Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 09.06.2020

Статья просмотрена: 915 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. В. Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции / Е. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71415/ (дата обращения: 28.03.2024).



Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка. В настоящее время появилась возможность объективной оценки сенсорных нарушений с помощью специально разработанных опросников. Настоящее исследование посвящено выявлению связи дезадаптивного поведения с особенностями сенсорного профиля детей. С этой целью с помощью общепризнанных психологических методов (тест Вайнленда, опросник сенсорного профиля SEC 3.0, социально-коммуникативный опросник -SCQ) были обследованы 20 дошкольников с РАС в возрасте от 6 до 7,5 лет.

У 85 % детей балл по опроснику SCQ превышал 15, что говорит о принадлежности испытуемых к категории РАС. Отмечена умеренная степень выраженности сенсорных нарушений с преобладанием «сенсорного поиска», «гиперчувствительности», а также «сверхчувствительности». Выявлен низкий уровень адаптации по Шкале адаптивного поведения Вайнленд с мягким и умеренным дефицитом. Уровень дезадаптации соответствовал «среднему» и «значительному» уровням. С помощью корреляционного анализа была продемонстрирована достоверная положительная связь между дезадаптивным поведением и нарушениями сенсорного профиля. В группе испытуемых с более значительными проявлениями дезадаптивного поведения на протяжении 3,5 месяцев велись коррекционные занятия с использованием комплекса сенсорных игр, разработанных автором. В среднем дошкольники получали по 5 часов в неделю, каждый ребёнок за этот период получил не менее 80 занятий. В результате коррекционных занятий отмечалось снижение проявлений нежелательного поведения детей, появилась тенденция к снижению «гиперчувствительности» и «поиска сенсорных ощущений».

Т.о. у детей дошкольного возраста с РАС с низким уровнем адаптивных навыков и средним уровнем дезадаптации удалось показать связь дезадаптивного поведения с отдельными параметрами сенсорных нарушений. Коррекционная работа, направленная на смягчение сенсорных нарушений, позволила улучшить поведение дошкольников с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, сенсорный профиль, дезадаптивное поведение, коррекционные занятия.

Введение.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой широкий круг расстройств, сопряжённых с дезадаптивным поведением, характеризующихся качественными аномалиями социального взаимодействия, нарушениями вербальной и невербальной коммуникации, стереотипными паттернами поведения, активности и интересов. Проблеме нарушений сенсорной обработки и восприятия уделяли внимание отечественные и зарубежные исследователи, такие как Kanner L. [8], Escalona S. K. [4],Wing L [11], Leekam [8], Богдашина [1] и другие. Сенсорные нарушения в настоящее время признаются диагностическими критериями при расстройствах аутистического спектра (РАС), о чём сообщалось в последнем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V) [7]. Около 80 % людей с РАС имеют особые сенсорные переживания, описанные как гипер- и гипореактивность с очень частыми аномальными реакциями на тактильную стимуляцию [6]. В набор диагностических критериев РАС также включены стереотипные повторяющие формы поведения. К этой категории критериев диагностики РАС относятся: повторяющиеся движения, ритуалы поведения, необычные и ограниченные интересы и увлечения. Предположительной причиной дезадаптивного поведения нарушение обработки сенсорной информации, что приводит к трудностям адаптации ребёнка в группе и неэффективному образовательно-воспитательному процессу. Дезадаптивное поведение проявляется в социально неприемлемых формах поведения, таких как агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, вспышки гнева, импульсивное поведение. [6] Коррекция такого поведения становится приоритетной задачей педагогов, сопровождающих ребёнка в образовательном процессе и должна опираться на понимание причин, его вызывающих [3].

Испытуемые ибаза исследования. В настоящей работе представлены материалы проведённого исследования, в котором приняли участие 20 дошкольников с РАС в возрасте от 6 до 7,5 лет. Исследование проводилось на базе двух учреждений г. Москвы: Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС и «Школы «Покровский квартал».

Методы психологического исследования:

1) Социально-коммуникативный скрининговый опросник SCQ [2]. Выявляет принадлежность детей к категории РАС и выраженность аутистических проявлений. Опросник заполняли родители дошкольников;

2) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная Е. А. Стребелевой [4] использовалась для выявления уровня познавательного развития детей,

3) Шкалы адаптивного поведения Вайнленд (VABS) позволили оценить адаптивные навыки и уровень дезадаптации детей.

4) Sensory Experience Questionnaire (SEQ 3.0), или опросник по сенсорному опыту — позволил оценить особенности сенсорного профиля детей.

5) Результаты обрабатывались при помощи методов статистики — критерия Манна-Уитни и корреляции Спирмена.

Результаты исследования.

