Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.
Поделиться в социальных сетях
85 просмотров
Библиографическое описание

Голубева, Е. А. Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии / Е. А. Голубева, Н. Г. Коржова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 546-549. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71315/ (дата обращения: 05.08.2021).



В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, потребность, профессиональное образовательное учреждение, профессиональный выбор, жизненный сценарий

The article considers the hikes and stages of the professional choice of young specialists, depending on a number of factors. And also the process of professional choice is considered as a complex process encompassing the process of self-knowledge, etc.

Keywords: profession, professional self-determination, need, professional educational institution, professional choice, life scenario

Проблему профессионального самоопределения исследовали отечественные психологи, которые изучали профессиональное самоопределение в связи с жизненными перспективами личности и планированием будущего. Профессиональное самоопределение, как правило, происходит в юношеском возрасте и обычно является следствием самоопределения личностного. Самоопределение выступает проявлением потребности девушек и юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в жизни, обществе, понять себя и свои возможности

По мнению Н. Г. Гинзбурга, необходимость самоопределения, как личностного, так и профессионального, в значительной степени детерминируется потребностями общества, но самоопределение также обусловлено внутренней логикой психического развития личности и связано с потребностью в самореализации, которая обостряется в юношеском возрасте [6]. Именно по этой причине в систему представлений личности включаются временные перспективы, которые тесно связаны с ее жизненными планами. Потребность в самореализации выступает психологической основой личностного самоопределения на данном этапе развития и заключается в сознательной и активной реализации себя в жизни, направленной на будущее.

Центральным моментом профессионального самоопределения в общей психологии, по Н. П. Долгих, является осознание человеком своих личностных особенностей и возможностей, а уде вторично — ориентация в социально-экономических условиях, в которых осуществляется сознательный выбор профессии [7].

По Н. В. Самоукиной, профессиональное самоопределение направляется стремлением к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала через самоанализ, самопознание и самооценку собственных способностей и ценностных ориентаций, через осознание того, насколько собственные индивидуальные особенности соответствуют требованиям профессии [13].

Е. А. Климов отмечает продолжительность профессионального самоопределения, рассматривает его как важный признак психического развития, становления себя как полноценной общественной единицы, компетентным специалистом в профессиональной среде [8].

Я. М. Бугерко обобщает: «Самоопределение личности — сложное системное образование, которое охватывает разные уровни самопознания и отражает присущие сознанию стремления и способность всеобъемлющего, универсального понимания мира, себя, собственного бытия. Указанное явление проходит поэтапно, содержит различные процессы и компоненты осмысления и есть результатом психодуховной реализации личности» [5].

Из зарубежных психологов следует отметить взгляд А. Маслоу, который считал профессиональное самоопределение важной составляющей социально-психологической зрелости человека, которая зависит от того, насколько сильно выражена в ней потребность в самореализации и самоактуализации [9, 10, 11].

Рассмотрим некоторые зарубежные теории профессионального самоопределения, а именно:

− психодинамические (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, В. Мозер) [15, 16, 17];

− теорию родительских установок Э. Роу [1];

− теорию профессионального развития Дж. Сьюпера [7];

− теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберг [7];

− сценарную теорию Э. Берна [4].

Теория Фрейда связывает выбор профессии с опытом раннего детства и с подсознательной структурой основных потребностей. Так, удовольствие, которое получает человек во время сосания, откусывания, жевания трансформируется во взрослой жизни в желание обрезать, перепиливать. Потребность в высвобождении оральной агрессии (грызть, кусать, резать) может реализоваться непосредственно в процессе манипуляции с предметами, например, работа с гаечным ключом, скальпелем, бор-машиной или в манипуляции словами (символическая реализация оральной агрессии), например, в профессиях экскурсовода, диктора, учителя и др. [14].

У людей, которых сексуальная энергия фиксируется на анальной стадии, доминируют три черты: аккуратность, бережливость, упрямство. Лица с такими чертами относятся добросовестно к мелким поручениям, они хорошие исполнители. Хотя чрезмерная бережливость переходит в скупость, настойчивость, в упрямство. Сублимация агрессивного воздействия может проявиться в выборе таких профессиональных занятий, как хирургия, земледелие, спортивные соревнования, резьба по дереву, живопись или драматическое искусство [15, 16, 17].

Фрейд был убежден в том, что способность к сублимации коррелирует с половой принадлежностью, то есть, у женщин она слабее, чем у мужчин. К. Хорни, соглашаясь с Фрейдом, объясняет профессиональный выбор влиянием социально-культурных традиций, а именно тем, что большинство профессий всегда была ориентирована на мужчин. Исследовательница указывает, что мужчинам присуща зависть к материнству, которая проявляется в выборе профессий скульптора, художника, писателя и др. А у женщин наблюдается комплекс маскулинности (зависть к мужскому половому органу), который формирует тягу к профессии отца, к руководящим должностям и другим мужским профессиям [17].

