Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чумаков, С. А. Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования / С. А. Чумаков, И. Н. Галанина, Р. М. Пахмутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71597/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения содержания и методик современного образования, в т. ч. среднего профессионального. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития теоретической и методической базы для повсеместного внедрения научно-технической деятельности в сфере образования.

Ключевые слова: научно-техническое творчество, творческий поиск, образование, исследовательская деятельность, методика преподавания.

Современный этап развития среднего профессионального образования в России характеризуется процессами поиска и внедрения новых методик и форм обучения, которые позволили бы подготовить специалистов высокого уровня. При этом совершенно оправданным можно назвать внедрение личностно ориентированных подходов в обучении, ведь только на уважении человека и развитии всех его способностей может строиться формирование профессионала, призванного реализовать свои умения и навыки в условиях быстро меняющегося мира. Развитие личности реализуется в том числе через научно-техническое творчество, направленное на познание и изменение окружающего мира.

Феномен творчества в философии, психологии и социологии трактуется довольно широко. Так, под творчеством понимается процесс, результатом которого является созданием чего-то нового и не существовавшего раньше в другой любой отрасли [1]. В различных философских течениях творчество определяется и как торжество абсурдной страсти (А.Камю), и в качестве инструмента переоценки ценностей (Ф.Ницше). Однако, наиболее перспективным определением, указывающим на роль творчества в развитии личности, с точки зрения автора, является определение Н. А. Бердяева: творчество есть процесс выработки качественно нового отношения личности к себе и миру объектов [2] Следует признать, что процесс создания новых концепций или материальных объектов безусловно сопровождается изменениями в картине мира человека. В этом смысле творчество, образование и воспитание имеют определённые общие черты.

Научно-техническое творчество следует рассматривать как специфическую форму человеческой деятельности, направленную и на познание, и на созидание, являющуюся безусловно необходимой для существования общественного прогресса. Все законы и принципы современного естествознания появились благодаря творческому поиску и экспериментальным успехам, более масштабным, чем учебная деятельность учащейся молодёжи, но преследующим, в сущности, одинаковые цели. Отсюда следует необходимость адекватной оценки роли и места научно-технического творчества в учебном процессе.

Этот вопрос остаётся актуальным благодаря тенденциям развития современной образовательной парадигмы, выражающимся в постепенном отказе от консервативных, устаревших методик. Репродуктивные технологии обучения, заключающиеся в воспроизведении уже известной информации, не обладают потенциалом развития личностных качеств и познавательных способностей, т. к. не стимулируют познавательные способности обучающихся в полной мере. «Знаниевый подход» постепенно заменяется и вытесняется «системно-деятельностным» [3].

Подобные изменения могут стать веской причиной внедрения в образовательный процесс важнейших элементов научно-технического творчества, такие как проведение теоретических исследования, эксперименты, моделирование и решение технических задач, создание устройств или законченных теорий для возможного реального применения. Именно благодаря деятельности, построенной на этих принципах, учащиеся имеют потенциальную возможность самостоятельно или под руководством преподавателей получить новые и углубленные знания об мире и будущей профессиональной деятельности, убеждаются на практике в ложности или истинности известных или созданных в процессе познания теоретических предположений, приобретают умения и навыки, обусловленные сущностью общих и профессиональных компетенций.

Необходимо отметить, что в основе технической и научной деятельности молодёжи лежит решение творческих задач разнообразных типов, уровней сложности, которые могут не требовать специфических начальных знаний. Это позволяет обеспечить равный доступ обучающихся к информационным ресурсам, свободно определять свою роль и цели в рамках исследовательского процесса.

Формы научно-технического творчества можно условно разделить на три большие группы: индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные могут быть реализованы в виде выполнения конкретного теоретического или практического исследования одним студентом, групповые, как правило, подразумевают создание коллектива для достижения определённых целей (создание новой технологии, концепции), к массовым можно отнести лекции, конференции и фестивали, итогом которых станет обмен информацией или создание единого объекта (сборника статей с результатами деятельности участников и участниц, различных медиа-ресурсов).