1) Исследование спомощью социально-коммуникативного опросника SCQ показало, что у 85 % детей значения суммарного балла превышали пороговое значение (от 15 баллов и выше), что подтверждает у них наличие РАС. Средний балл выраженности аутистических проявлений по группе составил 21, 9 балла.

2) Психолого–педагогическое обследование по методике Е. А. Стребелевой показало, что 50 % детей имеют лёгкое недоразвитие, а остальные 50 % достаточное развитие познавательной сферы. Средний балл по группе составил 29,4 балла, что соответствует лёгкому недоразвитию познавательной сферы. При выполнении познавательных задач дети в основном применяют практическую ориентировку, у этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, некоторые задания они выполняют только после диагностического обучения, принимают помощь. В отличие от этих детей, у детей с достаточным уровнем познавательного развития отмечается практический интерес к выполнению заданий, они в основном используют зрительную ориентировку, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности.

3) Исследования особенностей сенсорного профиля детей, при помощи опросника SEQ выявили преобладание у детей «сенсорного поиска» и «гиперчувствительности» в модальностях двигательной активности, тактильной и синтезе сенсорных ощущений. Общий балл по группе составил 206, 9 балла, что соответствует умеренной степени выраженности сенсорных нарушений. А выраженность паттернов реагирования варьировалась в пределах средней и значительной степени. Степень сенсорных нарушений у детей в 60 % относилась к «умеренной», а у 40 % детей отмечалась «мягкая» и «выраженная» степени. Результаты по паттернам реагирования по всем испытуемым представлены в таблице 1. Гиперчувствительность и гипочувствительность соответствуют низкому уровню, а поиск ощущений и сверхчувствительность среднему.

Таблица 1

Результаты впаттернах реагирования по группе

Паттерны реагирования иобщий балл

Средний балл

Стандартное отклонение

Гиперчувствительность

72,3

13, 6

Гипочувствительность

30,4

7, 93

Поиск сенсорных ощущений

74,95

17, 44

Сверхчувствительность

28,9

7, 31

Общий балл

206,65

32,12

4) Оценка адаптивных навыков Шкала адаптивного поведения Вайнленд. позволила оценить адаптивные навыки в сфере коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации и моторных навыков, а также оценить уровень дезадаптивного поведения. Общий уровень адаптивного поведения по всем субшкалам оценивается в баллах и, в зависимости от набранных баллов, характеризуется как: высокий от 131 до 160 балла; умеренно высокий — от 116 до 130 балла; нормативный (адекватный) — от 85 до 115 балла; умеренно низкий — от 70 до 84 балла; низкий — от 20 до 69 балла. У 90 % выявлена «низкая» степень адаптации детей, относящаяся к мягкому и умеренному дефициту. А уровень проявлений дезадаптивного поведения варьировался от «незначительного» (от 0 до 12 баллов), до «значительного» (от 26 до 72 баллов). 55 % детей относились к «среднему» (от 13 до 25 баллов) уровню. У таких детей дезадаптивное поведение проявляется время от времени, и его проявления не так интенсивны, как при значительном уровне. В таблице 2 представлены суммарные результаты всех детей.

Таблица 2.

Результаты Шкалы адаптивного поведения Вайнленд всех участников исследования

Шкалы исубшкалы

Средний балл

Стандартное отклонение

Коммуникация

63

16,84

Повседневные житейские навыки

57,5

12,36

Социализация

59,5

10,6

Адаптация

55,6

10,15

Дезадаптивное поведение

20,1

9, 23

Общий балл

185,9

38,8

5) Результаты корреляционного анализа

Был проведён анализ корреляционных связей между шкалами теста адаптивного поведения Вайнленд и теста SEQ. Для анализа данных был использован критерий корреляции Спирмена. Была найдена достоверная положительная связь между дезадаптивным поведением и нарушениями сенсорного профиля. Так, достоверная (Значение корреляции 0.048 при уровне значимости p ≤ 0,05) прямая связь наблюдалась между гиперчувствительностью и уровнем дезадаптации. Т.о. полученные результаты подтвердили наше предположение о том, причиной дезадаптивного поведения у детей с РАС могут быть сенсорные нарушения. Это стало отправной точкой для разработки нашей программы коррекции нарушений сенсорного профиля и дезадаптивного поведения

Коррекционная программа. Автором была разработана программа коррекционной работы, включающая сенсорные игры, которые проводились как индивидуально, так и с подгруппой детей. Игры для подгруппы детей отбирались с условием схожести нарушений у детей, так, например у одной группы детей наблюдалась зрительная и осязательная гипочувствительность, у других детей гиперчувствительность и поиск ощущений по всем модальностям. Коррекционная работа длилась на протяжении 3,5 месяцев, в среднем каждый ребёнок получил не менее 80 коррекционных занятий, по 5 часов в неделю. После коррекционных мероприятий повторное обследование сенсорного профиля (SEQ) и дезадаптивного поведения (Шкала адаптивного поведения Вайнленд) детей, выявило тенденцию к снижению частоты и интенсивности нежелательного поведения. Дети научились выражать свои желания получения сенсорных ощущений, и при потребности этих ощущений просили поиграть с ними в игру. На занятиях заметно снизилась тревожность детей, улучшились навыки взаимодействия между детьми, и при взаимодействии со специалистами.

