Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.
Поделиться в социальных сетях
269 просмотров
Библиографическое описание

Мусатова, К. А. Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии / К. А. Мусатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71382/ (дата обращения: 05.08.2021).



В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Ключевые слова: девиантные подростки, коррекция тревожности, диагностика, арт-терапия.

В условиях современной жизни тревожные расстройства являются достаточно распространенными психическими нарушениями среди подростков. Их масштабность может быть объяснена влиянием социальных, экономических, культурных, психологических и других факторов. Когнитивные последствия и поведенческие побочные эффекты тревожных расстройств, и их склонность к хроническому эффекту — влияют на психическое развитие детей. Появление тревожности может служить сигналом о развитии нервоза или психоза, а при негативных его последствиях стать причиной расстройства эмоциональной и поведенческой сферы личности самого подростка.

Сегодня все чаще в работе с подростками применяют креативные методы коррекции, среди которых особой популярностью пользуется метод арт-терапии. Арт-терапия не подталкивает подростка к внешним, «механическим» средствам разрешения проблем, а способствует «включению» его внутренних ресурсов. И это особенно важно для девиантных подростков, поскольку как правило, они не обращаются за помощью к взрослым, поэтому с помощью арт-терапии они могут выражать свои внутренние чувства безболезненно.

Мягкость влияния арт-терапии на бурно развивающуюся эмоциональную сферу подростков с резкой сменой настроения, повышенной возбудимостью, широким диапазоном полярных чувств, тревожностью, является особенностью коррекционных воздействий этого метода.

Применение арт-терапии благотворно сказывается на многих жизненных факторах, в частности, способствует увеличению круга интересов подростка, расширяет самосознание, поддерживает в получении нового опыта общения со сверстниками, формирует интенсивный рост социально значимых переживаний, что способствует осознанному отказу от девиантных форм поведения и появлению стремления к изменению себя.

Занятия арт-терапией проходят в специально отведенном кабинете, оборудованный всем необходимым как для самого творческого процесса, так и для этапа обсуждения работ. В кабинете с помощью мебели создается «чистая» зона (стулья ставятся кругом) для группового обсуждения и «рабочая» зона (пол или стол) — для изобразительной работы. Каждый участник группы может выбрать себе место, в зависимости от предпочтений. Общие работы создаются, как правило, на полу в «рабочей» зоне.

Не менее важным является и тот факт, что деятельность, связанная с творчеством, является непривычной, новой и часто воспринимается как игра, в процессе игры подросток попадает в безопасное пространство, что позволяет подростку раскрыться, стать таким, каким он не был в обычной жизни, позволяет делать ошибки и глупости, чувствовать себя свободным. Игра переносит в детство, это та ресурсная и комфортная зона, в которой можно творить ситуации успеха, лепить свой новый образ Я. Арт-терапия не навешивает ярлыков, оценок, не критикует деятельность произведений, арт-терапевт как специалист способствует формированию чувства доверия к взрослым, к сверстникам, к миру в целом, а это непосредственное условие для снижения тревожности и агрессивности.

В ходе работы с подростками используется «полимодальный подход», когда сочетаются различные формы творчества, что предоставляет подростку свободу в выражении своих чувств и фантазий в любой форме. Для снятия тревожности и беспокойства дается задание выразить переживание на бумаге, вылепить его или выразить каким-либо другим способом, фоном включается музыка, что способствует расслаблению и продуктивной работе. Выражая себя творчески, вынося внутренние эмоции и чувства во внешний мир, подросток может рассмотреть, объяснить и анализировать свою проблему в работе со специалистом и группой. Рассматривание проблемы со стороны помогает найти ее решение.

Арт-терапия, обладая многофункциональностью, делает возможным использование своих методов в коррекции разных эмоциональных нарушений. Исключением является беседа психотерапевта с клиентом. В качестве диагностического инструментария хорошо зарекомендовали себя техники, содействующие свободному выражению настроения, чувств, эмоций. Названия таких упражнений достаточно просты: «Мое настроение», «Мои эмоции», они применяются как групповым, так и индивидуальным подходами в работе. Целью этих упражнений-заданий является выявление нарушений в эмоциональном состоянии. Рисунок «показывает» признаки тревоги посредством использования темного тона, штриховки, силы нажима, неуверенных, повторяющихся линий, частого стирания линий.

В качестве примера обратимся к некоторым упражнениям, разработанным К. Э. Рудестамом и Л. Д. Лебедевой.

«Мое настроение». Заранее заготавливаются из бумаги шаблоны круга (соотносящегося с благополучием), квадрата (соотносящегося со строгостью, перфекционизмом), треугольника (соотносящегося с неудовлетворенными желаниями, ожиданиями, тревогой) восьми люшеровских цветов. По просьбе психолога участник выбирает цвет и фигуру, соответствующие его настроению. Сделанный выбор является своеобразным индикатором для психолога. Коррекционное воздействие на эмоциональное состояние происходит благодаря добавлению новых цветов и форм к имеющимся.

«Раскрашиваем чувства». По заданию психолога на листе бумаги участник рисует свободные линии и формы своих самых ярких чувств, которые он пережил в жизни. С обратной стороны листа записывается название чувства. Далее следует раскрашивание рисунков. По окончании проводится анализ с использованием беседы.

Модификация этого упражнения предполагает раскрашивание чувства красками на листе ватмана с изображенным силуэтом участника. При групповой форме работы это упражнение снимает мышечные зажимы, снижает контроль сознания, повышает двигательную активность, переносит испытываемое чувство тревоги на рисунок (силуэт).

«Чувства в круге». На изображенном на листе ватмана круге участник рисует узоры, цветы и т. п., все, что соответствует его внутреннему состоянию. По окончании работы проводится обсуждение рисунка с психологом.

