Проектирование дистанционной программы формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 10.06.2020

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Офат, И. В. Проектирование дистанционной программы формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста / И. В. Офат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71435/ (дата обращения: 24.04.2024).



Вопрос становления, формирования и развития психолого-педагогических компетенций у родителей является актуальным в нашем современном мире. Ведь именно родители несут первоочередную ответственность за воспитание собственных детей: «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [3].

По результатам первичной диагностики уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста, результаты который мы представили в статье «Психолого-педагогические компетенции родителей, термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста» [2] мы сделали вывод, что родители в основном имеют средний уровень развития психолого-педагогических компетенций, но также необходимо обратить внимание, что достаточно большое количество родителей имеет низкий уровень сформированности данных компетенций, а высокий уровень практически отсутствует.

А на основе изучении потребности в обучающей программе, желании принять участие и форме проведения программы [2], мы сделали вывод, что современные родители интересуются вопросом воспитания детей дошкольного возраста и готовы принимать участие в специальных программах для родителей, но в дистанционном формате с применением таких новых форм работы как: короткие видео и вебинары с дополнительными текстовыми материалами.

В рамках педагогического эксперимента была разработана дистанционная программа «Прокачай себя и стань родителем сотого уровня» направленная на формирование психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста в игровой форме. Программа была направлена не только на формирование данной компетенций, но и на развитие эмоционального интеллекта у самих родителей. Нам было предположено, что книги, курсы и советы по воспитанию детей не будут работать без базового понимания своих эмоций. Данная форма была выбрана не случайно, это было сделано для, чтобы родители не заскучали во время программы и у них не пропало желание учиться чему-то новому.

Цель программы: содействовать процессу формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта у родителей, с применением игровой формы подачи информации.

Задачи программы:

В области когнитивного компонента:

− содействовать в повышении уровня знаний родителей по теме детской психологи и педагогики или актуализировать знания, которые были получены ранее;

В области функционального компонента:

− способствовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации различных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;

− способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной развивающей помощи по разным направлениям личностного развития;

− способствовать формированию способов бесконфликтного взаимодействия;

В области мотивационного компонента:

− содействовать развитию интереса родителей к грамотному семейному воспитанию, созданию развивающей среды и изучению личности ребенка;

− способствовать формированию ответственности за результат воспитания;

− способствовать становлению устойчивого понимания в необходимости повышения своей психолого-педагогической компетенции в вопросах воспитания ребенка.

В области личностного компонента:

− способствовать формированию осознанного родительства;

− содействовать проявлению интереса к оценке родителями своих достижений в вопросах воспитания ребенка;

− обогатить опыт анализа своего влияния на личностное развитие ребенка дошкольного возраста.

В области развития эмоционального интеллекта у родителей:

− содействовать проявлению интереса к личностному саморазвитию в области эмоционального интеллекта;

− способствовать развитию эмоционального интеллекта у родителей.

Программа была построена согласно со следующим принципами: научности, доступности, диалогичности,вовлеченности, актуальности

Программа была спроектирована согласно компонентной структурой психолого-педагогической компетенции родителей [2]. И включала в себя все четыре компонента психолого-педагогических компетенций: когнитивный, функциональный, мотивационный, личностный.

Когнитивный компонент — знания индивида, которые необходимы ему для выполнения целевой деятельности. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Знаю». [1, с. 73]. Является информационной компетенцией, включает в себя определенный объем знаний по основам психологии, педагогике и воспитанию детей дошкольного возраста. Для данного компонента мы подобрали следующие темы:

Тема 1. Особенности развития психики детей дошкольного возраста; развитие творческого воображения; развитие наглядно образного-мышления; развитие внимания; развитие памяти; формирование правильной речи; формирование самосознания; развитие через игру; развитие эмоционально волевой сферы Особое внимание было уделено развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Тема 2. Стили воспитания: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, гиперопекающий, отчужденный, хаотический, попустительский.

Тема 3. Кризисы возрастного развития ребенка дошкольного возраст: кризис трех лет; кризис семи лет.

Тема 4. Воспитания ребенка дошкольного возраста. В данной теме рассматриваются основные методы и подходы к воспитанию детей дошкольного возраста: рассказ, разъяснение, беседа, пример, упражнения, поощрение, наказание как методы воспитания детей дошкольного возраста;

Тема 5. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.

Функциональный компонент — умение и навык применить полученные знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, и определяется глаголом «Умею». Представляет собой коммуникативную и технологическую компетенции. Где коммуникативная компетенция представляет собой способность родителей вести бесконфликтное общение с ребенком. А технологическая проявляется в освоении способов организации взаимодействия с ребенком в процессе решения воспитательных задач. Для данного компонента мы выбрали следующие темы для рассмотрения:

Тема 1. Организация деятельности ребенка дома.

Тема 2. Совместные игры с ребенком.

Тема 3. Развиваем память, внимание, мышление, воображение;

Тема 4. Развиваем эмоциональный интеллект;

Тема 5. «О чём думает ребенок?» — разбор ситуаций, с которыми может столкнуться каждый родитель, как способ взглянуть на мир глазами ребенка;

Мотивационный компонент — отражающий осознанную готовность, желание и стремление индивида для выполнения своей целевой деятельности. Этот компонент выражается глаголом «Хочу». Этот компонент представлен мотивационной компетенцией, которая отражает наличие у родителей социальных и субъективных мотивов в вопросе повышения свой психолого-педагогической компетенции для воспитания и развития ребенка. Для данного компонента мы выделили для рассмотрения следующие темы:

Тема 1. «Родителями не рождаются, родителями становятся» — зачем родителям знать основы детской психологии и педагогики.

Тема 2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка;

Тема 3. Перспектива развития моего ребенка. Что ждет его в будущем и как я могу повлиять на это сегодня.

