«Социальный диагноз» в организации профилактической работы с дисфункциональными семьями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. В. «Социальный диагноз» в организации профилактической работы с дисфункциональными семьями / А. В. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71243/ (дата обращения: 07.07.2020).



Понятие «семья» берет свое происхождение от латинского слова fames — «голод». Основой данного понятия являются функции защиты и удовлетворения жизненных потребностей человека. Вместе с тем, «семья» будучи первичной, защитной средой индивида, может являться одновременно и фактором социальных деприваций, жизненных кризисов.

К примеру, различные социальные ситуации, приводящие к кризису в семье, могут вызвать у детей стресс и специфическое реагирование на него (в том числе в форме девиантного поведения), провоцировать самоубийство и суицидальные попытки.

Право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка, впервые было признано Семейным кодексом Российской Федерации в 1996 году, с момента его вступления в законную силу. В настоящее время издано многочисленное количество нормативных правовых актов, способствующих обеспечению права ребенка на семью и снижению количества детей, чьи родители лишены либо ограничены в родительских правах.

Вместе с тем, судя по складывающейся практике работы органов опеки и попечительства, существует значительное количество психологических проблем семей, находящихся в социально-опасном положении. В связи с чем, для органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, первостепенной становится задача обеспечения психологической помощи в преодолении кризисной жизненной ситуации не только ребенку, но и семьи в целом.

Феномен семьи, находящейся в социально опасном положении, в которой родители своими действиями или бездействием представляют угрозу жизни либо препятствуют нормальному воспитанию и развитию своих несовершеннолетних детей, практически не является предметом специального рассмотрения в психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных. Данный термин введен в статью 121 Семейного кодекса РФ в 2010 году. Семья, относящаяся к обозначенной категории, является предметом профессиональной деятельности органов опеки и попечительства, которые, установив факт проживания ребенка в такой семье, в большинстве случаев изымают его из кровной семьи и передают на воспитание в приемные семьи. Ребенок остается разлученным с кровной семьей и практически не имеет шансов к воссоединению с родителями. Те, в свою очередь, остаются наедине со своими нерешенными психологическими и социальными проблемами. Именно такой фактор, как отсутствие социального лифта в восстановлении утраченных функций семьи, затрудняет возвращение ребенка в кровную семью.

В нормативных правовых актах, обзорах судебной практики, термин «неблагополучная семья», «асоциальное поведение» в основном связывается с такими понятиями как «административная ответственность, «виновное противоправное поведение родителей», «жестокое обращение с детьми», «пренебрежение основными нуждами детей» и подлежит наказанию в виде лишения/ограничения в родительских правах. В сложившейся практике взаимодействия органов и учреждений, задействованных в профилактической работе с семьями, отсутствует психологическая составляющая. Т. е. в данном направлении специфической деятельности отсутствует запрос о выявлении сути возникшей проблемы и факторов, которые могли бы поспособствовать восстановлению семейных функций и возвращению ребенка в кровную семью.

Современными исследованиями в области педагогики, психологии и социальной сферы жизнедеятельности установлено, что воспитание ребенка в семье «группы риска» приводит к получению детских травм, которые влияют на дальнейшее формирование личности взрослого человека. При этом социальная помощь, которая предоставляется различными ведомствами, исходя из специфики деятельности каждого из них, оказывается разрозненной, и малоэффективной, такая помощь не учитывает первопричины возникшей ситуации в семье, не устанавливает наличие собственных ресурсов семьи к восстановлению нарушенных функций.

В своей работе специалисты не могут зачастую поставить «социальный диагноз», а соответственно «излечить» и сохранить семью. Соответственно, и семьи, и дети, проживающие в асоциальных семьях, не имеют возможности пройти реабилитацию для сохранения либо восстановления кровной семьи [2].

