Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Путинцев, А. В. Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / А. В. Путинцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 508-513. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71346/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации на период до 2025 года, как управленческого государственно-патриотического процесса на основе системы взглядов руководства войск национальной гвардии Российской Федерации на цель, задачи, основные направления и этапы развития системы военно-патриотического воспитания личного состава войск национальной гвардии и участия войск в военно-патриотическом воспитании молодежи Российской Федерации целесообразно обратиться к отечественному опыту. Органам управления войск национальной гвардии РФ и в первую очередь — офицерам структуры по работе с личным составом, педагогическим работникам целесообразно ознакомиться с ним.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, суворовские военные училища, кадетский корпус, довузовское военное образование.

Российские историки считают, что идея создания национальных военных училищ изначально возникла у Петра I в 1698 году, и он использовал зарубежные практики в качестве основы для развития национального военного образования, так как с самых ранних времен в большинстве наций были специальные учреждения, в которых люди были готовы к военной службе с раннего детства. Например, в 1653 году в Пруссии были созданы три кадетские академии.

Российские императоры были офицерами и получали военное образование и подготовку. С детства они привыкли считать армию идеалом организации; их эстетическое восприятие складывалось под влиянием военных парадов, они носили фрак только для путешествий за границу инкогнито. Мужской характер военной культуры проявился уже тогда. Суворовец накапливал черты дворянского общества, которое сложилось во второй половине XVIII века [1].

Из всего многообразия изучаемых военных училищ кадетский корпус, выпускники которого составляют элиту дореволюционной российской армии, а система обучения и воспитания представляет собой расширенный и динамично развивающийся процесс, направленный на целостное развитие личности, проводит видное место.

  1. Кадетский корпус стал такой социокультурной средой, в которой молодой человек с самого раннего возраста в ходе обучения и воспитания получал все лучшее, что было в то время в России. Они дали России бесчисленных политиков, командиров, писателей, поэтов, историков и композиторов, выдающихся во всех сферах жизни. Почти каждая значимая карьера начиналась с кадетского корпуса. Ежегодно в большую жизнь выходят не только выпускники, хорошо образованные молодые люди, но и будущее государства, его основы, чьи имена навсегда вошли в российскую историю.

Выдающиеся полководцы: М. И. Кутузов Ф. Ф. Ушаков, Румянцев-Задунайский; деятели культуры, литературы и искусства: В. В. Верещагин, М. П. Мусоргский, А. Н. Радищев В. И. Даль, Ф. М. Достоевский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин П. А. Федотов К. Ф. Рылеев Н. С. Лески; общественные деятели: А. А. Бестужев П. И. Пестель П. А. Кропоткин В. В. Куйбышев — это всего лишь неполный список имен выпускников кадетского корпуса, которые в свое время прославляли Россию каждого в своей области.

Таким образом, мы можем констатировать, что военно-патриотическое воспитание в совокупности с созданием суворовских училищ является важным аспектом для воспитания будущего поколения офицеров, которые будут не только высокообразованными, эрудированными, но и защитниками отечества.

В первую очередь рассмотрим понятие военно-патриотического воспитания.

Военно-патриотическим воспитанием называют составную часть военного воспитания, которое направлено на формирование готовности к военной службе, которая является особым видом государственной службы.

На основании анализа научной литераторы, можно сделать следующие выводы об организации работы суворовских училищ.

На основании нашего исторического и социологического анализа системы военного образования в России в разрезе средних специальных военных учебных заведений можно сделать следующие выводы:

  1. Система подготовки, воспитания и военно-профессиональной подготовки офицеров в военных училищах многогранна.
  2. Этапы формирования и развития системы довузовского военного образования совпадают с периодами крупных реформ российской армии и среднего образования в России.
  3. Процесс развития довузовского военного образования ставил перед собой задачу решить ряд задач по его оптимизации:

