Влияние профессиональной самореализации на биопсихологический возраст сотрудников уголовно-исполнительной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Салова, А. В. Влияние профессиональной самореализации на биопсихологический возраст сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. В. Салова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 504-508. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71592/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена изучению влияния профессиональной самореализации на биопсихологический возраст у сотрудников УИС. Исследование было проведено на выборке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Количество участников 50 человек. Минимальный возраст сотрудников составляет 20 лет, максимальный 41 год. Среди них 33 мужчин и 17 женщин. Результаты исследования показывают наличие взаимосвязи между показателями профессиональной самореализации и биопсихологического возраста сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также показывают, что существует определенное влияние профессиональной самореализации на показатели биопсихологического возраста.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, биопсихологический возраст, профессиональная деятельность, биологический возраст, психологический возраст.

Проблема поддержания соматического и психологического здоровья у сотрудников УИС имеет первостепенное значение. Хотя здоровье зависит от многих факторов — стрессогенности профессиональной деятельности, экологии, физических особенностей организма и др., очень важно исследовать те личностные факторы, которые могут продлить профессиональное долголетие и оптимизировать функциональное состояние специалистов.

В настоящий момент проблема профессиональной самореализации у представителей УИС становится все более актуальной в связи со спецификой службы. Однако исследование комплексного показателя здоровья — биопсихологического возраста сотрудника пенитенциарной системы остается наименее изученным.

Профессиональная самореализация в психологии понимается как процесс развития личности через реализацию себя в труде, является динамической характеристикой и выступает высшей стадией профессиональной зрелости, а значит, становится результатом профессионального и личностного развития конкретного человека [3, с. 81]. Так, в трудах западных ученых изучение самореализации личности основывается на ее экзистенциальном аспекте, при этом отечественные исследователи рассматривают самореализацию как деятельность, сосредотачивая внимание на значимости социального самоосуществления человека [5, с. 207]

Динамика требований к реализации профессиональных компетенций в особых, нередко экстремальных, условиях труда обуславливает возрастающий интерес к сфере профессиональной деятельности правоохранительных органов. Наше исследование направлено на изучение влияния профессиональной самореализации специалистов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) на их биопсихологический возраст.

Несмотря на развивающийся интерес ученых к данной проблематике, вопрос профессиональной самореализации представителей пенитенциарной службы до настоящего времени остается открытым и дискуссионным в силу особых функциональных задач данной профессиональной сферы труда [6, с. 278].

Стремление к профессиональной самореализации является важным компонентом развития в себе профессионала сотрудниками правоохранительных органов, в частности, специалистов УИС, который требует личностного саморазвития, преодоления профессиональных кризисов, совершенствования профессиональных компетенций, а также возможности актуализации в профессиональной деятельности личностного и творческого потенциала сотрудника [7, c. 105].

В современной науке профессиональная самореализация является существенным признаком физиологического и психологического здоровья специалистов правоохранительных органов и, в свою очередь, отражается на биопсихологическом возрасте специалиста, где наличие профессиональной самореализации является позитивным фактором, уменьшая биопсихологический возраст [1, с. 125]

В связи с повышенным уровнем экстремальности деятельности сотрудников пенитенциарной системы для сохранения их здоровья и профессионального долголетия с помощью оценки биологического возраста возможно диагностировать преморбидные состояния и предупредить снижение функциональных возможностей организма.

В свою очередь психологический возраст является субъективным показателем самооценки человека во времени, где значимость одних и тех же событий или достижений по-разному оценивается различными людьми, отражая субъективное ощущение себя старше или моложе относительно своего хронологического возраста [4, с. 323].

Биопсихологический возраст, отражая активность и успешность человека во всех сферах жизнедеятельности, напрямую влияет на эффективность в профессиональной сфере, а также на готовность человека к саморазвитию и отражает уровень профессиональной реализованности [2].

Целью нашего исследования было выявление компонентов профессиональной самореализации, влияющих на биопсихологический возраст сотрудников УИС.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что существует взаимосвязь между профессиональной самореализацией и биопсихологическим возрастом. Чем выше степень профессиональной самореализации сотрудников УИС, тем ниже их биологический возраст и темп старения, но выше психологический возраст и психобиологическая зрелость.

Исследование проводилось среди сотрудников уголовно-исполнительной системы отдела охраны, отдела режима и отдела психологической лаборатории. Минимальный возраст сотрудников составляет 20 лет, максимальный 41 год. Количество участников 50 человек. Среди них 33 мужчин и 17 женщин. Минимальный стаж службы сотрудников охраны в уголовно-исполнительной системе составляет 1 год, максимальный — 19 лет.