Основные понятия в теории А. Адлера — чувство неполноценности и стремление к превосходству — влияют на выбор профессии и обусловливают развитие артистических, художественных и кулинарных способностей. А. Адлер считал, что впечатления раннего детства больше влияют на стиль жизни. Например, если в детстве ребенок пережил болезнь или смерть родных, то он в будущем выберет профессию или врача или аптекаря [2].

В. Мозер обосновал мысль, согласно которой профессиональный выбор детерминируется неудовлетворенными детскими потребностями и, выделив четыре формы оперотропизмов, подчеркивает, что каждый из них может быть основой для формирования определенного типа профессионального развития:

1) выбор профессии рассматривается как попытка найти в профессиональной жизни решения определенных конфликтов, имевших место в прошлом из-за недовольства первичными потребностями (защитный механизм);

2) регрессия поведения, то есть возвращение к более примитивным его формам, тех, которые были характерны для периода, который был связан с неудовлетворенными первичными потребностями и привел к десоциализации (клапанный оперотропизм);

3) сублимация, что держит неудовлетворенные потребности под контролем и дает им выход в социально разрешенном образе;

4) интегральный оперотропизм — форма поведения, которая сочетает в себе три вышеназванных [18].

Теория родительских установок Э. Роу [1] построена на основе учета стиля воспитания в семье, а именно — безусловного принятия любви, уважения. При демонстрации внимания к ребенку в его дальнейшей жизни формируется потребность принадлежать к группе, необходимость чувствовать любовь и уважение от других, поэтому таких детей будут привлекать профессии, в которых они смогут реализовать свое стремление находиться в центре внимания, пользоваться уважением других (сфера образования и воспитания, медицины и социальных служб, культуры, искусства, развлечений). И наоборот, у детей, которым уделяли мало внимания, не пытались удовлетворить их потребность в уважении, не будет развита потребность в принадлежности к группе, они не будут стремиться контактировать с другими людьми. Поэтому отдадут предпочтение профессиям, не требующие общения, часто посвящать себя науке, технике.

Д. Сьюпер предлагает теорию профессионального развития, в которой выбор профессии рассматривает сквозь призму Я-концепции субъекта. Профессиональное самоопределения (по Сьюперу) — это многомерный многоступенчатый процесс. Профессиональный путь человека ученый делит на пять этапов: рост (развитие), поиск, утверждение, стабилизация и спад. Автор выделил следующие стадии профессионального развития:

− стадия пробуждения, или развития (0–14);

− стадия поиска (15–24);

− стадия консолидации, укрепления карьеры или профессионального роста (25–44);

− стадия стабилизации, или сохранение того, что удалось достичь (45–64);

− стадия спада (после 65).

В теории компромисса с реальностью Э. Гинзберг акцентирует внимание на том, что выбор профессии — это длительный процесс, который происходит не мгновенно, а в течение определенного периода времени. В процессе профессионального выбора Э. Гинзберг выделяет три стадии:

1) стадия фантазии — продолжается до 11 лет, когда дети представляют себе кем хотят быть;

2) гипотетическая стадия — продолжается с 11–17 лет и четыре периода:

а) первый период (11–12 лет) — период интересов;

б) второй период (13–14 лет) — период способностей (дети сравнивают собственные способности и требования профессии);

в) третий период (15–16 лет) — период оценки;

г) четвертый период (длится до 17 лет) — переходный (это период, когда осуществляется переход от гипотетического подхода в выборе профессии в реальности).

3) реалистичная стадия (от 17 и выше) — когда молодые люди пытаются принять окончательное решение по выбору профессии. Эта стадия включает три периода:

а) период исследования (17–18) — это период, когда подросток прилагает больше усилий для более глубокого понимания себя и собственного выбора;

б) в период кристаллизации (19–21) определяется основное направление будущей деятельности;

в) период специализации, когда общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации [12].

Э. Гинзбург доказывает, что выбор карьеры не заканчивается выбором первой профессии, некоторые люди периодически меняют свою деятельность по тем или другим причинам (сокращение, переезд, отжила профессия и др. [6].