– во-первых, это определение оптимального возраста для начала военной подготовки. Исторический опыт показал, что в этом отношении юный возраст (как в случае с кадетским корпусом в их первом варианте) и подростковый возраст (военные училища после гимназий) не отвечают необходимым требованиям. В первом случае ребенок из-за своего возраста еще не мог решить за себя. В результате, не имея впоследствии права выбирать другую профессию, он был вынужден служить, не имея к ней никакого желания. Во втором случае мотивация к военной деятельности, не имеющая достаточного подкрепления при обучении в гимназии, либо исчезла, либо привела к тому, что молодой человек не был подготовлен к военному высшему образованию с точки зрения его физического и психологического состояния. В результате подростковый возраст был признан наиболее подходящим возрастом для начала военной подготовки и обучения. Для этого возраста характерна жажда независимости, выбор идеалов и профессиональное самоопределение. Более того, оно характеризуется быстрым социальным, физическим и умственным развитием личности. Именно в военной деятельности первостепенное значение имеют физическая, умственная подготовка и психологическая готовность;

– во-вторых, определение приемлемой формы структурирования образовательного процесса. Закрытая система учебных заведений — кадетский корпус был признан наиболее оптимальной формой довузовского военного образования. Проживание в казармах подразделений компаний, четко регламентированные отношения между студентами и преподавателями, строгий распорядок дня, строгая дисциплина, обязательство выполнять требования руководства — все это атрибуты замкнутой системы [2];

– в-третьих, определение образовательного контента. Выбор его форм, содержания и методов происходил с поиском оптимального сочетания профессионализации образования и его ориентации на всестороннее развитие личности ученика, его индивидуальности. Фактически развитие и формирование кадетского корпуса стало глобальным экспериментом, который нельзя было повторить в последующие периоды развития военного образования. Изначально кадетские корпуса были самостоятельными учебными заведениями, поэтому вся их деятельность (разумеется, в рамках существующей социальной системы) зависела от лидерства, концептуальной ориентации их взглядов на образование и обучение. В соответствии со своим мировоззрением, директор кадетского корпуса мог ориентироваться в образовательных целях. Опыт функционирования кадетского корпуса показал, что качественное военное образование требует оптимального сочетания этих целей. Смещение в том или ином направлении приведет к неудаче. Только с 20-х годов 19-го века, благодаря появлению широкой сети учреждений такого типа, была разработана единая программа обучения и воспитания. В 1900–1917 годах военное образование было о нравственном, умственном и физическом развитии [3]. Общая цель нравственного воспитания состояла в том, чтобы максимально полно развить в ученике духовную силу, правильно воспитать его идеи, побудить и укрепить его чувство чести, добра и правды, правильно развить его характер и согласовать его устремления и действия с моральными нормами. Ментальное образование было истолковано как «для обеспечения развития сознательной привычки, чтобы иметь четкое представление о требованиях и задачах, поставленных службой, в умении быстро оценить ситуацию и принять разумное решение, которое является кратчайшим путем для Наибольший успех. «Физическое воспитание преследовало задачу укрепления здоровья человека, развития его мышечной и нервной силы и в целом превращения его в неутомимого, выносливого, неприхотливого, всегда доброго, умного, смелого и подвижного бойца» [4].

  1. Средние специализированные военно-учебные заведения советского периода имели много особенностей кадетского корпуса России до 1917 года: традиции, символы, атрибуты, дружеские отношения, высокий уровень по сравнению с обычной школой, которая обеспечивала воспитательную и физическую подготовленность.
  2. Анализ состояния гуманитарной среды довузовского военного образования в царской и советской России позволил выявить существенные недостатки в его организации.

Суворовские военные училища получили свое имя в честь известного русского полководца А. В. Суворов. С его именем связаны многочисленные победы, прославившие русский народ и поднявшие международный авторитет России.

Суворов вошел в историю и боевую хронику России как блестящий военный мыслитель и великий полководец, получивший известность как Непобедимый. Нахимовское военно-морское училище было названо в честь выдающегося русского военно-морского командующего адмирала П. С. Нахимов, который в Крымской войне победил турецкий флот в Синопской битве в 1853 году и руководил героической обороной Севастополя в 1854–1855 годах [5].

Период Великой Отечественной войны оказал большое влияние на дальнейшее развитие не только менталитета, военного воспитания, но и задала векторы дальнейшего развития военного дела и военного воспитания.

