Антикоррупционная политика компании: проблемы формирования и реализации
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Антикоррупционная политика компании: проблемы формирования и реализации

Поделиться в социальных сетях
37 просмотров
Библиографическое описание

Адаева, А. А. Антикоррупционная политика компании: проблемы формирования и реализации / А. А. Адаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71443/ (дата обращения: 29.07.2021).



Ключевые слова: антикоррупционная политика компании, коррупция, оценка рисков.

Многие ведущие международные организации гордятся принятой в компании антикоррупционной политике — отсутствие коррупции в компании важно для ее общего и экономического развития.

Помимо того, что коррупция принесет компании множество проблем с законом, она также может привести ко многим негативным последствиям, таким как сокращение денежных ресурсов. Для предотвращения, компании необходимо провести оценку риска коррупции, а после этого внедрить антикоррупционную политику для борьбы с потенциальными коррупционными правонарушениями. В антикоррупционной политике изложены основные стандарты поведения, а также позиция компании в отношении принятия ценных подарков и разрешения конфликта интересов. В политике четко должно быть прописано, что она распространяется на весь персонал.

Актуальность работы обусловлена тем, что противодействие коррупции является важнейшей задачей, решение которой для многих компаний является вопросом дальнейшего экономического развития. В настоящее время мировым сообществом осознано, что успешное противодействие коррупции возможно только при объединении усилий как страны, так и компании.

Коррупция вызывает серьезные проблемы, наносит ущерб экономическому, политическому и социальному развитию страны и компании. Помимо того, что частный сектор является жертвой коррупции, компании также могут и сами совершать данное правонарушение. Такое поведение искажает конкурентные условия на рынке, приводя к неравенству — компании выигрывают на рынке за счет взяток, а не являясь более эффективными или инновационными. Это, в конечном итоге, приводит к ухудшению конкурентоспособности экономики.

Большая часть научных работ как российских, так и иностранных авторов затрагивает только антикоррупционную политику государственного сектора. Авторы определяют, что коррупция возникает тогда, когда человек злоупотребляет своей властью ради личной выгоды за счет других людей.

Политика создается компаниями с многочисленными, часто противоречивыми и порой меняющимися целями развития. Одна из наиболее важных особенностей заключается в том, что политика не является процессом со статичными целями, в котором организация имеет четкий контроль над достижением прогнозируемых или желаемых результатов. Скорее, разработка политики часто является «туманной попыткой повлиять на вероятность будущих ситуаций». Политика, которая обычно формулируется высшим руководством, позволяет им достигать цели и задачи организации, но не гарантирует это.

Термин «политика» определяется Гарольдом Кунц и О'Доннелом как «общие положения или понятия, которыми руководствуются, или с помощью которых направляют мышление и действия при принятии решений» [1, c. 250]. Политика обеспечивают принятие решений в рамках, которые они затрагивают. Кунц и О'Доннел четко описали принципы, которые должны соблюдаться при выполнении различных функций управления, включая и политику компании. Руководство должно установить процедуру периодического пересмотра политики.

Джордж Р. Терри определил: «политика — это устное или письменное, и всеми используемое общее руководство, устанавливающее границы, которые, в свою очередь, указывают направление, в котором будут приниматься различные управленческие решения».

По словам Дж. С. Чандана, «политика — это заявление и заранее определенные руководства и принципы, которые обеспечивают общее направление для принятия решений и принятия мер'' [2, c. 116]. Политика — это постоянный план, обеспечивающий основу для принятия руководством мер по решению периодически возникающих проблем. Поэтому хорошо продуманная и эффективная антикоррупционная политика, основанная на корпоративных целях и потребностях, может помочь избежать поспешных решений и помочь организации в принятии решений.

Колин Бренч определил: «политика — это формальный образец для руководства теми, кто несет ответственность за управлением деятельностью компаний» [3, c. 25].

Коррупция, без постоянного развития мер, противодействующих ей, расширяется и проникает в более глубокие слои компании. Именно по этой причине организации должны выделять антикоррупционную политику и разрабатывать различные комплексы мероприятий, как одно из направлений их основных задач.

Разработанные механизмы должны минимизировать масштабы коррупции не только в краткосрочном плане, но и устранить ее в соответствии с долгосрочной стратегией.

Цель антикоррупционной политики организации состоит в том, чтобы наметить приемлемое и неприемлемое поведение в деятельности и областях, где коррупция может иметь место быть, и подтвердить приверженность компании полному соблюдению применимых антикоррупционных законов, принятых в Российской Федерации [4, c. 56].

Также эффективная антикоррупционная политика выполняет две функции:

– Защита компании от мошенничества и злоупотреблений властью: одним из самых главных потенциальных преимуществ эффективной антикоррупционной политики является то, что антикоррупционный контроль и действующие внутренние процессы помогают предотвратить противоправные действия, направленные против компании;

– Привлечение наиболее талантливых сотрудников и членов совета директоров: бóльшая часть потенциальных сотрудников не желают работать в компаниях, в которых процветает коррупция.

После разработки основных пунктов, обобщающих антикоррупционные ценности компании и рекомендации по ее обеспечению, необходимо включить в политику инструменты ее реализации и механизм контроля. Инструменты будут гарантировать, что антикоррупционные мероприятия и стандарты будут внедрены на практике, а не просто останутся написанными на бумаге.