Большое внимание следует уделить месту педагога в процессе творческого поиска обучающихся и соответствующей деятельности. Она должна быть направлена на организацию форм взаимодействия, основной целью которых выступают формирование самостоятельности в поиске и постановке задач, навыков обработки информации и коллективной работы. Недопустимо при этом проявлять авторитарные черты, подчиняя направление исследований собственным взглядам на проблему. Следует выступать в качестве научного руководителя, обеспечивающего консультативную помощь и опираться на собственный педагогический опыт и признанные научные источники в качестве теоретической базы исследовательской работы.

Однако, следует отметить, что теоретические основы научно-технического творчества недостаточно проработаны. Отсутствуют единые методические указания [4] для организации исследовательской и созидательной деятельности. Действенной методикой могли бы стать новые формы самостоятельной работы учащихся и научно-практические конференции, но содержание всех этих мероприятий зачастую сводится к банальному повторению уже известных фактов. В некоторых случаях происходит дискредитация самой идеи творческого поиска, её подменяют принудительным участием в мероприятиях со строго заданной тематикой и смыслом.

Литература:

  1. Соловьев М. С., Латкин В. В. Творчество и креативность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-i-kreativnost (дата обращения: 02.06.2020).
  2. Амелюшкина Светлана Михайловна Понятие «Творчество»: вчера и сегодня // Вестник КГУ. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tvorchestvo-vchera-i-segodnya (дата обращения: 02.06.2020).
  3. Магомедов Ш. А., Исламбекова И. С. Педагогические технологии в системе среднего общего образования // МНКО. 2014. № 6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-srednego-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 02.06.2020).
  4. Мальцева Анна Андреевна, Барсукова Наталья Евгеньевна, Клюшникова Елена Валерьевна О системе практико-ориентированного научно-технического творчества // Высшее образование в России. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sisteme-praktiko-orientirovannogo-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva (дата обращения: 02.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): научно-техническое творчество, творческий поиск, развитие личности.


Похожие статьи

Развитие творческой активности и технического мышления...

Статья посвящена вопросам, связанным с проблемой развития творческой активности и технического мышления личности будущих учителей технологии. Рассматривается эффективность процесса развития технического мышления и творческой активности, через...

Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха...

Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а так же создает условия для раскрытия творческих способностей...

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Формирование творческой личности, одна из главных задач

Творчество — это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Это все же мир детства и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и...

Формирование творческих способностей студентов в процессе...

Классифицируется многообразие творческих проявлений: творчество художественное, научное, производственно-техническое

- Научно-техническое творчество заключается в исследовании закономерностей известных явлений с целью их использования в практике.

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал».

Техническое творчество на внеклассной работе по технологии

Творческое развитие учащихся на уроках технологии. способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество.

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности. В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Одним из важных средств развития творчества учащихся является по моему мнению техническое детское творчество, которое

Развивать творческие способности: − это развивать наблюдательность, активность, общительность, память, привычку анализировать и...

Похожие статьи

Развитие творческой активности и технического мышления...

Статья посвящена вопросам, связанным с проблемой развития творческой активности и технического мышления личности будущих учителей технологии. Рассматривается эффективность процесса развития технического мышления и творческой активности, через...

Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха...

Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а так же создает условия для раскрытия творческих способностей...

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Формирование творческой личности, одна из главных задач

Творчество — это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Это все же мир детства и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и...

Формирование творческих способностей студентов в процессе...

Классифицируется многообразие творческих проявлений: творчество художественное, научное, производственно-техническое

- Научно-техническое творчество заключается в исследовании закономерностей известных явлений с целью их использования в практике.

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал».

Техническое творчество на внеклассной работе по технологии

Творческое развитие учащихся на уроках технологии. способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество.

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности. В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Одним из важных средств развития творчества учащихся является по моему мнению техническое детское творчество, которое

Развивать творческие способности: − это развивать наблюдательность, активность, общительность, память, привычку анализировать и...

Задать вопрос