В 1943 году перед военными были поставлены задачи по созданию учебных заведений, которые бы способствовали приобретению опыта обучения и воспитания у суворовцев и нахимовцев, которые должны стать новым поколением военных, с новым мышлением, сформированными навыками, которые позволят укрепить вооруженные силы и мощь государства. Данная задача также была прописана в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г.

После того, как Наркомат Обороны постановил создать суворовские военные училища РККА и нахимовские военные училища, силовые структуры НКВД и НКГБ, которые имели в своем распоряжении войска, не могли остаться в стороне.

Войска НКВД состояли из внутренних, конвойных, пограничных войск, войска по охране тыла железнодорожных дорог, военного снабжения и учебные заведения.

Руководство НКВД в августе 1943 года предложило открыть суворовские училища в рамках своего ведомства.

Постановлением № 946 от04.09.1943 года было регламентировано создание суворовских училищ войск НКВД, которые должны располагаться в городах Ташкенте и Кутаиси.

Регламент формирования, воспитания и обучения в указанных СВУ осуществлялся согласно приказам 605 и 606 [6].

В Приказе 606 указывалось, что СВУ должны быть укомплектованы, согласно разнарядке, детьми офицеров войск и органов НКВД, НКГБ СССР, которые погибли во время Отечественной войны.

Отбор и прием в СВУ должен был производиться на основании инструкций по отбору и приему воспитанников, медицинского освидетельствования.

В целях формирования СВУ воспитанниками были созданы отборочно-приемные комиссии, которые состояли из председателей — наркомов, начальников НКВД, заместителей начальников управлений пограничных войск, командиров соединений, представителей органов НКВД.

Председатели комиссий составляли порядок приема заявлений, и определи сроки работы комиссий на местах.

К Приказу 606 была составлена разнарядка, которая определяла отбор кандидатов в СВУ войск НКВД. Разнарядка была составлена генерал-лейтенантом Апполоновым А. Н. [7] Указанная разнарядка предусматривала набор шести возрастных групп. Согласно разнарядке в КСВУ направлялись абитуриенты в большинстве из Закавказских республик, Москвы, 12 центральных областей РСФСР.

Регламент подачи документов в СВУ при НКВД был следующим: опекуны или родители подавали заявление на прием ребенка в СВУ войск НКВД, затем отборочно-приемные комиссии очень придирчиво и внимательно изучали предоставленные заявления и документы и уже после этого принимали решение о том, что отвечает ли необходимым требованиям потенциальный воспитанник. Помимо регламентированных требований были учтены и личные качества кандидатов, успеваемость по русскому языку и математике.

Работа с абитуриентами проводилась постоянным составом училищ под руководством специальных комиссий, которые специально создавались для этих целей.

В первые годы конкурс был небольшим, например, в ТСВУ в первый послевоенный год было набрано 159 воспитанников. В 1943 году в СВУ НКВД числилось более 1000 человек.

Одними из первых воспитанников были Генрих Демченко, Анатолий Коберник, Андрей Лавров, Юрий Мохов, Николай Яганов, Эдуард Щепин и другие.

В числе воспитанников СВУ при НКВД были так называемые «сыновья полка». В 1943 году таких воспитанников было принято 65 человек.

Большое количество поступивших первого набора считали, что они пройдут курс военной подготовки по ускоренному варианту и их отправят на борьбу с врагом, а после войны они уже будут изучать общеобразовательные предметы. Такие надежды формировались и под влиянием личных примеров, например воспитанником старшей роты КСВУ Л.Богданова, который получил медаль «За Отвагу» на фронте. Другим примером выступал А.Волков, который несколько раз был в разведке и был награжден медалями «За Отвагу» и «За боевые заслуги».

Такие ребята формировали боевую атмосферу в группах и имели особое уважение в рядах суворовцев.

Все работы, связанные с подготовкой к открытию училищ, были окончены к середине декабря 1943 года, в то время как плановые занятия начались 1 декабря.