В рамках диагностики для измерения биопсихологического возраста использованы следующие методики:

  1. Метод исследования биопсихологического возраста по К. А. Абульхановой и Т. Н. Березиной.

Для измерения профессиональной самореализации были выбраны методики:

  1. Многомерный опросник самореализации личности С. И. Кудинова.
  2. «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е. А. Гавриловой.
  3. Шкала «Самоэффективность» методика «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача.
  4. Шкала «Самореализация» методики «Система жизненных смыслов» по В. Ю. Котлякову.

Для выявления различий в понимании термина «самореализация» различными авторами ниже дана краткая интерпретация.

По Е. А. Гавриловой: уровень профессионализма.

По С. И. Кудинову: уровень стремления; уровень профессиональных достижений.

По А. В. Махначу Шкала «Самоэффективность»: уровень самоэффективности.

По В. Ю. Котлякову Шкала «Смыслы самореализации»: уровень смысла самореализации.

Исследование проводилось втри этапа:

Первый этап эмпирического исследования заключался в изучении профессиональной самореализации и биопсихологического возраста с помощью набора психодиагностических методик, а также измерения некоторых физиологических показателей организма респондентов. Проведённая диагностика позволила установить особенности проявления профессиональной самореализации и биопсихологического возраста в исследуемой выборке.

Второй этап эмпирического исследования состоял в разделении выборки испытуемых на группы с помощью метода кластерного анализа.

С помощью корреляционного анализа установлены статистически значимые взаимосвязи показателей самореализации с показателями биопсихологического возраста.

На третьем этапе эмпирического исследования был проведен регрессионный анализ с целью оценки вклада переменных профессиональной самореализации в переменные биопсихологического возраста. Были сформулированы выводы о наличии или отсутствии влияния компонентов профессиональной самореализации на биопсихологический возраст сотрудников УИС.

Результаты исследования

Для разделения выборки в качестве интегрального показателя была выбрана диагностическая методика «Многомерный опросник самореализации личности» С. И. Кудинова. В результате кластерного анализа выборка была разделена на 2 кластера. Далее показатели испытуемых 2 кластеров сравнивались по критерию Манна-Уитни, в результате были выявлены статистически значимые различия (См. таблицу 1)

Таблица 1

Различия между показателями испытуемых разных кластеров

Показатели

Средние ранги кластера 1

Средние ранги кластера 2

U Манна-Уитни

Уровень значимости р

Биологический возраст

30,82

21,32

191,000

0,022

Самооценка психологического возраста

32,61

19,91

151,500

0,002

Целевой компонент самореализации по Гаврилову

16,91

32,25

497,000

0,0001

Феноменологический компонент самореализации по Гаврилову

20,27

29,61

423,000

0,024

Уровень профессиональной самореализации по Гаврилову

18,16

31,27

469,500

0,002

Шкала «социально-корпоративные установки» по Кудинову

15,75

33,16

522,500

0,0001

Шкала «активность» по Кудинову

15,30

33,52

532,500

0,0001

Шкала «оптимистичность» по Кудинову

19,11

30,52

448,500

0,006

Шкала «пессимистичность» по Кудинову

30,91

21,25

189,000

0,005

Шкала «экстернальность» по Кудинову

32,30

20,16

158,500

0,001

Шкала «креативность» по Кудинову

16,64

32,46

503,000

0,0001

Шкала «конструктивность» по Кудинову

13,80

34,70

565,500

0,0001

Уровень самореализации по Кудинову

11,68

36,36

612,000

0,0001

Профессиональная самореализация по Кудинову

15,89

33,05

519,500

0,0001

При этом достоверных различий между показателями испытуемых разных кластеров нет по таким показателям биопсихологического возраста, как самооценка здоровья и психобиологическая возрастная зрелость.

Таким образом, в результате кластерного анализа были выделены 2 кластера испытуемых: 1 кластер представили испытуемые с низким уровнем самореализации, 2 кластер — испытуемые с высоким уровнем самореализации. Биологический возраст и психологический возраст испытуемых с низким уровнем самореализации, как правило, совпадает с календарным, а испытуемых с высоким уровнем самореализации — гораздо ниже календарного.