Заключение. У детей с РАС с низким уровнем адаптивных навыков выявлены специфические нарушения сенсорного восприятия и переработки сенсорной информации, которые наблюдались во всех сенсорных модальностях. Корреляционный анализ позволил нам сделать заключение о связи сенсорных нарушений с дезадаптивным поведением у дошкольников. Интенсивная и длительная коррекционная работа с использование сенсорных игр снизила частоту и интенсивность нежелательного поведения.

Литература:

  1. Богдашина О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему//Сибирский вестник специального образования. 2012.№ 2.
  2. Опросник сенсорного восприятия версия 3.0. Sensory / Experiencies Questionnaire 3.0 Перевод на русский язык, предварительная версия. Варламов А. А. 2019.
  3. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (рас) различной этиологии У. А., Тюшкевич С. А., Данилина К. К., Давыдова Е. Ю., Горбачевская Н. Л. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С. 222.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  5. Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии / Пер. с англ. — М.: Издательский дом БИНОМ, 2017. — 424с.
  6. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 355 с.
  7. Darrel A. Regier, William E. Narrow, Emily A. Kuhl and David J. Kupfer (eds): The Conceptual Evolution of DSM-5 American Psychiatric Publishing, Inc, Arlington, VA, 2010, 359 p.
  8. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child, 1943, 2, 217–250.
  9. Leekam SR, Nieto C, Libby SJ et al. Describing the sensory abnormalities of children and adults with autism // J Autism Dev Disord. 2007. № 37 (5). P. 894–910.
  10. Rutter et el.SCQ. Социально-коммуникативный опросник [Текст]: руководство / Майкл Раттер, Энтони Бэйли, Кэтрин Лорд; [русское изд. подгот.: А. Моховиков и др.]. — [Б. м.]: Organizzazioni Speciali: Giunti O. S., 2013. — 40 с.: табл.; 29 см.; ISBN 978–5–89357–320–6.
  11. Wing L, Leekam L, Libby S et al. The diagnostic interview for social and communication disorders: background, inter-rater reliability and clinical use // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2002. Vol. 43(3). P. 307–325.
Основные термины (генерируются автоматически): SCQ, SEQ, адаптивное поведение, поведение, ребенок, балл, сенсорный профиль, нарушение, РАСА, коррекционная работа.


Похожие статьи

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик

При первом знакомстве с ребенком были отмечены следующие особенности поведения

Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Подкрепляем желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему

Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами... Эти нарушения приводят к социальной дезадаптации, к деформации основных. Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения. Много информации о раннем...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами...

Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр нарушений развития, при которых отмечаются нарушения социально-коммуникативных умений

Здесь взрослый становится примером поведения, своеобразным эталоном, в то время как ребенок учится самостоятельно...

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

Следует отметить парадоксальность поведения детей с РАС. Им свойственно отсутствие реакции на внешние воздействия, общая отгороженность, при этом, противоречивость в восприятии окружающего, особая ранимость при контакте с окружающей средой.

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры

Для комплексной работы на занятиях адаптивной физической культуры необходимо понимать...

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Коммуникация— процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Коммуникация — это...

Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками...

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать. Суть методики заключается в том, что любое поведение...

Использование интерактивной папки для развития высших...

‒ обучение ребенка более сложным формам поведения

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской

адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная...

Похожие статьи

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик

При первом знакомстве с ребенком были отмечены следующие особенности поведения

Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Подкрепляем желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему

Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами... Эти нарушения приводят к социальной дезадаптации, к деформации основных. Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения. Много информации о раннем...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами...

Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр нарушений развития, при которых отмечаются нарушения социально-коммуникативных умений

Здесь взрослый становится примером поведения, своеобразным эталоном, в то время как ребенок учится самостоятельно...

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

Следует отметить парадоксальность поведения детей с РАС. Им свойственно отсутствие реакции на внешние воздействия, общая отгороженность, при этом, противоречивость в восприятии окружающего, особая ранимость при контакте с окружающей средой.

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры

Для комплексной работы на занятиях адаптивной физической культуры необходимо понимать...

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Коммуникация— процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Коммуникация — это...

Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками...

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать. Суть методики заключается в том, что любое поведение...

Использование интерактивной папки для развития высших...

‒ обучение ребенка более сложным формам поведения

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской

адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная...

Задать вопрос