Результаты исследования представления о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Труфанов, А. А. Результаты исследования представления о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами / А. А. Труфанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71538/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье, автор показывает результаты исследования представление о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами.

Ключевые слова: смерть, представление о смерти, юношеский возраст, психологические защитные механизмы.

В последние годы стали заметны проблемы психологического неблагополучия молодого поколения, одной из которых, и может быть самой важной, выступает явное снижение ценности собственной жизни. Об этом свидетельствует увеличение количества детских и подростковых самоубийств, стремительно развивающаяся наркотизация и алкоголизация молодежи, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуального мира реальному миру.

Важно упомянуть психологические защитные механизмы, с помощью которых мы блокируем «то чего не хотим видеть, слышать» о смерти. Механизмы психологической защиты человека весьма разнообразны, цель их — сгладить «острые углы» неприятной реальности, «исказить» ее в свою пользу. Они существуют у всех людей без исключения, но в разной степени: чем осознанней человек, чем больше он принимает на себя ответственность за свои поступки и трезво оценивает свои границы и возможности, тем меньше ему необходимы механизмы психологической защиты. Юношеский возраст — период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека, в это время может остро всплывать вопрос представлении о смерти (утрата близкого, родственников), защитные механизмы, «укрывают» нашу психику от болезненной для нам темы.

Под представлениями о смерти мы будем понимать — обобщенный образ переживания прекращения жизнедеятельности организма как неизбежного естественного конца существования живого существа, как необходимого и существенного момента завершения жизни.

Под механизмами психологической защиты мы будем понимать — бессознательный психический процесс, который призван защищать сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, путём применения специальных механизмов защиты, тем самым регулируя его поведение

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существуют сходства и различия в представлении о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами.

Частными гипотезами исследования являются следующие предположения:

  1. Сходство заключается в том, что юноши и девушки с психологическим защитным механизмом компенсация, представляют смерть как достаточно легкий процесс развития.
  2. У юношей и девушек есть сходство в психологических защитных механизмах, а именно, в механизме замещение; но существует разное личное представление о смерти: при использовании данного психического механизма, юноши представляют смерть как убийство, заболевание; смерть для них враждебная, грубая; а девушки представляют смерть через умирание других людей; смерть для них небезопасная, тяжелая.
  1. Юноши с психологическим защитным механизмом отрицание представляют смерть как перерождение, реинкарнация, считают, что есть жизнь после смерти; они равнодушно относятся к смерти и не осознают ее.
  2. У юношей с психологическим защитным механизмом вытеснение в представление о смерти преобладает страх, они не задумываются о смерти; она для них опасная и тяжелая.
  3. Юноши с психологическим защитным механизмом интеллектуализация представляют смерть как биологический процесс, конец жизни живого организма, задаются вопросом «что будет потом?»; смерть для них конкретна и осознана.
  4. У девушек с психологическим защитным механизмом регрессия в представлении о смерти преобладает сила и уверенность в то, что «я не умру»; они представляют смерть слабой, несамостоятельной, большой.
  5. Девушки c психологическим защитным механизмом проекция представляют смерть через переживания других людей («близкие люди будут за меня переживать»); смерть представляют, как страдание, вызывающее неприятные эмоции.
  6. Девушки с психологическим защитным механизмом реактивное образование представляют смерть как радостный, приятный момент; для них смерть легкая, безопасная и неосознанная.

В нашей работе, представлении о смерти у юношей и девушек изучались при помощи методик «Семантический дифференциал» и сочинение «Мое представление о смерти». Защитные механизмы изучались при помощи методики «Индекс жизненного стиля».

На основании проведённого эмпирического исследования и анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:

  1. В представление о смерти у юношей выступают механизмы внутренней направленности (подавление, интеллектуализация отрицание),
  2. У девушек преобладают механизмы внешней направленности (реактивное образование, компенсация) и механизмы внутренней направленности (регрессия)
  3. Используя механизм психологической защиты «интеллектуализацию», юноши представляют смерть как биологический процесс, конец жизни живого организма, задаются вопросом «что будет потом?»; смерть для них конкретна и осознана; а девушки представляют смерть как абстрактный, неосознанный процесс развития.
  4. При использовании психологического защитного механизма «замещение», юноши представляют смерть как убийство, заболевание; смерть для них враждебная, грубая; а девушки представляют смерть через умирание других людей; смерть для них небезопасная, тяжелая.
  5. Используя психологический защитный механизм «отрицание» юноши представляют смерть как перерождение, реинкарнация, считают, что есть жизнь после смерти; они равнодушно относятся к смерти и не осознают ее, адевушки боятся собственной смерти.
  6. Используя психологический защитный механизм «вытеснение», в представлении о смерти преобладает страх, они не задумываются о своей смерти; она для них опасна и тяжела, а девушки переключают фокус внимания при представлении о смерти на позитивный; она для них легкая и неопасная.
  7. Используя психологический защитный механизм «регрессия», у девушек в представление о смерти преобладает сила и уверенность в то, что «я не умру», они представляют смерть слабой, несамостоятельной, большой, а юноши не ценят собственную жизнь.
  8. Используя психологический защитный механизм «компенсация» юноши представляют, что есть жизнь после смерти; представляют смерть обычной и холодной, а девушки представляют смерть как определенный процесс развития; как мягкая легкая.
  9. Используя психологический защитный механизм «проекция», девушки представляют смерть через переживания других людей; смерть представляют, как страдание, вызывающие неприятные эмоции, а юноши представляют смерть через переживание о других людях; представляют смерть как наслаждение.
  10. Используя психологический защитный механизм «реактивное образование», девушки представляют смерть как радостный, приятный момент; для них смерть легкая, безопасная и неосознанная, а юноши представляют смерть как спокойствие, конец жизненного пути; представляют смерть тяжелой, опасной, осознанной.