Далее для установления взаимосвязей между показателями самореализации сотрудников УИС и показателями их биопсихологического возраста был проведён корреляционный анализ, который показал наличие статистически значимых взаимосвязей (См. таблицу 2)

Таблица 2

Взаимосвязи между показателями самореализации ипоказателями биопсихологического возраста

Показатели

Коэффициент корреляции

Уровень значимости р

Биологический возраст

Целевой компонент самореализации по Гаврилову

-0,353

0,012

Биологический возраст

Уровень самореализации по Гаврилову

-0,283

0,046

Биологический возраст

Тип самореализации «романтический» по Гаврилову

-0,337

0,017

Биологический возраст

Тип самореализации «формальное выполнение деятельности» по Гаврилову

0,282

0,047

Биологический возраст

Шкала «экстернальность» по Кудинову

0,303

0,032

Самооценка психологического возраста

Уровень самореализации по Котлякову

0,294

0,039

Самооценка психологического возраста

Самоэффективность по Махначу

0,312

0,028

Индекс «ПВ-КВ»

Тип самореализации «успешный» по Гаврилову

0,334

0,018

Индекс «ПВ-КВ»

Тип самореализации «прогнозируемо-ложная» по Гаврилову

0,399

0,004

Психологическая возрастная зрелость

Уровень самореализации по Гаврилову

0,332

0,018

Психологическая возрастная зрелость

Шкала «интернальность» по Кудинову

0,319

0,024

Психологическая возрастная зрелость

Шкала «самоэффективность» по Махначу

0,311

0,028

В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше биологический возраст сотрудников УИС, тем меньше у них сформирован целевой компонент самореализации. Биологически более старшие сотрудники УИС в целом демонстрируют более низкий уровень самореализации, менее удовлетворены своей работой, менее самоорганизованны, видят в своих неудачах чаще всего внешние причины.

Для оценки вклада переменных самореализации в переменные биопсихологического возраста был применён метод регрессионного анализа. В качестве зависимой переменной в регрессионном анализе выступают показатели биопсихологического возраста, независимых — показатели самореализации (См. таблицу 3).

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа для показателя самооценки психологического возраста

R=0,586; RI=0,343; F=4,597

Коэффициент регрессии

Стандартная ошибка

Уровень значимости р

Интерсепт

-64,428

24,998

0,013

Уровень профессионализма

0,379

0,258

0,031

Уровень стремления

-0,630

0,095

0,008

Уровень смысла самореализации

0,292

0,494

0,027

Уровень самоэффективности

0,461

0,276

0,001

На основании полученных данных было составлено уравнение регрессии, объясняющее 34 % вариации показателя самооценки психологического возраста:

Y= 0,379x1* — 0,63x2** + 0,292x3* + 0,461x4** — 64,428,

Самооценка ПВ = 0,379 (уровень профессионализма)* — 0,63 (уровень стремления)** + 0,292 (уровень смысла самореализации)* + 0,461 (уровень самоэффективности) ** — 64,428.

* — коэффициент регрессионного уравнения значим на уровне р ≤0,05;

** — коэффициент регрессионного уравнения значим на уровне р ≤0,01.

В результате анализа установлена прямая связь показателей самооценки психологического возраста с показателями уровня профессионализма, уровня смысла самореализации и самоэффективности. Высокие показатели самореализации способствуют повышению психологического возраста.

Однако, также установлена обратная связь показателей самооценки психологического возраста и уровня стремления, в данном случае с повышением уровня самореализации показатели самооценки психологического возраста уменьшаются.

Проанализировав полученные данные, мы видим, что показатель уровня профессиональных достижений не оказывает значимого влияния на переменную самооценки психологического возраста.

Представим данные следующего регрессионного анализа, где зависимой переменной выступает показатель психобиологической возрастной зрелости (См. таблицу 4)

Таблица 4

Результаты регрессионного анализа для показателя психобиологической возрастной зрелости

R=0,586; RI=0,343; F=4,597

Коэффициент регрессии

Стандартная ошибка

Уровень значимости р

Интерсепт

-1,801

0,665

0,01

Уровень профессионализма

0,668

0,007

0

Уровень стремления

-0,466

0,003

0,047

Уровень самоэффективности

0,416

0,007

0,002

На основании полученных данных было составлено уравнение регрессии, объясняющее 34 % вариации показателя психобиологической возрастной зрелости:

Y= 0,668x1** — 0,466x2* + 0,016x3** — 1,801,

ПВЗ = 0,668 (уровень профессионализма)** — 0,466 (уровень стремления)* + 0,016 (уровень самоэффективности)** — 1,801.

