Ключевые слова: корпоративные злоупотребления, промышленность, специфика корпоративных злоупотреблений.
Корпоративные злоупотребления относятся к виду мошенничества, совершаемого физическими лицами против организации. Определяются как «убытки, вызванные действиями такого рода, направленными на обман, незаконное присвоение имущества или обход нормативных актов, законодательства или политики компании, которая включает в себя по крайней мере одну внутреннюю сторону, действующую в личных интересах». Именно наемная рабочая сила является главной угрозой ныне для организаций. Корпоративные злоупотребления обычно возникают в результате конфликта личных интересаов сотрудника или группы сотрудников с интересами организации. Подсчитано, что в среднем 5 % годовой прибыли организации теряется в результате корпоративных злоупотреблений. Отечественная практика показывает примерно такие же результаты, а то и больший процент, так как на борьбу с корпоративными злоупотреблениями в российских организациях тратят примерно 0,1 % от общего оборота.
Сотрудники, в корыстных целях пользующиеся своим положением, по должности часто являются «доверенными» пользователями, которым для выполнения своей работы необходим доступ к конфиденциальной информации и конфиденциальным ресурсам компании. Корпоративные злоупотребления могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными; некоторые сотрудники злонамеренно пытаются совершить мошенничество, в то время как другие просто не понимают правил безопасности или совершают ошибки. Примерами подобных мошенничеств являются: кража коммерческой тайны, хищение денег, кража личных данных клиентов, раскрытие информации о клиентах и участие в рискованной торговле от имени предприятия.
Волошин Д. А. отмечает, что мошенничество объединяет то, что опасность в случае его проявления грозит общему делу, так как оно может быть разным с точки зрения проявления и объема финансовых потерь, но в любом случае наносит вред и сотрудникам, и общему делу. [1, с. 156]
В зарубежных научных исследованиях можно встретить в основном рекомендации для главного руководства по отношению к топ-менеджменту, так как за рубежом большинство злоупотреблений исходят от топ-менеджмента. Данная цифра может достигнуть до 70 %. Однако данная модель не совсем актуальна для России. В Российской Федерации большинство корпоративных злоупотреблений исходит от главного руководства (более 50 %), так как сейчас актуальна схема мгновенного заработка путем быстрой купли-продажи, а также неоднократного использования своего должностного положения в личных, корыстных целях.
Для России более характерны такие виды корпоративных мошенничеств, как незаконное присвоение активов, коррупция и злоупотребление служебным положением, однако самым весомым в данной троице является незаконное присвоение активов. Под коррупцией подразумеваются подкупы, «откаты» при расчетах, несанкционные денежные вознаграждения и так далее.
Исследования в российских организациях показывают, что в большинстве своем в схемы корпоративных злоупотреблений замешаны мужчины, имеющие среднее и высшее образование, нежели женщины, причем ущерб, нанесенный мошенником с высшим образованием, может в пять раз превысить ущерб, который может нанести мошенник со средним образованием.
Миронова О. А., Растамханова Л. Н. и Скрипин Д. Л. определяют сегодня корпоративные мошенничества как одни из самых существенных угроз для бизнеса. [2, с. 7–13]
Также существуют мошенничества и злоупотребления, чьими инициаторами могут являться люди, связанные между собой родственными связями. Показатель по таким злоупотреблениям очень высок, составляет примерно 72 %.
Злоупотребления, совершаемые персоналом, в том числе менеджмент, топ-менеджмент основано на том, что они стремятся улучшить качество своей жизни, при этом понимая, что есть на то подходящие условия и возможности, что является безусловным допущением руководителя.
Г. Ф. Шерщенеевич отмечает, что халатное отношение к работе, незнание этических кодексов компании, незаинтересованность в качестве своей работы приводит к тому, что страдает в значительной степени работа компании.
Кольцова Т. А. указывает на то, что раскрытие корпоративных злоупотреблений достаточно часто обуславливается случайностью, а не систематическими действиями, направленными на выявление данных проступков, так как проверка службы экономической безопасности проводится лишь формально. [3, с. 306–310]
Миронова О. А., Растамханова Л. Н. и Скрипин Д. Л. также говорят, что именно слабая система контроля или ее отсутствие побуждает сотрудников к экономическим правонарушениям, ведь уже долгое время принято считать одной из главных причин корпоративного злоупотребления — возможность совершить неправомерный поступок безнаказанно. [2, с. 7–13]
Промышленный сектор или вторичный сектор — это один из 3 секторов, составляющих экономику страны. Два других — это первичный сектор и сектор услуг.