Первые годы были трудными для становления СВУ, но на основании опыта первых лет были сформированы окончательно ключевые направления работы коллективов, но постоянно изменяющиеся условия и обстоятельства вносили свои коррективы в функционирование СВУ.

Несмотря на сложные условия и высокий уровень напряженности в работе офицерского и преподавательского составов, было очень много пробелов в педагогической работе, особенно, в первые годы существования. Подтверждением данного факта выступает показатель количества отчисленных воспитанников по причине неуспеваемости, состоянию здоровья или даже по просьбе родителей.

Отчеты СВУ свидетельствуют о том, что 338 воспитанников были отчислены из ТСВУ, половина из них были те, у кого при приеме в СВУ стояла в документах причина «за недисциплинированность».

Численность воспитанников всегда подвергалась изменениям из-за последствий военного времени, так как пережитые лишения и тяготы, а также складывалось отсутствие педагогического опыта у преподавателей и офицеров для работы в детских коллективах. Таким образом, перед СВУ стояла еще одна важная проблема — это подбор необходимых педагогических и офицерских кадров. К ним предъявлялся ряд требований. Важнейшим из которых было наличие опыта и умений работать с детьми, в частности с детьми, у которых была сложная жизненная ситуация.

Большое количество офицеров и педагогов многие годы посвятили себя работе в СВУ, посвятив свою жизнь работе и воспитанию молодого поколения патриотов.

Один из первых выпускников В. М. Ленин писал в воспоминаниях [10, c. 356], что любовь к военной службе прививалась всем укладом жизни и быта суворовцев, целенаправленной системой воспитательной работы. Все преподаватели, от учителя танцев до преподавателей иностранных языков, были офицерами, педагогами высокого класса, людьми большого обаяния и душевного благородства.

Одним из аспектов воспитания в СВУ были встречи с фронтовиками, которые привыкли выполнять приказы, воевать с врагом. Исходя из того, что воспитанникам СВУ не хватало знаний, так как многие не обладали даже средним образованием, такие встречи становились мотивацией для суворовцев повышать свой уровень знаний.

Большим преимуществом стало то, что воспитанников готовили к непростой военной службе, а их наставниками были люди, которые прошли войну, учувствовали в боях и могли поделиться своим опытом и знаниями, что позволяло у воспитанников сформировать представления о службе офицера, его обязанностях, сформировать комплекс ценностей и понятий об офицерской чести.

Первые выпускники СВУ по окончании учебы стали продолжать свою службу вместе с фронтовиками. Регулярное общение с фронтовиками было лучшим опытом для формирования армейского воспитания [9].

Фронтовики делились бесценным опытом как в учебных аудиториях, так и во время тактических учений, а также во время регулярного личного общения.

Кутаисское СВУ возглавляли генерал-майор Гурьев С. С., полковник Недосекин А. Я.; Ташкентское СВУ — генерал-майор Майоров Ф. С., полковники Андреев В. Н., Юхновец, Гнеденков Н. А., Советов Н. И. [10. c. 356].

Комсомольские организации давали базовые навыки общественного поведения, посредством их реализовывались большое количество задумок педагогических коллективов. Проводились также собрания, на которых присутствовали члены политотдела, преподаватели и офицеры, которые часто подергались критике из-за того, что ротные и взводные редко посещали такие совещания и встречи. Каждый преподаватель работал шести или восьми группах, что требовало больших временных ресурсов и профессиональных навыков, но, несмотря на это, все преподаватели хорошо знали свой предмет и имели авторитет среди учеников.

В СВУ существовало четкое разграничение между служебными обязанностями офицеров и педагогов, но и ВТО же время было сложно определить круг обязанностей офицеров-воспитателей и преподавателей, так как функционал офицеров больше сводился к воспитанию, а педагогов — к обучению. При этом процесс воспитания и обучения был неразделимым, в связи с этим суворовцы были подвержены большому педагогическому воздействию со стороны того, к кому были больше привязаны или больше доверяли.

Педагоги вложили большой вклад в преподавательскую работу. Педагоги обладали большим уровнем знаний в своем предмете и были очень уважаемы среди суворовцев. Как говорят факты из истории СВУ, большое количество преподавателей пришли на работу в СВУ молодыми специалистами, а через годы оптимизировали свои педагогические навыки и стали настоящими профессионалами в своей области.

