Обзор исследований, посвященных изучению и способам применения прикладного анализа поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Тихомирова, Ю. В. Обзор исследований, посвященных изучению и способам применения прикладного анализа поведения / Ю. В. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71339/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор делает обзор исследований, посвященных прикладному анализу поведения и его практическому применению.

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, особенности развития, книга, нежелательное поведение.

Несмотря на то, что в нашей стране достаточно долгое время существовал дефицит информации о прикладном бихевиоризме, в настоящее время ситуация начинает меняться, все чаще издаются книги, в которые посвящены изучению и описанию способов и методик поведенческой терапии.

Этой очень важной и актуальной теме посвящены следующие исследования:

Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития [4].

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Обозначенные принципы применяются в коррекции нежелательного поведения и формировании социально одобряемого поведения. Книга также описывает стратегии и методики обучения навыкам ребенка с особенностями развития: пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, метод блоков, шейпинг.

Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач [5]. Данная книга посвящена проблемам диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть рекомендована для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов в качестве практического пособия

Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС [3].

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано большим количеством специалистов, от которых зависит успешность инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательный процесс.

Шрамм Р., Детский аутизм и АВА: ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. [6] Книга Роберта Шрамма, признанного эксперта поведенческого анализа, — это великолепная возможность узнать об уникальной силе АВА, с помощью которого родители смогут преодолеть сложности в общении и проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими поведенческими нарушениями.

Книга написана понятным и простым языком, предназначена для родителей, и позволяет овладеть основными инструментами АВА. В книге предлагаются приемы, с помощью которых можно не просто избавиться от нежелательного поведения, но и обучить новым навыкам.

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [1].

Книга представляет собой прекрасное практическое руководство. Она посвящена преодолению трудностей, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с особенностями развития в обыденной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех, кто воспитывает, обучает «особых» детей, стремится передать им умения и навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе.

Кухарчук О. В., Рыжкова О. Н. Использование прикладного анализа поведения в работе с аутичными детьми [2].

В статье подробно описывается функциональная направленность нежелательного поведения. Техники и инструментарий работы с поведенческими нарушениями.

Особое внимание заслуживают работы в контексте прикладного анализа поведения зарубежных авторов. В качестве примеров можно привести некоторые из них.

Richard M. Kubina, JR and Kirsten K. L. Yurich. Тренировка совершенства поведения учащихся с аутизмом: руководство для родителей и учителей. [9]

В статье в качестве руководства для родителей и учителей представлена основанная на точном обучении общая модель для тренировки навыка «совершенство». Эта модель может применяться для отработки большого количества навыков. Она также может быть приспособлена под индивидуальность учащихся. В статье разработан и описан тренинг по методике «Совершенство»

R. Douglas Greer и Dolleen-Day Keohane.Развитие вербального поведения у детей [8]. Авторы данной статьи определили отсутствующие у детей вербальные навыков (вербальные операнты более высокого порядка), а затем изучили уже существующий у детей вербальный репертуар, а также тот, которым им требовалось овладеть. Когда дети овладели необходимыми навыками, они смогли начать учить новые операнты и возникающие между ними взаимосвязи. Статья представляет собой рассуждение о связи этих способностей с лингвистическими, нейрофизиологическими, когнитивными и антропологическими гипотезами.

Israel Goldiamond Самопоощрение [7]. В статье речь идет о самопоощрении. Говорится о том, что все типы поощрения всегда предоставляются обусловлено на поведении субъекта. В лабораторных условиях получение поощрения автоматизировано; в условиях школы поощрение предоставляет учитель; и во многих клинических условиях, связанных с самоконтролем, оно также предоставляется независимо от субъекта. Предоставление поощрения предполагает подобную независимость, которая отсутствует в случае самопоощрения. В статье обсуждаются сложности этого процесса для изучения и практической работы и предлагаются альтернативные формулировки.

Таким образом, можно сделать вывод, что прикладной анализ поведения очень сложная многогранная дисциплина. АBA делает лишь первые шаги на территории нашей страны. В основном, он применяется специалистами, работающими с детьми и взрослыми, имеющими расстройства аутистического спектра, хотя его возможности и области применения гораздо шире.