В основе сценарного теории Эрика Берна лежит сценарий, который формировался в раннем детстве (до 6 лет) под влиянием родителей, и объясняет процесс выбора профессии и поведение по примеру ближайших людей. Решающее влияние при построении профессионального плана имеет эго-состояние ребенка, причем на выбор мальчика влияет Ребенок матери, а на выбор девочки Ребенок отца. Взрослое Я отца дает образцы поведения для мальчика, а Взрослое Я матери для — девочки. Родительские состояния обоих родителей навязывают детям определенное поведение, которое преодолевается антисценарием [3].

Положительным сценарий родителей считается в том случае, если он совпадает со сценарием ребенка, его способностями, жизненными событиями, желаниями, внутренними потребностями. И наоборот, — отрицательным, когда все вышеперечисленные аспекты нивелируются. Особенно деструктивное влияние на карьеру делают такие сценарии:

− жесткие половые установки в воспитании ребенка;

− очередность рождения и наличие братьев и сестер в семье;

− компенсация профессиональных неудач родителей;

− продолжение родительских карьерных целей;

− запрет превышать профессиональные достижения родителей [7].

Анализируя обе позиции по сценарию, трудно согласиться, что жизненный сценарий, даже в положительном проявлении, фатально предопределяет профессиональный выбор личности, он скорее выступает проектом личностного роста вследствие его «обработки» методами психотерапии.

Литература:

  1. Roe A. The Psychology of Occupations. — N. Y.: Wiley. 1956.
  2. Адлер, Альфред. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введ. в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 212 с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн. — С. Пб.: Прогресс, 1992. — 400 с.
  5. Бугерко Я. М. Осмысления как индивидуальный фактор самоопределения человека / Я. М. Бугерко // Психология и общество. Спецвыпуск: материалы международной конференции Социально-психологические измерения профессионального мастерства личности в условиях глобализирующегося мира: научное издание, Тернополь, 16–17 мая 2013 — Тернополь: НИИ Мево, 2013. — С. 43
  6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43–52.
  7. Долгих Н П. Психология готовности личности к самоосуществлению: учебное пособие / Н. П. Долгих; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. — 215 с.
  8. Климов Е. И. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. — 278 с.
  9. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — С. Пб.: Евразия, 1999. — 478 с.;
  10. Маслоу А. Психология бытия / Абрахам Маслоу; пер. с англ. О. О. Чистякова; под. общ. ред. С. Н. Иващенко. — М.:Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. — 304 с. — (Серия «Актуальная психология»).;
  11. Маслоу А. Самоактуализация / Абрахам Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1982. — С.108–117.
  12. Михайлов, Ф. Т. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5.-С. 110–122.
  13. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. — С. Пб.: Питер, 2003. — 224 с.
  14. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для учащихся сред. проф. учеб. заведений. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 382 с.
  15. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд — М.: Наука, 1989. — 456 с.;
  16. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.;
  17. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни; [пер. с англ.]. — С. Пб., 1997. — 316 с.
  18. Хрестоматия философских текстов [Текст]: Пособие для студентов филос.-экон. факультетов: (На нем. яз.) / К. Г. Ахметов, В. А. Герман, Э. Э. Мозер, И. Э. Мозер; Каз. гос. ун-т им. С. М. Кирова. — Алма-Ата: [б. и.], 1971. — 261 с.

основные термины

генерируются автоматически
профессия, профессиональное самоопределение, потребность, профессиональное образовательное учреждение, профессиональный выбор, жизненный сценарий
Похожие статьи
Костюнина Елена Александровна
Трудности профессионального самоопределения подростков
Психология
2015
Махлеева Людмила Владимировна
Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание
Психология
2015
Петрова Юлия Игоревна
Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях
Психология
2016
Юдина Нина Валентиновна
Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития
Психологические науки
2014
Таланова Светлана Ивановна
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Педагогические науки
2012
Каримова Айгерим Нуртайкызы
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
Педагогика
2016
Киселева Елена Владимировна
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема
Педагогика
2016
Богданова Галина Владимировна
Аспекты профессионального самоопределения личности
Педагогика
2013
Шевелева Екатерина Игоревна
Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Психология
2016
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Психология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Костюнина Елена Александровна
Трудности профессионального самоопределения подростков
Психология
2015
Махлеева Людмила Владимировна
Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание
Психология
2015
Петрова Юлия Игоревна
Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях
Психология
2016
Юдина Нина Валентиновна
Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития
Психологические науки
2014
Таланова Светлана Ивановна
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Педагогические науки
2012
Каримова Айгерим Нуртайкызы
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
Педагогика
2016
Киселева Елена Владимировна
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема
Педагогика
2016
Богданова Галина Владимировна
Аспекты профессионального самоопределения личности
Педагогика
2013
Шевелева Екатерина Игоревна
Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Психология
2016