Промышленный сектор обычно принимает конечный продукт первичного сектора и затем применяет его для создания готовых изделий, которые затем либо покупаются конечным потребителем, либо отправляются на дальнейшую переработку или изготовление. Промышленный или вторичный сектор можно разделить на два типа: тяжелая промышленность и легкая промышленность.
Существует несколько общих подразделений промышленного сектора: автомобильная промышленность; химическая промышленность; потребительская электроника; промышленное оборудование; производство стали; табачная промышленность; аэрокосмическое производство; пивоваренная промышленность; текстильная промышленность; энергетическая промышленность; металлообработка; электросвязь.
Экономисты придерживаются мнения, что обрабатывающая промышленность создает богатство по сравнению с сектором услуг. Сектор услуг рассматривается как потребитель богатства. Страны, экспортирующие промышленные товары, как правило, имеют более высокие предельные темпы роста ВВП. Это приводит к повышению качества жизни граждан этой страны. Производство способствует экономическому развитию. В этом секторе работают более качественные специалисты из числа белых воротничков. Создается также социальная мобильность в восходящем направлении.
Вторичная промышленность играет ключевую роль в развитии экономики страны. Она вынуждает глобальную экономику расширяться и предоставляет странам возможности для разработки торговых соглашений.
Корпоративные злоупотребления общая для всех отраслей промышленности, которая усиливает необходимость контроля и механизмов для минимизации этих событий.
К сожалению, трудно предсказать, кто может совершить мошенничество в организации, поскольку подавляющее большинство преступников — это люди, совершившие преступление впервые.
75 % мошенничества происходят со стороны физических лиц, работающих в области бухгалтерского учета, операций, продаж, высшего руководства, обслуживания клиентов, закупок и финансов.
71 % мошенничеств происходит в финансовых учреждениях, не требует технических знаний о существующих системах и совершается с использованием систем и процессов, к которым сотрудники имеют авторизованный доступ каждый день.
79 % преступников проявляют поведенческие предупреждающие признаки, наиболее распространенными из которых являются: жить не по средствам; финансовые трудности; необычно тесная связь с продавцом или клиентом; проблемы чрезмерного контроля; недобросовестном поведение; недавний развод или семейные проблемы.
В промышленности более 80 % случаев корпоративных злоупотреблений связаны с хищением. Недобросовестные действия сотрудников компании наказывается санкциями, размер которых зависит от объема нанесенного ущерба.
Согласно отчету ассоциации сертифицированных экспертов по мошенничеству (ACFE) за 2018 год для глобального исследования Наций по профессиональному мошенничеству и злоупотреблениям, профессиональное мошенничество в обрабатывающей промышленности привело к среднему убытку в размере 240 000 долларов США в 212 случаях, зарегистрированных для данного сектора в исследовании. Кроме того, обрабатывающая промышленность является одним из секторов, где коррупционные схемы представляют значительную угрозу.
Глобальный опрос КПМГ о мошенничестве показал, что слабый внутренний контроль был одним из факторов в 61 проценте случаев мошенничества. Мошенник находит возможности там, где внутренний контроль слаб, или находит способы уклониться от него. [4]
В связи с меняющимся характером злоупотреблений, их выявление является непрерывным и динамичным процессом, требующим от организаций определения рамок действий, включающих стратегию, конкретные подходы и политику, а также скоординированных действий во всех соответствующих областях. В этом контексте компании всё чаще разрабатывают политику борьбы с мошенничеством, которая распределяет обязанности по управлению и контролю от мошенничества.
Литература:
- Волошин Д. А. Искажение корпоративной отчетности: выявление, противодействие и профилактика: монография. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА — М, 2016. С. 156.
- Миронова О. А., Растамханова Л. Н. и Скрипин Д. Л. Обеспечение безопасности бизнеса как фактор противодействия мошенничеству // Инновационное развитие экономики. — 2017. № 2 (38). — С. 7–13.
- Кольцева Т. А. налоговые проверки как инструмент выявления и предупреждения правонарушений // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 2 (38). — С. 306–310.
- Fraud from Within. 2020. — [Электронный ресурс]. https://www.firstdata.com/en_us/all-features/insider-fraud-infographic.html.