Направления совершенствования технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Направления совершенствования технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста

Поделиться в социальных сетях
233 просмотра
Библиографическое описание

Калужских, Ю. Н. Направления совершенствования технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста / Ю. Н. Калужских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71323/ (дата обращения: 05.08.2021).



В связи с возросшей актуальностью внедрения инновационных форм социального обслуживания, как высокоэффективной технологией социальной работы с гражданами пожилого возраста, в мае 2020 г. нами было проведено социологическое исследование с целью выявления основных направлений по совершенствованию технологий социальной работы. Базой для проведения данного исследования выступил ОБУСО «КЦСОН Поныровского района» Курской области. Общее количество опрошенных респондентов составило 69 человек.

Перейдем к анализу результатов опроса. Первым вопросом, который мы задали респондентам, был вопрос, касающийся их осведомленности в плане инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста. Оказалось, что более чем 83 % опрошенных известны такие формы и, к сожалению, почти 17 % не в курсе существования инновационных форм обслуживания граждан пожилого возраста у нас в регионе.

Следующим вопросом ответы, на который нас интересовали, стал вопрос о том «Какими факторами обусловлено внедрение инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста?». Варианты ответов оказались следующими: 12,5 % полагают, что они обусловлены государственным реформированием социальной политики; 25 % считают, что это необходимость для общества; 16,7 % — возможность помочь гражданам пожилого возраста; 20,8 % — экономическая ситуация в мире обуславливает введение инноваций и, как не странно, одна четвертая часть опрошенных говорят о том, что таким образом «отмываются деньги».

Далее в анкете был представлен блок вопросов, касающихся отношения к таким инновационным формам социального обслуживания как «Социальное такси», и «Приемные семьи», недавно внедренные в общую систему социального обслуживания населения [1]. Итак, по поводу «Социального такси» респонденты выразили свое отношение следующим образом: 75 % относятся к данной услуге положительно; 20,8 % — отрицательно и 4,2 % затруднились ответить на данный вопрос.

Как и в любой другой сфере жизни общества в социальной сфере при внедрении каких-либо инноваций проводится их обсуждение, вносятся предложения по поводу их преобразования и т. д. Исходя из этого, нам хотелось узнать в какой же степени наши респонденты могут повлиять на введение инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста. Оказалось, что около 40 % опрошенных считают, что решающего влияния на введение инновационных форм обслуживания они оказать не могут, а лишь способны предложить свои идеи. Но, несмотря на это, практически половина респондентов уверена в том, что инновационные формы необходимо применять параллельно с прежними, не исключая последние.

Так как основную массу опрошенных составляют работники ОБУСО «КЦСОН Поныровского района», то в данном случае степень влияния, на наш взгляд, может непосредственно зависеть от того насколько руководство организации прислушивается к мнениям сотрудников и клиентов, а также в самой необходимости внедрения данных инноваций. В связи с эти мы решили задать вопрос относительно потребности их введения. Результаты оказались следующими: вариант ответа «да, конечно, прежние формы социального обслуживания изжили себя» выбрали 29,2 % опрошенных; ответ «да, но первое время в виде эксперимента, не исключая при этом из системы прежних форм обслуживания» — 49,9 %; «нет, прежние формы социального обслуживания всех устраивают» — 16,7 % и вариант «не знаю» выбрал 1 человек, что составило чуть более 4 % от общей массы респондентов.

Приблизительно такого рода процентное соотношение ответов на данный вопрос нами и ожидалось. Во-первых, потому что внедрение инноваций, безусловно, необходимо и, во-вторых, не разумно бы было, вводя новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста, исключать прежние, что и доказывает практически половина опрошенных людей.

На вопрос «Решат ли внедряемые инновационные формы обслуживания проблемы граждан пожилого возраста?» более 70 % респондентов уверены, что это так. 8,3 % предполагают, что это делается лишь для отвода глаз (как бы они есть, но ничего толком не меняют) и 20,8 % затруднились ответить. Довольно высокий процент затруднившихся в ответе, может быть пояснен тем, что изначально практически 40 % респондентов не сталкивались с какими-либо нововведениями в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста.