* — коэффициент регрессионного уравнения значим на уровне р ≤0,05;

** — коэффициент регрессионного уравнения значим на уровне р ≤0,01.

Обнаружена прямая связь показателей психобиологической возрастной зрелости с показателями уровня профессионализма и самоэффективности. Высокие показатели самореализации повышают психобиологическую возрастную зрелость.

Также установлена обратная связь показателей психобиологической возрастной зрелости и уровня стремления, в данном случае с повышением уровня самореализации показатели психобиологической возрастной зрелости уменьшаются.

По результатам регрессионного анализа можно сделать следующие выводы: чем выше показатель самоэффективности, тем ниже показатель самооценки психологического возраста; чем выше показатель самореализации, тем выше психобиологическая возрастная зрелость и тем ниже должный биологический возраст.

Выводы

В данном исследовании мы рассматривали компоненты профессиональной самореализации, имеющие влияние на биопсихологический возраст. По итогам исследования было обнаружено, что существует влияние на самооценку психологического возраста, а также на психобиологическую возрастную зрелость. При этом определенного влияния на биологический возраст выявлено не было. Соответственно, можно говорить о том, что гипотеза о влиянии профессиональной самореализации на биопсихологический возраст сотрудников УИС подтвердилась частично.

Литература:

  1. Антипина И. Ю. Профессиональная успешность в контексте психологического возраста личности // Известия Южного федерального университета Технические науки. — 2008. — № 1. — С. 125.
  2. Биопсихологический возраст профессионалов: результаты и перспективы исследований: монография / под общ. ред. Т. Н. Березиной. — М.: Энциклопедист-Максимум, 2019. — 197 с.
  3. Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 3. — С. 80–85.
  4. Маркин В. В., Маркина Л. Д. Соотношение биологического, психологического и календарного возраста человека // Здоровье и образование в ХХI Веке. — 2011. — № 7. — С. 323.
  5. Никашина Н. А. Проблема самореализации личности от античности до наших дней // Вектор науки ТГУ. — 2011. — С. 207–210.
  6. Психология служебной деятельности: учебник и практикум для вузов / А. В. Кокурин [и др.]; под общей ред. А. В. Кокурина, В. Е. Петрова, В. И. Екимовой, В. М. Позднякова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 375 с.
  7. Самойлик Н. А. Профессионально-ценностные ориентации специалистов особых условий труда (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы) // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2019. — № 1. — С. 104–110.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная самореализация, биопсихологический возраст, психологический возраст, биологический возраст, психобиологическая возрастная зрелость, регрессионный анализ, уровень самореализации, уровень стремления, уровень профессионализма, уровень самоэффективности.


Похожие статьи

Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы

В статье раскрыто понятие профессиональной деформации личности сотрудников УИС, на возникновение которой влияют различные факторы, основные из них: стрессогенность профессиональной деятельности и личностные особенности сотрудников. Рассмотрены исслед...

Сравнительный анализ паспортного и биологического возраста студентов педагогического института

В современном мире очень ярко выражена проблема несоответствия биологического и календарного возраста. Причин для этого может быть множество, например — малоподвижный образ жизни, равнодушие к спорту, здоровому образу жизни и пр. В результате биологи...

Возрастные аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям

В статье исследованы возрастные аспекты налоговой культуры и налогового правосознания. Автор выделяет пять возрастных групп налогоплательщиков в связи с психологическим восприятием налоговых обязанностей, отмечая, что на особенности восприятия в данн...

Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии

В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента

Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...

Похожие статьи

Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы

В статье раскрыто понятие профессиональной деформации личности сотрудников УИС, на возникновение которой влияют различные факторы, основные из них: стрессогенность профессиональной деятельности и личностные особенности сотрудников. Рассмотрены исслед...

Сравнительный анализ паспортного и биологического возраста студентов педагогического института

В современном мире очень ярко выражена проблема несоответствия биологического и календарного возраста. Причин для этого может быть множество, например — малоподвижный образ жизни, равнодушие к спорту, здоровому образу жизни и пр. В результате биологи...

Возрастные аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям

В статье исследованы возрастные аспекты налоговой культуры и налогового правосознания. Автор выделяет пять возрастных групп налогоплательщиков в связи с психологическим восприятием налоговых обязанностей, отмечая, что на особенности восприятия в данн...

Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии

В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента

Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...

Задать вопрос