Психологическая помощь подросткам и членам его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации заключается в своевременном выявлении факторов, способствующих негативной обстановке в семье, оказании психологической помощи в переживании обстоятельств, которые вызвали стресс, поддержке его движения в направлении роста и саморазвития личности. В теоретическом смысле указанная профессиональная деятельность оказывается малоизученной и практически поверхностно осуществляемой на практике. Данная коллизия, объясняется тем, что в существующей практике по предотвращению социального сиротства первоочередное значение имеет юридическая сторона вопроса. Целью силовых структур является наказание, а не проникновение в суть и источники возникновения трудной (кризисной) жизненной ситуации. Работа психолога в данной сфере деятельности встречает непонимание целей и методов работы, мало освещена в нормативных актах, а также в теоретических и практических исследованиях психологической, педагогической, социальной и других науках, занимающихся данной проблематикой. Более того, имеет более длительный по времени процесс, чем мгновенное реагирование, в виде изъятия ребенка и лишения родительских прав его родителей.

В семидесятых годах XX в. в нашей стране появилось понятие «семейного диагноза» [5].

Семейный диагноз это выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств. Во-вторых, это определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования и [или] психотерапии) и при ее осуществлении [5].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика [5].

Нарушения родительского функционирования являются в данном случае единственным «необходимым и достаточным условием», критерием, на основании которого делается вывод об уровне семейного неблагополучия (и риске социального сиротства). Соответственно, следующим закономерным этапом является анализ факторов, которые послужили причиной нарушения семейного функционирования [4].

Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов [4].

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.) [4].

В различных исследованиях и теориях существуют отличные друг от друга подходы к пониманию функций семьи. Большинство исследователей (Гребенников И. В., Мацковский М. С., Харчев А. Г., Медков В. М., Навайтис Г. и др.) единодушны в выделении следующих функций: продолжение рода (репродуктивная); воспитательная; хозяйственно-бытовая; эмоциональная; функция духовного (культурного) общения; первичного социального контроля; сексуально-эротическая и др.

Функции, которые имеют непосредственное отношение к взаимодействию родителей и детей:

Функция жизнеобеспечения (в т. ч. принятая в большинстве классификаций хозяйственно-бытовая функция) — удовлетворение жизненно-важных потребностей членов семьи (в первую очередь не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно) — в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физической безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др [5].

Воспитательная функция (в т. ч. принятые в большинстве классификаций функции первичного социального контроля и духовного общения) — формирование личности ребенка, развитие его интеллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении [5].

Эмоциональная функция — удовлетворение потребностей в принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.

По степени значительности нарушений функций семьи, можно охарактеризовать их от большего к меньшему — от сохранности или незначительных нарушений отдельных сторон жизнедеятельности семьи до частичного и значительного нарушения [5].

Исследованиями в области социальной и психологической диагностики благополучия (неблагополучия) ребенка в семье занимались Алексеева Л. С., Бобылева Н. А., Дементьева И. Ф., Иванова Н. П., Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., и др.

Признаки частичного или значительного нарушения функционирования семьи по большей части носят описательный характер и могут быть выявлены и зафиксированы уже на этапе сбора информации и знакомства с семьей — путем наблюдения и опросов, при посещении семьи, образовательного учреждения, при работе с документами.

В обыденном понимании семейное благополучие осознается через показатели уровня жизни (материальный достаток, отношения в семье, поведение ее членов), а семейное неблагополучие — через показатели нравственно-правового поведения членов семьи.

Несмотря на достаточно многообразные формулировки понятия «неблагополучная семья», в общем понимании, «неблагополучной семьей» можно называть семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Наиболее подробно описаны семьи с явным и скрытым семейным неблагополучием в работах Целуйко В. М., в которых он учитывал доминирующие факторы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка.

Семьи, в которых ярко прослеживаются явные формы неблагополучия, составляют большую социальную группу. Данная социальная группа является областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, в ней несовершеннолетние не обеспечены условиями для реализации их жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного уровня насилия по отношению к детям, риска формирования у детей в этих семьях устойчивой социальной дезадаптации с высокой частотой случаев отклоняющегося поведения и состояний зависимости от ПАВ [2].

Специалистам органов опеки и попечительства, занимающимся организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, психологу, работающему с подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и воспитывающемуся в дисфункциональной семье, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид.