Прежде всего, компания должна эффективно и четко донести содержание антикоррупционной политики до сотрудников, партнеров и даже клиентов. В информационную эпоху предприятие должно максимально использовать интернет. Официальный сайт компании обязательно должен содержать антикоррупционную политику и все ее составляющие, включая кодекс деловой этики и другие локальные нормативные акты [5, c. 16]. Это должно обеспечить не только внешний, но и, прежде всего, внутренний поток информации и коммуникации.

При разработке антикоррупционной политики потребуется оценка рисков коррупции, учитывающая индивидуальные обстоятельства компании. Коррупционные риски каждой компании уникальны и варьируются от одного проекта к другому. Компания должна определить методологию для выявления, анализа и устранения конкретных рисков, с которыми она сталкивается.

Для достижения успеха необходимо не только иметь хорошую антикоррупционную политику, но и эффективно ее реализовать. Первый ключевой элемент реализации сосредоточен на корпоративной ответственности, ведь это основа существующих международных стандартов. Кроме того, законодательство должно требовать прозрачности документации компании.

Еще одним условием успешной реализации антикоррупционной политики является организация тренингов для сотрудников, руководителей и директоров. Они должны служить каналами для объяснения сотрудникам этических норм, а также для разъяснения правил, санкций и требований к ним, особенно с точки зрения того, как они должны действовать, когда попадают в нестандартные ситуации [6, c. 23].

Также, в крупных компаниях, после любых существенных изменений в деятельности компании, таких как изменение корпоративной структуры или после слияния с другим субъектом бизнеса, обновляют антикоррупционную политику.

Как итог работы сформулированы следующие предложения по совершенствованию механизмов антикоррупционной политики компании:

  1. Наиболее важной частью антикоррупционной деятельности компании является собственный внутренний анализ. Компании должны регулярно оценивать свою антикоррупционную политику на предмет эффективности и вносить необходимые улучшения.
  2. Подход, основанный на оценке риска, имеет важное значение для определения как соответствующей антикоррупционной политики, так и ее проверки. Не существует единой универсальной антикоррупционной политики или метода проверки эффективности работы политики. Хорошо продуманная политика будет отличаться от одной компании к другой, например, в зависимости от отрасли.
  3. Компании должны раскрывать информацию о своей антикоррупционной программе, в том числе о ее реализации и проверке, чтобы повысить прозрачность и доверие общественности.
  4. Особое место в системе противодействия коррупции отводится профилактике. В этом направлении просто необходима разработка нового подхода, заключающегося не только во внедрении ограничений, запретов и обязательств для работников, но и включающего обеспечение безопасности для осведомителей об коррупционном правонарушении.

Литература:

  1. Harold Koontz, Cyril O'Donnell. Principles of Management, 1960г. -736 c.
  2. S. Chandan Principles of Management, 2014 г. -376 c.
  3. C. Brench Computational Modeling Handbook, 1998 г. -327 c.
  4. А. Л. Карабанов, С. К. Мелькин. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовые и криминологические аспекты. — М., Волтерс Клувер, 2010. — 200 с.
  5. Transparency International report, 2005 г. -75 с.
  6. UNGC report, 2009г. -47 с.

основные термины

генерируются автоматически
антикоррупционная политика компании, коррупция, оценка рисков
Похожие статьи
Мелкоступов Эдуард Глебович
Антикоррупционная политика компании. Проблемы и пути решения
Экономика и управление
2019
Печёнкин Станислав Вячеславович
Профилактические меры антикоррупционной политики
Юриспруденция
2019
Шурыгин Филипп Филиппович
Антикоррупционная политика Республики Сингапур
Политология
2015
Федотов Александр Владимирович
Антикоррупционная политика Банка России и пути ее реализации
Юриспруденция
2020
Созонова Виолетта Сергеевна
Коррупция в современной России: пути противодействия
Юриспруденция
2019
Милославский Владимир Германович
Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политике России и общественных отношениях
Экономика и управление
2016
Ермакова Елена Владимировна
Правовые основы антикоррупционной политики России
Юриспруденция
2016
Лях Юлия Сергеевна
Антикоррупционная политика в Российской Федерации и правовые формы ее реализации
Юриспруденция
2020
Бидова Бэла Бертовна
Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России
Юриспруденция
2015
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Экономика и управление
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Мелкоступов Эдуард Глебович
Антикоррупционная политика компании. Проблемы и пути решения
Экономика и управление
2019
Печёнкин Станислав Вячеславович
Профилактические меры антикоррупционной политики
Юриспруденция
2019
Шурыгин Филипп Филиппович
Антикоррупционная политика Республики Сингапур
Политология
2015
Федотов Александр Владимирович
Антикоррупционная политика Банка России и пути ее реализации
Юриспруденция
2020
Созонова Виолетта Сергеевна
Коррупция в современной России: пути противодействия
Юриспруденция
2019
Милославский Владимир Германович
Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политике России и общественных отношениях
Экономика и управление
2016
Ермакова Елена Владимировна
Правовые основы антикоррупционной политики России
Юриспруденция
2016
Лях Юлия Сергеевна
Антикоррупционная политика в Российской Федерации и правовые формы ее реализации
Юриспруденция
2020
Бидова Бэла Бертовна
Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России
Юриспруденция
2015