Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 07.06.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Саркисян, Т. А. Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе / Т. А. Саркисян, Т. В. Пихотина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71306/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формирования и развития информационной компетенции, приведены примеры использования методических приемов в обучении математике в школе.

Ключевые слова: информационная компетенция, формирование информационной компетенции, комплекс методических приёмов, обучение математике в школе.

Большое количество исследований в области компетенции, практика показывает, что проблема сформированности информационной компетенции на уроках математики остается не в полном объеме решенной. Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Информационная компетенция, так же, как и любая другая носит деятельностную направленность. Исходя из самого понятия «информационная» можно сделать вывод, что данная компетенция направлена на формирование и проявление деятельности, имеющей взаимосвязь с информацией и информационными процессами.

Мы считаем, что информационная компетенция — это способность позволяющая получить и сформировать новый уровень знаний, необходимый для дальнейшей деятельности по выстраиванию диалоговых связей с окружающими людьми. В данной формулировке хотелось бы уточнить понятие сущности при формировании информационной компетенции. Если рассматривать понятие сущность относительно человека, то можно сказать, что сущность — это индивидуальность личности, выраженная в психотипе человека, модели его поведения в обществе и в стремлении усовершенствовать имеющиеся знания.

Сопоставив понимание понятия сущность и выделенного определения информационная компетенция, можно прийти к существенным выводам:

1) сущность информационной компетенции — модель личностного поведения человека, которая влияет на дальнейшую деятельность при получении знаний и расстановке приоритетов из всего потока информации для выделения конкретной компетенции, заданной по условию;

2) информационная деятельность — это форма позволяющая достигать информационной компетенции, не обращая внимания на посторонние факторы;

3) форма существования информационной компетенции — это тесная взаимосвязь с познанием, коммуникационными сферами и основой информационной компетентности через интегрированные формы;

4) если один из трёх ранее перечисленных факторов исключить из деятельности человека, то информационная компетенция будет продолжать своё существование, так как качества личности сохраняются независимо от условий, что позволит существование информационной деятельности.

При обучении информационная компетенция может быть представлена в нескольких ключевых пониманиях [2]:

  1. Как компетенция формирующая личность;
  2. Как основа для формирования иных компетенций независимо от культуры и сферы профессиональной деятельности;
  3. Как инструмент выполнения деятельности, основанной на других компетенциях.

С активным развитием и возрастанием спроса на информационную компетенцию при подготовке обучающихся можно выделить шаги

результативного формирования компетенции [3].

Рис. 1. Алгоритм формирования информационной компетенции

Необходимо отметить, что представленный алгоритм, описывает состав и структуру информационной компетенции.

Чтобы информационная компетенция формировалась и развивалась важно соблюдать принципы построения учебной деятельности: системность, доступность, наглядность, наличие цели, проблемы и метапредметной связи.

Рассмотрим комплекс методических приёмов для формирования и развития информационной компетенции [1]:

  1. Кейс-технология — технология обучения, выстроенная на проблемной ситуации и позволяющая сформировать у обучающегося знания, умения и компетенции по решению реальной или смоделированной проблемы в определенной профессиональной сфере деятельности.
  2. Творческое задание — деятельность, направленная на креативное мышление и реализацию идеи, которая обладает некой информативностью, новизной и оригинальностью.
  3. Игровая деятельность — доступная форма усвоения материала, повышающая эмоциональность, мышление, активность, систематизирует знаний и умения, даёт возможность решить задачу повышенного уровня без затруднения.
  4. Система Зайцева или же более стандартное и традиционное название устный счёт — комплекс материалов по обучению не только математике, но и чтению, каллиграфии, русскому и английскому языку.

Screenshot_1.png

Рис. 2. Карточка по системе Зайцева

  1. Мозговой штурм — метод нахождения выхода из сложившейся проблемной ситуации через взаимодействие в группе, творческую деятельность, нахождение вариантов и способов решения, отбор наиболее качественных и практичных вариантов, то есть анализ.
  2. Синквейн — творческий приём для более качественного запоминания информации в стихотворной форме через выделение аналогий и основной сути.

