Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 12.06.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Новоселова, Ю. С. Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях / Ю. С. Новоселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71641/ (дата обращения: 24.04.2024).



Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) в своей деятельности используют правовые акты действующего законодательства Российской Федерации: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [4].

Согласно КоАП РФ, административные материалы в отношении несовершеннолетних лиц рассматриваются на заседаниях комиссии, где решается вопрос о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности. К сожалению, в последнее время наблюдается рост числа административных правонарушений среди несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП РФ. Чаще всего к таким правонарушениям относятся: управление транспортными средствами без права управления транспортным средством соответствующей категории, а также управление мотоциклом или мопедом без мотошлема.

При рассмотрении административных материалов, предусматривающих управление автомобилем несовершеннолетним без водительских прав, вопросов у членов комиссии при назначении административного наказания обычно не возникает, так как данные ситуации не предполагают различных трактовок соответствующей статьи КоАП РФ. Тогда как рассмотрение административных материалов, связанных с управлением несовершеннолетними мотоциклом или мопедом, часто имеет свои особенности.

Во-первых, в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее — ПДД РФ), терминами «мотоцикл» и «мопед» обозначаются разные транспортные средства с соответствующими техническими характеристиками, от наличия которых порой зависит административное наказание лица, управляющего данными транспортными средствами.

Понятие «мотоцикл» в ПДД РФ применяется к двухколесному механическому транспорту, у которого имеется боковой прицеп (или без прицепа). Объем двигателя транспортного средства должен быть выше 50 см3, максимальная скорость конструкции — более 50 км/ч [2]. При таких технических особенностях механическое средство передвижения считается мотоциклом.

В соответствии с ПДД РФ, мопедом (или скутером) называется двух- или трехколесное механическое транспортное средство, которое имеет бензиновый двигатель малого объема (до 50 см3) или электродвигатель небольшой мощности (от 0,25 до 4 кВт), а также небольшую максимальную скорость движения (до 50 км/ч) [2].

Во-вторых, лица, управляющие мотоциклом или мопедом, могут иметь одну из следующих 3-х категорий водительских удостоверений:

– категория «А» — открыта для мотоциклов. Водительское удостоверение категории «А» позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской, а также мопедами.

– подкатегория «А1» — действует на легковые мотоциклы, к которым относятся мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт [2].

Водители, имеющие в водительских правах категорию «А» могут управлять и транспортными средствами подкатегории «А1». Важное отличие подкатегории «А1» от категории «А» состоит в том, что ее можно открыть в возрасте 16 лет [3].

– категория «М» — относится к мопедам. Данная категория введена с 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами [2]. Управлять мопедами также могут и водители, у которых нет водительских прав категории «М», но есть любая другая категория водительских прав, например, «А» или «В».

На заседании комиссии при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, управлявшего мопедом, определенную сложность вызывает тот факт, когда инспекторы ГИБДД при оформлении протокола об административном правонарушении зачастую не указывают, какой именно категории водительских прав не имеет несовершеннолетний правонарушитель, и к административным материалам не всегда прилагают все характеризующие документы на транспортное средство, в которых указывается объем двигателя. В этих случаях членам комиссии при рассмотрении материалов административного дела бывает довольно проблематично определить категорию транспортного средства и, соответственно, определить вид административного наказания несовершеннолетнему лицу.

Рассмотрим пример. В комиссию поступили материалы административного дела в отношении подростка в возрасте 16 лет, который управлял мопедом, не имея соответствующего водительского удостоверения. При рассмотрении материалов на заседании комиссии было установлено, что данное транспортное средство относится к мотоциклам с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью, управление которыми предусматривает наличие водительского удостоверения подкатегории «А1». В этом случае несовершеннолетний уже мог бы пройти обучение и получить водительские права подкатегории «А1», и, таким образом, избежал бы административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ.

В-третьих, еще один нюанс при рассмотрении административных материалов в отношении несовершеннолетних, управляющих мопедами и мотоциклами — это необходимость наличия мотошлема при управлении и езде на двухколесных транспортных средствах.

На практике можно встретить водителей скутеров, которые отказываются от использования мотошлема. В большинстве случаев причинами отсутствия шлема являются халатное отношение водителя к собственной безопасности, незнание правил дорожного движения, непонимание возможных последствий дорожно-транспортного происшествия [4].

Пункт 24.8 ПДД РФ гласит: «велосипедистам и водителям мопедов запрещается двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов)» [2]. Важным уточнением является то, что данный пункт требует наличия застегнутого мотошлема только у водителя мопеда, то есть на пассажиров мопеда такое требование не распространяется.

При этом, водитель (согласно пункта 2.1.1 ПДД РФ) и пассажир мотоцикла (согласно пункта 5.1 ПДД РФ) при движении обязаны оба быть в застегнутых мотошлемах.

Поездка на мотоцикле или мопеде с незащищенной головой приравнивается к неправильному использованию ремней безопасности на автомобильном транспорте. Если водитель, управляющий транспортным средством на двух колесах, не надел защитный мотошлем — это является грубым нарушением ПДД РФ и влечет за собой административное наказание, предусмотренное статьей 12.6 КоАП РФ.