Первые годы функционирования СВУ войск НКВД можно было охарактеризовать как сложные, но при этом можно было отметить не только молодых специалистов, но и те, кто уже имел опыт боевых действий, что давало бесценный опыт для суворовцев. В 1943–1946 годах было большой трудностью привлечь квалифицированные кадры в Кутаиси. Помимо этого, нельзя было не учесть тот факт, что многие квалифицированные кадры были в эвакуации, что отрицательно сказалось на педагогической деятельности ЛСВУ, так как преподавательский состав не был сформирован.

Если рассматривать ситуацию в Ташкенте, то в нем ситуация была стабильно с первого дня образования училища. В Ташкенте в том момент проживали высококвалифицированные педагоги из европейской части страны, которые были вынуждены переехать во время войны.

Педагогическая и научная общественность высоко признала успехи преподавателей ТСВУ и ЛСВУ. Доказательство этого факта мы можем найти в Указе Президиума Верховного Совета ССР, который был подписан 20.01.1954 года. Данный Указ давал распоряжение присвоить звание Заслуженный учитель Узбекской ССР Н. И. Ивановой, которая была старшим преподавателем русского языка и литературы, Н. С. Краснову, который преподавал математику, Л. П. Мореву, который преподавал химию. Г. М. Родионовой, преподававшей географию и другим преподавателям.

Особое значение для подготовки будущих офицеров, их воспитания имела работа офицерского состава: командиров, офицеров — воспитателей.

Каждая рота имела в своем постоянном составе командира, заместителя командира, офицера — воспитателя, помощника офицера-воспитателя.

Большое количество офицеров были выпускниками военных училищ, высших офицерских школ войск МВД, краткосрочных курсов.

14 % офицеров имели высшее общее образование, 60 % офицеров имело среднее образование и лишь 6 % имели неполное среднее образование, но при этом 28 % офицеров имели педагогическое образование.

Чтобы работа СВУ была эффективной, необходимо было координировать работу всех служб СВУ. В этой связи большое внимание уделялось работе службы снабжения. Особо свои трудовыми заслугами для СВУ были отмечены Зайка и Персидский. Как показывают описанные в архивных документах факты, все вопросы в части материального и продовольственного снабжения, медицинского обеспечения, технического обеспечения решать очень эффективно и оперативно. Указанные офицеры выполняли больше, чем указано было в их трудовых обязанностях. Как гласит история образования СВУ войск НКВД в первые годы была большая нехватка мебели, в частности кроватей, столов и стульев, в связи с этим, многие воспитанники спали на полу. Все трудности были благополучно решены благодаря центральным органам наркоматов, шефских организаций и активной помощи войск НКГБ и НКВД.

Процесс обучения невозможен представить без чтения книг. В связи с чем процесс чтения был организованным и регламентированным, одним из документов, который определял порядок и регламент процесса чтения, был «Положение о СВУ войск МВД СССР». Данное Положение строго запрещало воспитанникам читать книги, которые не были в библиотеки училища или не были разрешены к чтению офицером — воспитателем.

Основная задача СВУ войск НКВД состояла в том, чтобы воспитать, подготовить к военной службе офицеров, при этом дать суворовцам общее среднее образование. Воспитать будущее поколение советских офицеров, привив им чувство пламенного патриотизма, беспредельной любви и преданности Родине. Также стояло задачей воспитать офицеров как всестороннее развитых, культурных, имеющих высокое чувство личной, профессиональной и политической чести, основываясь на глубоком уважении к героическому прошлому советского народа, а также чтить воинские чекистские традиции.

По общеобразовательной подготовке суворовцам следовало «твердо усвоить программу за 10 классов средней школы; по военным дисциплинам — подготовить смелого, инициативного, решительного бойца, в совершенстве владеющего личным оружием и умело использующего местность в бою, выносливого, могущего переносить трудности и лишения боевой жизни, а для старших классов — дополнительное ознакомление с основными положениями, нормативами и обязанностями командира отделения и командира взвода» [10, c. 356].