Untitled Diagram (3).jpg

Рис. 3. Алгоритм составления синквейна на примере математического понятия «Дробь»

  1. Кластер — приём позволяющий систематизировать полученную информацию в виде схематического рисунка и обозначить смысловые единицы.

Untitled Diagram.png

Рис. 4. Образец составления кластера на примере математического понятия «Дробь»

  1. Публичное выступление
  2. Работа с текстом

Проанализировав многообразие литературных источников относительно понятия информационная компетенция, можно утверждать, что все они имеют общую связь относительно знаний, умений и навыков работать с информацией.

В нашей статье информационная компетенция направлена на рассмотрение способностей самостоятельного поиска, анализа, передачи обработанной информации по средствам сотрудничества и групповой работы и готовность к постоянному саморазвитию не зависимо от внешних факторов.

Рассмотрены и применяются на практике комплекс приёмов, методов и технологий для работы в направлении формирования и развития информационной компетенции. Особое внимание на уроках уделяется системе Зайцева и приёму составления кластера, так как производится упорядочивание информации.

Литература:

  1. Жигатова М. М. Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 1 (56). — С. 21–24.
  2. Кондурар М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 1. — С. 189–192.
  3. Рассказов Ф. Д., Митющенко Е. В. Сущность, содержание и компоненты информационной компетенции студента педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетенция, компетенция, формирование, алгоритм формирования, дальнейшая деятельность, информационная деятельность.


Ключевые слова

информационная компетенция, формирование информационной компетенции, комплекс методических приёмов, обучение математике в школе

Похожие статьи

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса.

Современные подходы по формированию информационной...

Организацию деятельности по формированию информационной компетенции учащихся в процессе обучения рассмотрим на примере

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования.

Информационно-коммуникационно-технологическая...

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Автор: Лыкова Ирина Владимировна.

2. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис...

Модель формирования информационной компетенции...

С вступлением в информационное общество к социуму предъявляют новые требования, которые отображены в современных образовательных стандартах (ФГОС), основанных на компетентностном подходе.

Информационная компетентность: теория и технология развития

Формирование профессиональной компетенции будущих... В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов...

Формирование информационно-коммуникационной...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования.

и реализации себя в профессиональной деятельности.

С целью формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов...

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы. Формирование ключевых компетенций на уроках истории...

Формирование информационной компетенции у студентов...

Информационная компетенция складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности в области освоения информационных технологий. [2, стр.12]. Средствами реализации информационной компетенции являются

Информационно-компетентностный подход...

В основе первой составляющей лежат: информационная грамотность, информационная культура, информационная компетентность. Вторая составляющая включает ключевые компетенции и ключевые компетентности. Анализ отечественной литературы показал, что...

Современные ИКТ-возможности для формирования и развития...

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования и...

Похожие статьи

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса.

Современные подходы по формированию информационной...

Организацию деятельности по формированию информационной компетенции учащихся в процессе обучения рассмотрим на примере

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования.

Информационно-коммуникационно-технологическая...

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Автор: Лыкова Ирина Владимировна.

2. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис...

Модель формирования информационной компетенции...

С вступлением в информационное общество к социуму предъявляют новые требования, которые отображены в современных образовательных стандартах (ФГОС), основанных на компетентностном подходе.

Информационная компетентность: теория и технология развития

Формирование профессиональной компетенции будущих... В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов...

Формирование информационно-коммуникационной...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования.

и реализации себя в профессиональной деятельности.

С целью формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов...

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы. Формирование ключевых компетенций на уроках истории...

Формирование информационной компетенции у студентов...

Информационная компетенция складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности в области освоения информационных технологий. [2, стр.12]. Средствами реализации информационной компетенции являются

Информационно-компетентностный подход...

В основе первой составляющей лежат: информационная грамотность, информационная культура, информационная компетентность. Вторая составляющая включает ключевые компетенции и ключевые компетентности. Анализ отечественной литературы показал, что...

Современные ИКТ-возможности для формирования и развития...

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования и...

Задать вопрос