Социокультурный подход в социальной политике организации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.
Поделиться в социальных сетях
51 просмотр
Библиографическое описание

Косвинцева, Ю. Ю. Социокультурный подход в социальной политике организации / Ю. Ю. Косвинцева, М. В. Шарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 531-532. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71352/ (дата обращения: 05.08.2021).



В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Ключевые слова: социокультурный подход, производственный персонал, социальная политика организации.

Сущность социокультурного подхода к исследованию трудовых отношений заключается в том, что предметом анализа выступает ценностный аспект данных отношений. Такой подход позволяет рассмотреть ценностные аспекты труда и неформальные нормы трудового персонала, не отбрасывая противоречивое взаимодействие совершенно разных сторон — старого и нового, традиционного и рыночного, социального и культурного. Именно такой способ позволяет учитывать поведение работника в условиях организации.

Благодаря, именно, своей нейтральности в исследовании трудового поведения, социокультурный подход представляется более перспективным в рассмотрении трансформирующегося российского общества. Такая методологическая основа определяет преимущество социокультурного подхода по сравнению с теми, что были рассмотрены ранее. «Дуальная оппозиция является не только культурологической, но и социально-психологической категорией, отражающей амбивалентность полюсов оппозиции вместе с тем их движение друг к другу, вектор направленности которого во многом зависит от складывающейся ценностной ориентации субъекта» [2], — к такому выводу приходит Ахиезер в своей статье, подтверждая универсальность и необходимость использования социокультурного подхода. Автор говорит не столько о важности двустороннего рассмотрения трудового поведения, сколько о ценности этой концепции в изменяющихся условиях. На мой взгляд, в этом проявляется ключевое отличие и особенность социокультурного подхода. Два столпа — культурные и социальные ценности помогают удерживать равновесие и баланс в эпоху трансформаций, не упуская при этом возникающие новообразования в процессе их взаимодействия.

Самыгин отмечает важность социокультурных характеристик в рассмотрении рабочего класса. Автор подробно описывает историю формирования и изменения рабочего класса, ориентируясь на культурные и социальные аспекты понимания проблемы. «Рабочий класс изменяется вместе с обществом и сложными социокультурными, транзитивными процессами, которые в нем происходят. Вместе с тем не следует объединять высококвалифицированных рабочих с представителями интеллигенции или слоем мелких собственников, приобретших акции предприятия» [1]. Самыгин обращает внимание не только на социокультурный подход, но и особенность производственного персонала, выделяя его из множества других социальных классов.

На мой взгляд, такое обоснование говорит о большом влиянии культуры и общественных процессов именно на сферу труда и ее субъектов. Ведь рабочий класс во все времена являл собой особую социальную группу, склонную и способную к изменениям и преобразованиям. Такая особенность рабочего класса подчеркивает его уникальность и требует особого подхода в его изучении. Социокультурный подход и в этом аспекте проявляет себя как важный и ключевой способ анализа трудовых отношений производственного персонала.

Стоит сказать о том, что на трудовое поведение сотрудника какой-либо организации во многом влияет её социальная политика, то есть различные льготы, гарантии, предоставляемые работнику.

Основными целями социальной политики организации являются повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников и улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата, а также создание позитивного имиджа предприятия в глазах работников и общества [3].

В современном обществе одной из важнейших составляющих социальной политики организации выступают стимулирование и мотивация персонала. Эти два понятия не равны друг другу. Стимулирование подразумевает под собой внешнее воздействие на работника, совокупность определённых мер, цель которых заключается в повышении трудовой активности, качестве труда. Суть мотивации заключается в побуждении работников к деятельности по достижению целей организации через удовлетворение их потребностей.

Награждения и поощрения могут быть как материальными, так и нематериальными. К материальным относятся: премии, надбавки, отчисления, бесплатное медицинское обслуживание, страхование, путёвки, улучшение условий труда и др. К нематериальным: повышение квалификации, стажировки, командировки, дополнительный отпуск, гибкий график, общественное признание и др.

Как ни крути, в первую очередь, человек старается удовлетворить свои личные потребности. Организация реализовывает способы удовлетворения этих потребностей, при этом преследуя свои цели. Получается, что сотрудник работает и на организацию, и на себя, одновременно принося пользу обеим сторонам. Чем качественнее он сделает свою работу, тем больше льгот и бонусов получит. Привлекательнее поощрения — хорошее трудовое поведение сотрудника организации. Таким образом социальная политика принимает участие в воспитании трудового поведения у своего персонала.

Литература:

  1. Самыгин С. Рабочий класс: социокультурный анализ и структурные изменения в обществе
  2. Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997
  3. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / А. А. Литвинюк, С. Ж. Гончарова, В. В. Данилочкина. — Москва: Юрайт, 2015. — c. — Текст: непосредственный.
  4. Чекмарев, О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. / О. П. Чекмарев. — Спб:, 2013. — c. — Текст: непосредственный.

основные термины

генерируются автоматически
социокультурный подход, производственный персонал, социальная политика организации
Похожие статьи
Багирова Ирада Хасаевна
Социальная политика компании как инструмент мотивации персонала
Экономические науки
2011
Семенов Алдар Станиславович
Влияние социальной политики организации на уровень вовлеченности персонала
Экономика и управление
2019
Эскиев Муса Абубакарович
Социальное развитие персонала организации
Экономика и управление
2016
Евграфова Елена Александровна
Эволюция подходов к изучению трудового поведения индивидов
Экономика и управление
2015
Скриган Марина Ивановна
Социальные резервы, социальная диагностика и социальное проектирование в трудовом коллективе
Социология
2015
Каитова Айшат Нуруслановна
Роль социальной работы в реализации социальной политики
Социология
2015
Тай Бин
Экономические и социально-психологические факторы в управлении стимулированием персонала
Экономика и управление
2014
Оконешников Ипатий Николаевич
Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации
Экономика и управление
2016
Беркут Анна Вячеславовна
Телесность и социальная политика
Психология и социология
2011
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Социология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Багирова Ирада Хасаевна
Социальная политика компании как инструмент мотивации персонала
Экономические науки
2011
Семенов Алдар Станиславович
Влияние социальной политики организации на уровень вовлеченности персонала
Экономика и управление
2019
Эскиев Муса Абубакарович
Социальное развитие персонала организации
Экономика и управление
2016
Евграфова Елена Александровна
Эволюция подходов к изучению трудового поведения индивидов
Экономика и управление
2015
Скриган Марина Ивановна
Социальные резервы, социальная диагностика и социальное проектирование в трудовом коллективе
Социология
2015
Каитова Айшат Нуруслановна
Роль социальной работы в реализации социальной политики
Социология
2015
Тай Бин
Экономические и социально-психологические факторы в управлении стимулированием персонала
Экономика и управление
2014
Оконешников Ипатий Николаевич
Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации
Экономика и управление
2016
Беркут Анна Вячеславовна
Телесность и социальная политика
Психология и социология
2011