В своей повседневной деятельности постоянный и переменный состав училищ руководствовался уставами Вооруженных Сил, инструкциями и приказами НКВД (МВД), «Положением о СВУ войск МВД» и «Правилами внутреннего распорядка СВУ войск МВД СССР».

С окончанием приемных экзаменов и превращением вчерашних абитуриентов в суворовцев все усилия офицерско-преподавательских коллективов были направлены на реализацию основных целей учебно-воспитательной работы.

Решающее значение для формирование мировоззрения будущих офицеров имела работа преподавателей истории: майоров Антипова В. А. и Дроздова М. В., капитана Шапошникова Н. П. и др. Именно на уроках истории воспитанники впервые узнали содержание суворовской «Науки побеждать».

Суворовцы под руководством преподавателей совершали экскурсии по памятным историческим местам.

Много внимания в СВУ уделялось «воспитанию ненависти сначала к немецко-фашистским захватчикам, затем к американскому империализму».

Не было ни одной политической кампании, в которой бы не участвовали СВУ. Офицеры, преподаватели и суворовцы жили одними интересами со всей страной и все важнейшие события, происходившие в ней, находили отклик в их сердцах.

Командование и политический отдел делали достоянием всего училища примеры образцового поведения суворовцев.

Усилению воспитания патриотизма служили и репродукции картин русских и советских художников, портретов русских полководцев и выдающихся деятелей науки и культуры, развешанные в клубе, кабинетах и классах: «Совет в Филях», «Пограничник», «Переход Суворова через Альпы», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Большинство кинофильмов также строго соответствовало учебной программе и целям воспитания.

Важнейшее значение в идейно-политическом воспитании принадлежало стенной печати. В каждой роте ежемесячно выпускалась стенная газета («Суворовец», «Луч», «Знамя», «Выпускник», «Предвыпускник», «Юный чекист», «Маяк» и др.) и сатирические газеты («Колючка», «Крокодил», «Молния», «Гром и молния» и др.) В группах еженедельно выходили «Боевые листки», ежегодно проводились конкурсы на лучшую стенную газету.

В СВУ были налажены передачи по радио. Наряду с информацией об учебе здесь звучали выступления участников художественной самодеятельности, голоса ветеранов, ученых, преподавателей и суворовцев. Офицеры воспитывали суворовцев личным примером. Об этом свидетельствует героическое поведение дежурных офицеров-воспитателей ТСВУ во время землетрясений в Ташкенте в 1946 и 1948 гг.

Несмотря на значительные успехи педагогических коллективов в воспитании суворовцев, примеров негативного поведения воспитанников было много. И важнейшими причинами этого было отсутствие у ряда офицеров педагогического опыта, стремление вести воспитательную работу без учета специфики детского и подросткового возраста. Конечно, со временем приобретался опыт. Однако, в большом коллективе, ежегодно пополнявшимся из разных районов страны более чем на 100 человек, педагогических проблем всегда было предостаточно. И труднее всего было изжить случаи нарушений воинской дисциплины.

Таким образом, можно сделать вывод, что СВУ НКВД СССР уделяло большое внимание военно-патриотическому воспитанию будущих офицеров. Изучение и анализ военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах войск НКВД (МВД) СССР свидетельствует, что за время своего существования они прошли сложный и интересный путь развития, накопив богатый опыт работы с воспитанниками различных возрастов в условиях закрытой военно-образовательной организации. Благодаря хорошо отлаженной работе педагогических коллективов, использованию передовых методик в обучении и воспитании суворовцев многие выпускники суворовских военных училищ добились больших успехов, как на военном, так и гражданском поприще.

