов в этом вопросе можно добиться, если педагоги работают в тесном контакте с родителями, которые активно участвуют в образовательной деятельности, литературных праздниках и викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Родители вместе с детьми участвуют в выставках и акциях «Книжки-малышки», «Моя библиотека», «Волшебный мир книг», фотовыставках «Мы – читающая семья», «Читайте детям книги» и многих других мероприятиях. Педагоги создают единые сообщества, объединяющие взрослых и детей.

Систематическая работа, направленная на восприятие художественных текстов, а также привлечение родителей приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы, проявлению творчества в области слова, его точности, уместности употреблений в определённом контексте. У детей появится критическое отношение к своей речи.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, художественная литература, литературное произведение, родной язык, самостоятельное словесное творчество, устное народное творчество, художественная выразительность, художественное восприятие, художественное произведение.


Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

ребенок, художественная литература, произведение, устное народное творчество, слово, предполагаемый результат, образовательная работа

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... В словесном творчестве на первый план выступает восприятие...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в

[4, с. 45]. Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства.

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Выделяют следующие компоненты восприятия художественной литературы

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия

Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному?

Восприятие художественной литературы дошкольников

Художественная литература — одна из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольников. Развитие творческого восприятия художественной литературы — это означает...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в

Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают...

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

Исследования подтвердили, что художественная иллюстрация способна играть важную роль в понимании текста детьми в течение всего дошкольного периода. Это влияние находит свое наиболее значительное проявление на этапе младшего дошкольного возраста.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е

В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества...

Методические аспекты использования устного народного...

Устное народное творчество содержит неисчерпаемые возможности для воспитания ребёнка дошкольного возраста. Произведения устного народного творчества с его содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития детей...

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

ребенок, художественная литература, произведение, устное народное творчество, слово, предполагаемый результат, образовательная работа

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... В словесном творчестве на первый план выступает восприятие...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в

[4, с. 45]. Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства.

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Выделяют следующие компоненты восприятия художественной литературы

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия

Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному?

Восприятие художественной литературы дошкольников

Художественная литература — одна из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольников. Развитие творческого восприятия художественной литературы — это означает...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в

Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают...

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

Исследования подтвердили, что художественная иллюстрация способна играть важную роль в понимании текста детьми в течение всего дошкольного периода. Это влияние находит свое наиболее значительное проявление на этапе младшего дошкольного возраста.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е

В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества...

Методические аспекты использования устного народного...

Устное народное творчество содержит неисчерпаемые возможности для воспитания ребёнка дошкольного возраста. Произведения устного народного творчества с его содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития детей...

Задать вопрос