Коррекцию тревожности К. Э. Рудестам рекомендует проводить с помощью следующих упражнений, предлагая разные варианты инструкций и исполнения:

«Символы и абстракции»

  1. «Изобразить свою тревогу в произвольной форме».
  2. «Используя изобразительные материалы воплотить на холсте понимание своего чувства».
  3. «Используя символы и абстракции необходимо изобразить то, что человек испытывает, когда чувствует себя тревожным. Затем важно нарисовать картину, которая отражает состояние счастья и гармонии, испытываемое человеком».

Далее следует анализ полученного опыта. Примерными вопросами, которые помогут посредством ассоциаций автора, его пояснений выбора определенного цвета, формы и т. д., составить диагностическую картину эмоционального состояния могут быть следующие: Что ты видишь? Что ты нарисовал? Как ты чувствовал себя в процессе изображения своего чувства тревоги? Как ты думаешь, что сможет привести тебя к гармонии и счастью из тревожного состояния?

Также хорошо себя зарекомендовала техника арт-терапии «Маски», каждый рисует индивидуальную маску. Эффективность данной техники достигается благодаря «оживлению» чувства страха на стадии рисования и осознание его условности.

Занятие проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап. Индивидуально в течение 2–3 минут участники рисуют часто испытываемые ими чувства, эмоции. Рисунок предполагает изображение красками цветных пятен, не несущих в себе каких-либо образов, и сделанных надписей-названий.

Этап актуализации эмоции. Участники рассаживаются по кругу и по команде ведущего, закрыв глаза, представляют ситуацию, в которой им когда-то пришлось испытать тревогу. Необходимо вспомнить эти ощущения и дать этому название. Открыв глаза надо рассказать о своих чувствах. Первым начинает говорить тот, чьи эмоции показались ведущему наиболее сильными (отраженными на лице). Такая работа может проводиться и в парах.

Этап материализации тревоги. По команде ведущего участники снова приступают к рисованию. На этом этапе надо нарисовать свою тревогу, но показывать рисунок необязательно. Участник сам выбирает способ как поступить с рисунком — смять, разорвать, сжечь и др. Такое действие способствует избавлению от материализованного в рисунках тревожного переживания. Далее следует следующее задание, которое предполагает изображение тревоги в виде маски. Рисовать можно сангиной или художественным углем. Нарисованную маску необходимо отрывать пальцами по контуру от основного фона, ножницы использовать нельзя. Затем следует обсуждение, в котором приветствуется объяснение невидимых элементов маски. Информативностью обладают размер маски, эмоциональная окраска, такие элементы как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

Этап спонтанной игры-драматизации. Участники объединяются в группы по 3–5 человек для совместного проживания тревоги. По заданию ведущего необходимо рассмотреть маски и обменяться впечатлениями. Группа придумывает историю, где маски являются главными действующими лицами. Расположив их на листе ватмана, группа дорисовывает картину. Далее на импровизированной сцене каждый говорит от лица своей маски, разыгрывая спектакль, остальные участники — зрители. Изначальная тревожность, заложенная в маску, растворяется в смехе у актеров и зрителей. В этом суть коррекционного воздействия.

Заключительный этап — обсуждение. Групповая рефлексия позволяет каждому участнику поделиться своими впечатлениями и эмоциями. Ведущий помогает коррекционному процессу наводящими вопросами.

Происходит одновременное обсуждение индивидуальных рисунков, выполненных на этапе «настройки».

Подобные упражнения можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной работе с девиантными подростками по снижению тревожности. Такая коррекционная работа позволяет совершить перенос и «прожить» тревожную ситуацию от имени своего героя.

Литература:

  1. Кузьмина, Н. Е. Арт-терапия как средство коррекции личностных качеств, определяющих девиантное поведение подростков / Н. Е. Кузьмина // Гуманитарный вектор. — 2010. — № 1. — С. 87–92.
  2. Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия / К. Э. Рудестам– Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2006. — 384 с.
  3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 256 с.
  4. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А. И. Копытина. — Москва: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
  5. Шевелева, Е. И. Арт-терапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков / Е. И. Шевелева // Актуальные вопросы современной психологии. — Краснодар: Новация, 2017. — С. 44–47.

основные термины

генерируются автоматически
девиантные подростки, коррекция тревожности, диагностика, арт-терапия
Похожие статьи
Давыдова Светлана Егоровна
Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения
Психология
2016
Чемрова Екатерина Сергеевна
Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»
Психология
2014
Пургина Александра Анатольевна
Коррекция тревожности младших школьников
Психология
2015
Барыльник Софья Николаевна
Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей
Психология
2016
Давыдова Светлана Егоровна
Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте
Медицина
2016
Бурченкова Лейла Шагиновна
Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков
Психология
2013
Туран Наталья Константиновна
Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников
Психологические науки
2014
Рассоха Виктория Сергеевна
Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами
Для студентов и магистрантов
2019
Чемрова Екатерина Сергеевна
Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности
Психология
2014
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Психология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Давыдова Светлана Егоровна
Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения
Психология
2016
Чемрова Екатерина Сергеевна
Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»
Психология
2014
Пургина Александра Анатольевна
Коррекция тревожности младших школьников
Психология
2015
Барыльник Софья Николаевна
Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей
Психология
2016
Давыдова Светлана Егоровна
Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте
Медицина
2016
Бурченкова Лейла Шагиновна
Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков
Психология
2013
Туран Наталья Константиновна
Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников
Психологические науки
2014
Рассоха Виктория Сергеевна
Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами
Для студентов и магистрантов
2019
Чемрова Екатерина Сергеевна
Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности
Психология
2014