Литература:

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / Ф. Арьес. Москва: Прогресс-Академия, 1992. 303 с.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. Москва: МГУ, 1990–271 с.
  3. Баканова А. А. Танатопсихология: современное состояние и основные направления исследований в России // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2014. — N 6(29) [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru
  4. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребера. Москва: Вече, АСТ, 2000. Т. 2. — 560 с.
  5. Бордуков О. В. Проблема смерти в экзистенциализме / О. В. Бордуков // II Всероссийская научн.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений, под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. -С. 136–141.
  6. Васильева О. С. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте / О. С. Васильева, И. Е. Андрущенко // Школа здоровья. 2000. — Том 7 — № 1. — С. 15–23.
  7. Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностика / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. 2001. — № 6. — С. 1–8
Основные термины (генерируются автоматически): смерть, психологический защитный механизм, девушка, механизм, юноша, представление, психологическая защита, собственная жизнь, биологический процесс, внутренняя направленность.


Ключевые слова

психологические защитные механизмы, юношеский возраст, смерть, представление о смерти

Похожие статьи

Ведущие механизмы психологической защиты в юношеском...

А также приводятся результаты исследования механизмов психологической защиты у

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, юноши, зрелый возраст.

Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности...

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.

Психология защитных механизмов личности | Статья в журнале...

Резюмируя, механизмы защиты — это способ, с помощью которого мы защищаем себя от внутренних и внешних напряжений.

Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности. Методика для измерения степени использования индивидом...

Особенности связи механизмов психологической защиты...

Психологические защиты у детей изучались методом экспертных оценок матерей с помощью методики «Карта оценки детских защитных механизмов» Е. В. Чумаковой. Сопоставление механизмов психологических защит у дошкольников и их матерей показало следующее.

Механизмы психологической защиты женщин во время...

В статье представлен обзор психологической литературы по вопросу механизмов психологической защиты женщин во время беременности. Представлены различные взгляды авторов на проблему психологической защиты, выделены психологические факторы...

Механизмы психологической защиты и уровень притязаний...

Механизмы психологической защиты нужны человеку для того, чтобы в процессе своего развития ограждать сознание от негативного влияния факторов отрицательной направленности. Деятельность человека обусловлена определенными жизненными этапами...

О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем...

Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

С точки зрения Карен Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между

Итак, одним из основоположников теории защитных механизмов психики является Зигмунд Фрейд.

Психологические механизмы развития мотивации человека

Отечественными психологами проведено огромное количество исследований, касающихся проблемы механизмов мотивации. Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.

Психологические защиты и копинг-стратегии у женщин во время...

Само понятие «психологическая защита» применительно к описанию именно внутренних, интрапсихических механизмов, стало впервые применяться в практике у З. Фрейда. Он впервые начал говорить об этом понятии в своей работе «Защитные нейропсихозы», изданной в 1894...

Похожие статьи

Ведущие механизмы психологической защиты в юношеском...

А также приводятся результаты исследования механизмов психологической защиты у

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, юноши, зрелый возраст.

Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности...

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.

Психология защитных механизмов личности | Статья в журнале...

Резюмируя, механизмы защиты — это способ, с помощью которого мы защищаем себя от внутренних и внешних напряжений.

Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности. Методика для измерения степени использования индивидом...

Особенности связи механизмов психологической защиты...

Психологические защиты у детей изучались методом экспертных оценок матерей с помощью методики «Карта оценки детских защитных механизмов» Е. В. Чумаковой. Сопоставление механизмов психологических защит у дошкольников и их матерей показало следующее.

Механизмы психологической защиты женщин во время...

В статье представлен обзор психологической литературы по вопросу механизмов психологической защиты женщин во время беременности. Представлены различные взгляды авторов на проблему психологической защиты, выделены психологические факторы...

Механизмы психологической защиты и уровень притязаний...

Механизмы психологической защиты нужны человеку для того, чтобы в процессе своего развития ограждать сознание от негативного влияния факторов отрицательной направленности. Деятельность человека обусловлена определенными жизненными этапами...

О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем...

Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

С точки зрения Карен Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между

Итак, одним из основоположников теории защитных механизмов психики является Зигмунд Фрейд.

Психологические механизмы развития мотивации человека

Отечественными психологами проведено огромное количество исследований, касающихся проблемы механизмов мотивации. Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.

Психологические защиты и копинг-стратегии у женщин во время...

Само понятие «психологическая защита» применительно к описанию именно внутренних, интрапсихических механизмов, стало впервые применяться в практике у З. Фрейда. Он впервые начал говорить об этом понятии в своей работе «Защитные нейропсихозы», изданной в 1894...

Задать вопрос