Литература:

  1. Статистика кадетского корпуса // Педагогический сборник или труд. — СПб, 1891. — № 11.
  2. Воробьева, А. Ю. Кадетский корпус 1732–1917 гг. Россия / художник. О. Пархаев. — Москва, 2003
  3. Обедков, И. В. Военные учебные заведения России в 1914–1917 гг. — Москва, 1994
  4. Устав Императорского шляхетского кадетского корпуса. — СПб, 1766. — 24 с
  5. Галенковский, П. А. Молодежное воспитание в прошлом. Исторический очерк педагогических средств в военно-учебных заведениях (1700–1856). 2-е издание — Санкт-Петербург, 1904
  6. Внутренние войска в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). Документы и материалы. 1975. М.: Юридическая литература. 728 с.
  7. Горохов Н. А. 1985. Идеологическая работа КПСС в Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа. 119 с.
  8. 8 Некрасов В. Ф. 1980. Внутренние войска Советского государства (1917–1977 гг.). М.: Академия МВД СССР. 356 с.
  9. История второй мировой войны (1939–1945 гг.). В 12 т. 1974. М.: Воениздат. Т. 7. 522 с.
  10. Некрасов В. Ф. 1980. Внутренние войска Советского государства (1917–1977 гг.). М.: Академия МВД СССР.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетский корпус, военно-патриотическое воспитание, войска НКВД, быль, довузовское военное образование, офицер, Россия, военное образование, военный, Ташкент.


Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, кадетский корпус, суворовские военные училища, довузовское военное образование

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по

России в кадетских корпусах начиналось с ознакомления с географией и историей родного...

Содержание образования и патриотического воспитания...

С момента образования кадетских корпусов в 1860-х годах и до 20 века она претерпело

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских

Развитие патриотического воспитания в России. Военно-патриотическое воспитание и подготовка...

Содержание кадетского воспитания и образования

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера...

Патриотическое воспитание нахимовцев как важнейший элемент...

Микрюков В. Военно-патриотическое воспитание в школе. /

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим

Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный.

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Военно-патриотическое воспитание — это проведение комплекса мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание ребенка, формирование патриотических чувств (военно-патриотическая игра «Зарница», курс молодого бойца, армейский магазин, экскурсии...

Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике...

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, Российская Федерация, кадетское образование, кадетский корпус были, военная педагогика, тысячелетняя культура. Кадетские корпуса современной России...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует о том, что этот аспект был приоритетным направлением в подготовке. В XV и XVI веках в России существовали полки дворянских детей...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории. Важное значение в реализации данных задач имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии)...

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

В России система специальных военных училищ окончательно оформилась лишь в 20-х годах XIX в. В XVIII в. артиллерийских и инженерных офицеров готовил особый кадетский корпус, но

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале...

Общепризнано, что Россия является единственным государством мира, накопившим большой опыт воспитания и образования в учебных заведениях, называемых кадетскими. «Военному человеку не одни военные, а также и нравственные добродетели иметь должно»...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по

России в кадетских корпусах начиналось с ознакомления с географией и историей родного...

Содержание образования и патриотического воспитания...

С момента образования кадетских корпусов в 1860-х годах и до 20 века она претерпело

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских

Развитие патриотического воспитания в России. Военно-патриотическое воспитание и подготовка...

Содержание кадетского воспитания и образования

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера...

Патриотическое воспитание нахимовцев как важнейший элемент...

Микрюков В. Военно-патриотическое воспитание в школе. /

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим

Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный.

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Военно-патриотическое воспитание — это проведение комплекса мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание ребенка, формирование патриотических чувств (военно-патриотическая игра «Зарница», курс молодого бойца, армейский магазин, экскурсии...

Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике...

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, Российская Федерация, кадетское образование, кадетский корпус были, военная педагогика, тысячелетняя культура. Кадетские корпуса современной России...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует о том, что этот аспект был приоритетным направлением в подготовке. В XV и XVI веках в России существовали полки дворянских детей...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории. Важное значение в реализации данных задач имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии)...

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

В России система специальных военных училищ окончательно оформилась лишь в 20-х годах XIX в. В XVIII в. артиллерийских и инженерных офицеров готовил особый кадетский корпус, но

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале...

Общепризнано, что Россия является единственным государством мира, накопившим большой опыт воспитания и образования в учебных заведениях, называемых кадетскими. «Военному человеку не одни военные, а также и нравственные добродетели иметь должно»...

Задать вопрос