В заключение исследования хотелось бы сделать следующие выводы:

– Около 55 % опрошенных сталкивались с нововведениями в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста.

– Основными факторами, обуславливающими внедрение инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста, являются необходимость для общества (25 %) и желание «отмыть» деньги (25 %). Немного меньшее влияние на данный процесс оказывает мировая экономическая ситуация (20,8 %) и возможность помочь гражданам пожилого возраста (16,7 %).

– По поводу недавно введенных в список оказываемых услуг инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста («Социальное такси» и «Приемные семьи») респонденты отзываются положительно (75 % и 45,8 % соответственно).

– Кроме того, около 70 % респондентов считают, что инновации могут решить хотя бы некоторые проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста и более 80 % опрошенных ощущают влияние нововведений на свое положение.

Таким образом, для совершенствования технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста в ОБУСО «КЦСОН Поныровского района» необходимо:

– вести работу по привлечению ресурсов общественных объединений и частных лиц к реализации мер социальной поддержки граждан пожилого возраста;

– внедрение в деятельность учреждений технологий, направленных на укрепление психосоматического здоровья (реабилитация с использованием методов адаптивной физкультуры);

– внедрение в деятельность учреждений технологий, направленных на реализацию трудового потенциала (развитие клубов);

– поддержание социальных контактов граждан пожилого возраста (приемные семьи, социальный туризм и др.);

– развитие социального партнерства в процессе социальной адаптации граждан пожилого возраста: расширение участия государственных, общественных, частных организаций, развитие волонтерского движения (проведение совместных акций, фестивалей, форумов);

– более активное вовлечение семьи в решение проблем граждан пожилого возраста (уход на дому, социальное сопровождение, психологическая поддержка).

Литература:

  1. ОБУСО «КЦСОН Поныровского района Курской области». — URL: http://kcon18.ru/2020/01/20/социальные-услуги-за-2019г/
Похожие статьи
Мясищева Юлия Николаевна
Современная система социального обслуживания населения
Социология
2018
Примак Юлия Анатольевна
Особенности социальной работы с пожилыми людьми
Педагогические науки
2012
Котляров Сергей Борисович
Анализ социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Республике Мордовия
Юридические науки
2016
Ласкин Алексей Александрович
Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия
Социология
2019
Мясищева Юлия Николаевна
Проблемы предоставления социальных услуг населению в условиях села
Социология
2018
Бодрин Алексей Владимирович
Особенности досуговой деятельности пожилых людей
Педагогика
2016
Цой Людмила Петровна
Об организации досуга пожилых людей социальными службами
Спецвыпуск
2017
Завражнов Василий Владимирович
Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната
Социология
2016
Клочкова Татьяна Юрьевна
Анализ эффективности социальной работы с инвалидами в муниципальных центрах социального обслуживания
Социология
2018
Касаркина Елена Николаевна
Особенности организационно-управленческой практики по направлению обучения 040400.68 «Социальная работа»
Педагогические науки
2013
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Социология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Мясищева Юлия Николаевна
Современная система социального обслуживания населения
Социология
2018
Примак Юлия Анатольевна
Особенности социальной работы с пожилыми людьми
Педагогические науки
2012
Котляров Сергей Борисович
Анализ социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Республике Мордовия
Юридические науки
2016
Ласкин Алексей Александрович
Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия
Социология
2019
Мясищева Юлия Николаевна
Проблемы предоставления социальных услуг населению в условиях села
Социология
2018
Бодрин Алексей Владимирович
Особенности досуговой деятельности пожилых людей
Педагогика
2016
Цой Людмила Петровна
Об организации досуга пожилых людей социальными службами
Спецвыпуск
2017
Завражнов Василий Владимирович
Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната
Социология
2016
Клочкова Татьяна Юрьевна
Анализ эффективности социальной работы с инвалидами в муниципальных центрах социального обслуживания
Социология
2018
Касаркина Елена Николаевна
Особенности организационно-управленческой практики по направлению обучения 040400.68 «Социальная работа»
Педагогические науки
2013