Литература:

  1. Бейкер, Б. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. / Б. Бейкер, А. Брайтман. — Москва: Тенериф, 2007. — 497 c. — Текст: непосредственный.
  2. Кухарчук, О. В. Использование прикладного анализа поведения в работе с аутичными детьми / О. В. Кухарчук, О. Н. Рыжкова. — Текст: непосредственный // Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. — Москва: Издательство «Перо», 2015. — С. 316–320.
  3. Лич, Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС / Д. Лич. — Москва: Оперант, 2015. — 176 c. — Текст: непосредственный.
  4. Мелешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития. / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. — Самара: издательский дом «Бахрах-М, 2017. — 208 c. — Текст: непосредственный.
  5. Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. / А. А. Романов. — Москва: Плэйт, 2015. — 32 c. — Текст: непосредственный.
  6. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. — 208 c. — Текст: непосредственный.
  7. Israel, Goldiamond Self-perception / Goldiamond Israel. — Текст: электронный // Journal of Applied Behavior Analysis: [сайт]. — URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1312... (дата обращения: 03.06.2020).
  8. R, Douglas The Evolution of Verbal Behavior in Children / Douglas R. — Текст: электронный // APA PsycNet: [сайт]. — URL: http://psycnet.apa.org/journals/slp/1/2/111.pdf (дата обращения: 03.06.2020).
  9. Richard, M. K. Developing Behavioral Fluency for Students With Autism A Guide for Parents and Teachers / M. K. Richard. — Текст: электронный // Intervention in School and Clinic: [сайт]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/234754667_Developing_Behavioral_Fluency_for_Students_With_Autism_A_Guide_for_Parents_and_Teachers (дата обращения: 03.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): прикладной анализ поведения, особенность развития, ABA, нежелательное поведение, ребенок, книга, навык, родитель.


Ключевые слова

особенности развития, книга, прикладной анализ поведения, нежелательное поведение

Похожие статьи

Работа с детьми в группе семейного типа с использованием...

Аббревиатура АВА переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения.

Нежелательное поведение — это социально неприемлемое поведение в обществе.

Для того, чтобы избежать требований педагога или родителей ребёнок может начать бить себя по...

Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации...

Нежелательное поведение — вспышки гнева, агрессия или самоповреждение — должно быть заменено более

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом.

Главная особенность умственного развития детей с РДА состоит в его неравномерности и.

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

ребенок, ранний детский аутизм, проблема, навык, занятие, окружающий мир, категория детей, тяжелое состояние, основная задача, речь. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами... Мастюкова, Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем...

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Библиографическое описание: Метляева, Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом / Ю. В. Метляева.

Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения...

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, изученные на диагностическом этапе

Многие правила поведения на занятии вводила при помощи символических знаков.

Как только навык по называнию того или иного действия был сформирован на занятии, был организован...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Шаповалова, О. Почему прикладной анализ поведения медленно распространяется в США и других странах [Электронный ресурс]/О

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми... Формирование навыков самообслуживания Взаимодействие ребенка и взрослого.

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами...

Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной

Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие

Т.о. у детей дошкольного возраста с РАС с низким уровнем адаптивных навыков и средним...

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного...

Главная особенность умственного развития детей с РДА состоит в его неравномерности и

Рис. 1. Показатели развития социально-бытовых навыков у детей с РДА в возрасте 30 и 48 месяцев.

Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм.

История исследования поведенческой психологии

Прикладной анализ поведения применяется не только для реабилитации детей с аутизмом и другими расстройствами развития, но и для разработки обучающих технологий в целом, для организационного менеджмента, коррекции поведенческих и психических расстройств и даже...

Похожие статьи

Работа с детьми в группе семейного типа с использованием...

Аббревиатура АВА переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения.

Нежелательное поведение — это социально неприемлемое поведение в обществе.

Для того, чтобы избежать требований педагога или родителей ребёнок может начать бить себя по...

Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации...

Нежелательное поведение — вспышки гнева, агрессия или самоповреждение — должно быть заменено более

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом.

Главная особенность умственного развития детей с РДА состоит в его неравномерности и.

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

ребенок, ранний детский аутизм, проблема, навык, занятие, окружающий мир, категория детей, тяжелое состояние, основная задача, речь. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами... Мастюкова, Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем...

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Библиографическое описание: Метляева, Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом / Ю. В. Метляева.

Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения...

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, изученные на диагностическом этапе

Многие правила поведения на занятии вводила при помощи символических знаков.

Как только навык по называнию того или иного действия был сформирован на занятии, был организован...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Шаповалова, О. Почему прикладной анализ поведения медленно распространяется в США и других странах [Электронный ресурс]/О

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми... Формирование навыков самообслуживания Взаимодействие ребенка и взрослого.

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами...

Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной

Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие

Т.о. у детей дошкольного возраста с РАС с низким уровнем адаптивных навыков и средним...

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного...

Главная особенность умственного развития детей с РДА состоит в его неравномерности и

Рис. 1. Показатели развития социально-бытовых навыков у детей с РДА в возрасте 30 и 48 месяцев.

Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм.

История исследования поведенческой психологии

Прикладной анализ поведения применяется не только для реабилитации детей с аутизмом и другими расстройствами развития, но и для разработки обучающих технологий в целом, для организационного менеджмента, коррекции поведенческих и психических расстройств и даже...

Задать вопрос