И личностный компонент, который отражает психологические, физические и другие персональные качества индивида в аспекте его готовности осуществлять тот или иной вид деятельности [1, с. 74]. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Могу». Так же проявляется в осознании родителей огромного значения саморазвития и совершенствования в вопросах личностного роста в вопросах воспитании детей. И представляет собой аналитическую компетенцию, или по-другому — рефлексивная, которая выражается в способности родителей анализировать свои уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты. В данном разделе мы рассматриваем следующие темы:

Тема 1. «Достаточно хороший» родитель — как не бояться допускать ошибок;

Тема 2. «Воспитываю себя — воспитываю ребенка»;

Тема 3. «Детский психолог» — помощник для родителей.

Отдельно необходимо рассмотреть блок, который направлен на развитие эмоционального интеллекта у самих родителей, который в свою очередь помогает формированию когнитивного компонента психолого-педагогических компетенций и может оказать влияние на мотивационный и личностный компоненты. По данному направлению нами было предложено рассмотреть следующие темы такие темы как: «Эмоциональный интеллект», «Базовые эмоции» «Азбука человеческих эмоций», «Социальная восприимчивость», «Развитие эмпатии» и другие.

Программа была спроектирована таким образом, чтобы часть заданий дополняли друг друга. Как пример рассмотрим один день проведения программы. В этот день было размещено четыре задания. Задание № 26 «Эмпатия» было направлено на развитие эмоционального интеллекта у родителей. Задание № 27 «Прочитать» представляло собой статью на тему развития памяти у дошкольников, которое было направлено на формирование когнитивного компонента. Задание № 28 «Поиграем», состояло в том, чтобы сами родители потренировали свою память, что в свою очередь способствовало формированию функционального компонента. А задание № 29 «Копилочка идей», где были представлены некоторые игры на развитие памяти дошкольников, которые родители могли сразу приметь, оказывала косвенное действие по формированию мотивационного и личностного компонента. Таким образом задания одного дня включал в себя все компоненты психолого-педагогических компетенций.

Программа была рассчитана на семнадцать дней интенсивного игрового обучения, на прохождение ежедневных заданий родителям требовалось уделять примерно 20–30 минут личного времени.

Так же был разработан механизм участия и мониторинга выполнения заданий игры. Для участия в игре необходимо направить запрос на подписку в специально созданный аккаунт в сети инстаграм. После подтверждения подписки, участнику открывается доступ к заданиям, которые ежедневно размещаются в профиле данного аккаунта. За выполнение каждого задания участник получал определенное количество баллов, в сумме необходимо было набрать сто баллов. Метод отслеживания выполнения заданий был простой, как только задание было выполнено каждому участнику необходимо было написать в комментариях «готово» или высказать свое мнение по какому-либо вопросу, если это было предусмотрено в задании.

Так же была разработана система поощрения. Каждый участник программы получал набор дополнительных материалов по развитию основных психических функций: память, внимание, воображение и др. А также список бесплатных электронных ресурсов для самостоятельного изучения и список рекомендованной литературы с указанием ссылок, где данные книги можно было приобрести или бесплатно скачать.

Литература:

  1. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / Под ред. Доктора пед. Нак, профессора И. Д. Рудинского. — 2-е изд., испр. — М: Горячая линия — Телеком, 2019. — 240 с. с ил.
  2. Офат, И. В. Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста / И. В. Офат — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С.. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5360/ (дата обращения: 05.06.2020)
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, родитель, эмоциональный интеллект, воспитание детей, воспитание ребенка, когнитивный компонент, компетенция, личностный компонент, развитие, родитель детей.


Похожие статьи

Психолого-педагогические компетенции родителей: термин...

Ведь именно родители несут первоочередную ответственность за воспитание собственных детей

Когнитивный компонент, который представляет собой: знания индивида, которые

Личностный компонент — высший уровень 2 % (1 отец), средний уровень 65 % (40 человек...

Методы и технологии формирования эмоционального...

Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Проблема развития социального интеллекта в процессе...

в структуре социального интеллекта у детей преобладает первый компонент, т.е. что, возможно, объясняется успешной реализацией

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного... социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных особенностей детей способствует проектированию гибких педагогических технологий личностно-ориентированного, развивающего образования сообразно психофизиологическим...

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность...

Предпосылки и условия формирования когнитивных...

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста.

Это позволило нам предположить, что развитие когнитивных компетенций у детей старшего дошкольного возраста реализуется через интегративную форму подачи...

Успешная социализация детей дошкольного возраста через...

– Создать условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта, разработать и апробировать методы развития эмоционального интеллекта совместно с психологом и выявить влияние на успешную социализацию детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Психолого-педагогические компетенции родителей: термин...

Ведь именно родители несут первоочередную ответственность за воспитание собственных детей

Когнитивный компонент, который представляет собой: знания индивида, которые

Личностный компонент — высший уровень 2 % (1 отец), средний уровень 65 % (40 человек...

Методы и технологии формирования эмоционального...

Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Проблема развития социального интеллекта в процессе...

в структуре социального интеллекта у детей преобладает первый компонент, т.е. что, возможно, объясняется успешной реализацией

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного... социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных особенностей детей способствует проектированию гибких педагогических технологий личностно-ориентированного, развивающего образования сообразно психофизиологическим...

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность...

Предпосылки и условия формирования когнитивных...

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста.

Это позволило нам предположить, что развитие когнитивных компетенций у детей старшего дошкольного возраста реализуется через интегративную форму подачи...

Успешная социализация детей дошкольного возраста через...

– Создать условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта, разработать и апробировать методы развития эмоционального интеллекта совместно с психологом и выявить влияние на успешную социализацию детей дошкольного возраста.

Задать вопрос