Эмоциональность присуща детскому и подростковому возрасту, так как дети очень живо реагируют на любые изменения в его окружении. Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. При этом, хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний. В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации). Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса.

Подростки, которые проявляют отклонение в поведении, нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику и коррекцию девиантного поведения.

Первоочередным показателем к проявлению девиантного поведения у подростков обычно выступает специфическая мотивация. Такое поведение по своей сути означает наличие актуального конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и социальными требованиями, представленными в законах.

Для того, чтобы наметить план работы и спрогнозировать динамику улучшений в семье, специалисту, работающему с семьей (со случаем) необходимо оценить степень нарушения каждой функции семьи. Именно оценка степени нарушения каждой функции помогает наметить адекватную работу по сопровождению семьи (или оказанию иных форм помощи и воздействия). Повторная диагностика и сравнение с «начальным» уровнем функционирования семьи позволит оценить эффективность проводимых мероприятий, а также динамику изменений в родительском отношении и состоянии ребенка.

Заключения и выводы полученные от специалистов, задействованных в социальной сфере работы с семьей в форме «социального диагноза», поставленного семье на этапе сбора информации и знакомства, и указывающего на возможные направления дальнейшей работы, должен быть дополнен психологическим диагнозом, подробно описывающим механизмы возникновения семейного неблагополучия и выявляющим не только проблемные зоны данной семьи, но и ресурсы, которые могут способствовать ее успешной реабилитации. Только после этого может быть разработана детальная программа сопровождения семьи и распределены функции команды специалистов, задействованных в реабилитационном процессе.

Литература:

  1. Семья Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства.// Психологическая наука и образование, 2016 Т.21 № 21 с.67–82.
  2. Технологии командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сборник методических материалов для специалистов социозащитных учреждений. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. — 140 с.
  3. Филиппова Л. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 2004. — 136с.
  4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.: Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл.
  5. Эйдемиллер Э. Г., 1973; Мягер В. К, Мишина Т. М., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1990, 1999
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, психологическая помощь, кровная семья, девиантное поведение, функция, семейное неблагополучие, удовлетворение потребностей, первичный социальный контроль, жестокое обращение.


Похожие статьи

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания...

Функции жизнедеятельности в неблагополучных семьях искажены в психологическом и в социальном аспектах. Часто, дети из таких семей не чувствуют эмоционального благополучия, социальная адаптация затруднена, нарушения дисциплины и поведения в школе.

Влияние семейной депривации на формирование...

Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение

Семья как важнейший институт социализации личности. ребенок, семейное воспитание, родитель...

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера...

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

В статье исследуется проблема влияния неполной семьи на девиантное поведение младших школьников.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое...

Исследование с целью выяснения отношения жителей Латвии...

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как...

Семья — это социальный институт воспроизведения и развития социокультурного статуса

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с

Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризует общность...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

семья, социальный педагог, родитель, неблагополучная семья, ребенок, личностная

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей.

Социально-психологические аспекты профилактики...

Балцевич, В. А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения.

В социально-психологической науке с этим выделяются три основных типа девиантного

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении...

Похожие статьи

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания...

Функции жизнедеятельности в неблагополучных семьях искажены в психологическом и в социальном аспектах. Часто, дети из таких семей не чувствуют эмоционального благополучия, социальная адаптация затруднена, нарушения дисциплины и поведения в школе.

Влияние семейной депривации на формирование...

Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение

Семья как важнейший институт социализации личности. ребенок, семейное воспитание, родитель...

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера...

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

В статье исследуется проблема влияния неполной семьи на девиантное поведение младших школьников.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое...

Исследование с целью выяснения отношения жителей Латвии...

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как...

Семья — это социальный институт воспроизведения и развития социокультурного статуса

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с

Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризует общность...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

семья, социальный педагог, родитель, неблагополучная семья, ребенок, личностная

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей.

Социально-психологические аспекты профилактики...

Балцевич, В. А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения.

В социально-психологической науке с этим выделяются три основных типа девиантного

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении...

Задать вопрос