Статья 12.6 КоАП РФ «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов» предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей за управление мотоциклом или мопедом либо перевозку на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах [5]. При этом наказания за езду без мотошлема для пассажира мопеда не предусмотрено. Фактически, что не запрещено, то разрешено.

Тонкая грань в технических характеристиках между мопедом и легковым мотоциклом, объем двигателя которого составляет немногим более 50 см3, при отсутствии техпаспорта или другого характеризующего документа на транспортное средство создает проблемы в правильном применении норм главы 12 КоАП РФ инспекторами ГИБДД.

К примеру, на заседании комиссии рассматривался следующий административный материал: двое несовершеннолетних (водитель и пассажир) в возрасте 16 лет ехали на мопеде, оба находясь без мотошлемов. Инспектор ГИБДД, остановивший подростков, составил на водителя мопеда административные протоколы, предусмотренные частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ и статьей 12.6 КоАП РФ, а также на пассажира мопеда — административный протокол, предусмотренный статьей 12.6 КоАП РФ. Пассажиру вменялось нарушение пункта 5.1 ПДД РФ.

Но пункт 5.1 и пункт 24.8 ПДД РФ ясно гласят, что водитель и пассажиры при поездке на мотоцикле, а также водитель мопеда, должны быть в застегнутом мотошлеме [2]. Несовершеннолетний, являясь пассажиром мопеда, не обязан исполнять данное правило (согласно ПДД РФ). В итоге, рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении данного несовершеннолетнего на заседании комиссии было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения [5].

Таким образом, при рассмотрении на заседаниях комиссии административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, с целью всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [5], важное значение имеет наличие достаточных и полных материалов административного дела.

Литература:

  1. Закон Кировской области от 25.11.2010 № 578 — ЗКО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области» (с изменениями на 23.07.2019).
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения”. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709.
  3. Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году [Электронный ресурс] /Максим Калашников. — Электрон. журн. — 2018. — Режим доступа: https://pddmaster.ru/voditelskie-prava/kategorii-voditelskix-prav.html.
  4. Нужен ли на скутер шлем? [Электронный ресурс] / Максим Калашников. — Электрон. журн. — 2019. — Режим доступа: https://pddmaster.ru/pdd/skuter-shlem.html.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Москва: Проспект, 2019. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, ПДД РФ, транспортное средство, заседание комиссии, административное наказание, административное правонарушение, мопед, мотоцикл, пассажир мопеда, водитель мопеда.


Похожие статьи

Административная ответственность в области дорожного...

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное правонарушение, транспортное средство, Нарушение Правил, административное наказание, перевозка детей, правовое регулирование...

Общая характеристика мер административной ответственности...

административная ответственность, транспортное средство, административный арест, дорожное движение, РФ, административное наказание, лицо, правонарушение, вид наказания, факт...

Некоторые вопросы административно-правового регулирования...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование... Методы выявления нетрезвых водителей | Статья в сборнике...

Меры обеспечения административного производства по делам...

– досмотр транспортного средства (п.3 ч.1 ст.27.1; 27.9 КоАП РФ) подразумевает обследование транспортного средства без нарушения его целостности, производится для обнаружения предметов или орудий административного правонарушения.

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование, Российская...

Некоторые вопросы использования показаний специальных...

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное правонарушение, транспортное средство, Нарушение Правил, административное наказание, перевозка детей... Особенности административно- правовых санкций в сфере...

Информационно-правовые аспекты использования средств...

В статье рассматриваются вопросы использования средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движение. Проводится анализ действующего законодательства регламентирующего эту деятельность.

Административная ответственность за нарушение транспортной...

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в

Санкция статьи 264.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч.

Организационные и правовые проблемы использования показаний...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование...

Административная ответственность в области дорожного...

В статье рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности в области дорожного движения. Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, КоАП РФ, административное правонарушение.

Похожие статьи

Административная ответственность в области дорожного...

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное правонарушение, транспортное средство, Нарушение Правил, административное наказание, перевозка детей, правовое регулирование...

Общая характеристика мер административной ответственности...

административная ответственность, транспортное средство, административный арест, дорожное движение, РФ, административное наказание, лицо, правонарушение, вид наказания, факт...

Некоторые вопросы административно-правового регулирования...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование... Методы выявления нетрезвых водителей | Статья в сборнике...

Меры обеспечения административного производства по делам...

– досмотр транспортного средства (п.3 ч.1 ст.27.1; 27.9 КоАП РФ) подразумевает обследование транспортного средства без нарушения его целостности, производится для обнаружения предметов или орудий административного правонарушения.

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование, Российская...

Некоторые вопросы использования показаний специальных...

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное правонарушение, транспортное средство, Нарушение Правил, административное наказание, перевозка детей... Особенности административно- правовых санкций в сфере...

Информационно-правовые аспекты использования средств...

В статье рассматриваются вопросы использования средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движение. Проводится анализ действующего законодательства регламентирующего эту деятельность.

Административная ответственность за нарушение транспортной...

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в

Санкция статьи 264.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч.

Организационные и правовые проблемы использования показаний...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование...

Административная ответственность в области дорожного...

В статье рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности в области дорожного движения. Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, КоАП РФ, административное правонарушение.

Задать вопрос