Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности волевых качеств и эмоциональной устойчивости спортсменов-тяжелоатлетов

Психология
08.06.2020
178
Поделиться
Библиографическое описание
Грызунова, А. Н. Особенности волевых качеств и эмоциональной устойчивости спортсменов-тяжелоатлетов / А. Н. Грызунова, А. Ш. Гусейнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 549-551. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71261/.


В статье рассматривается роль волевых качеств в спорте, рассматривается эмоциональная устойчивость спортсменов. Представлены особенности волевых качеств тяжелоатлетов МС и КМС. Использованы методика волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана и методика изучения эмоциональной устойчивости А. Голдберга. У МСС выявлены более высокие показатели саморегуляции и устойчивости, что свидетельствует о более развитом самообладании, настойчивости, уверенности и мотивации у МС по сравнению с КМС.

Ключевые слова: волевые качества, волевая саморегуляция, самообладание, уверенность, эмоциональная устойчивость, спорт

Занятия спортом требуют регулярного приложения усилий в течение длительного периода времени, а в идеале на протяжении всей жизни [4, с. 65]. При этом человеку приходится преодолевать ряд внешних и внутренних препятствий. Спортивная деятельность сложна и противоречива с точки зрения факторов, формирующих субъектные свойства личности [4, с 55].

У спортсменов развивается определенный набор волевых качеств, соответствующий типу препятствий, характерных для данного вида спорта [5, с. 132]. Неспособность спортсмена конструктивно управлять своей психикой, приводит к многочисленным конфликтам, невозможности приспособиться к быстроменяющимся условиям и адаптировать их под себя для наилучшей самореализации [1, с. 44].

Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов [2, с. 203].

Особенности волевых качеств тяжелоатлетов были проанализированы по показателям волевой саморегуляции с учетом квалификации спортсменов. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляцииА.В.Зверькова иЕ.В.Эйдмана вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы)

Шкалы волевой саморегуляции

КМС

(n=50)

МС

(n=50)

p

Общая шкала

16,3±2,73

18,1±2,91

0,05

Настойчивость

11,41±1,72

13,35±3,12

0,05

Самообладание

9,71±1,11

11,12±0,83

0,05

Примечание: n — количество испытуемых в группе,

p — значимость различий между группами по критерию t- критерий Стьюдента

Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что по «общей шкале саморегуляции» у спортсменов МС высокий показатель, это говорит о том, что их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

Учитывая высокий показатель по шкале «настойчивость» у спортсменов МС, можно сделать вывод, что мастера спорта работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного.

По шкале «самообладание» у спортсменов МС высокий показатель, у спортсменов КСМ — средний. Можно сделать вывод, что мастера спорта — эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.

Для изучения эмоциональной устойчивости была использована методика А. Голдберга. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам эмоциональной устойчивости А. Голдберга вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы)

Шкалы эмоциональной устойчивости

КМС

(n=50)

МС

(n=50)

p

Реакции

5,21±0,4

5,6±0,2

0,05

Возможность справляться с давлением

5,05±0,24

5,1±0,11

0,05

Способности сконцентрироваться

3,2±1,03

5,1±0,23

0,05

Уверенность

4,52±1,16

4,9±0,27

0,05

Мотивация

5,35±0,32

5,5±0,28

-

Общая шкала

23,13±1,04

26,2±0,63

0,05

Примечание: n — количество испытуемых в группе,

p — значимость различий между группами по критерию t- критерий Стьюдента

Таким образом, общий результат у МС высокий, что говорит о хорошей эмоциональной устойчивости в целом, результат КМС свидетельствует о среднем уровне эмоциональной устойчивости. Высокий балл у МС по шкале «реакции» указывает на способность быстро оправиться от ошибок, неудач и потерь. Также высокий балл у спортсменов МС установлен по шкале «мотивация», что говорит о готовности спортсменов идти к своей цели, желании достичь результатов.

Низкий балл у спортсменов КМС по шкале «Способности сконцентрироваться» означает, что низкие результаты напрямую зависят от неспособности сконцентрироваться до и во время соревнований, таким спортсменам необходимо вырабатывать навыки помехоустойчивости.

Таки образом, можно отметить, что с ростом спортивной квалификации спортсмены обладают такими навыками, как саморегуляция, помехоустойчивость, способность сконцентрироваться, справиться с давлением. Данные качества являются показателями эмоциональной устойчивости и волевой саморегуляции спортсменов.

Литература:

  1. Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Псих-пед. науки. 2018. № 4. С. 44–54.
  2. Вареников Н. А., Структура нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, занимающихся спортивной борьбой // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 1. C. 200–207.
  3. Гусейнов А. Ш. Субъектная активность спортсменов с различным уровнем спортивного мастерства // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ. 2014. С. 55–58.
  4. Монроз А. В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 63–76.
  5. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977. 295 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
волевые качества
волевая саморегуляция
самообладание
уверенность
эмоциональная устойчивость
спорт
Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 549-551):
Часть 7 (стр. 491-575)
Расположение в файле:
стр. 491стр. 549-551стр. 575

Молодой учёный