Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы

В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.
Поделиться в социальных сетях
314 просмотров
Библиографическое описание

Щербакова, А. Г. Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы / А. Г. Щербакова, О. А. Жильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 667-669. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71221/ (дата обращения: 05.08.2021).



В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.

Ключевые слова: лэпбук, дошкольники, речь.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных.

При организации образовательного процесса в разновозрастной группе существует проблема взаимодействия детей друг с другом: ребятам разного возраста сложно включаться в совместную деятельность, строить диалог, принимать общую задачу, распределить действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. [1]

Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

В дословном переводе с английского языка «лэпбук» (lapbook) означает «накопленная книга» (lap — колени, book — книга). Лэпбук — это тематическая папка, самодельная книжка с различными кармашками и подвижными деталями, которые ребенок может самостоятельно открывать и закрывать по своему желанию.

Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. [2]

Нами были выбраны задания под силу каждому (для малышей- кармашки с картинками и пальчиковый театр, а старшим детям- задания, подразумевающие умение писать).

Чтобы заполнить эту папку детям нужно выполнить увлекательные задания, изучить предложенную тему, провести наблюдения, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. В дальнейшем рассматривание уже готовой папки позволяет быстро освежить в папке пройденную тему.

Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений.

Пособие выполнено из мягких безопасных материалов, мобильно, находится свободном доступе. Общей целью является обучение развитию речи детей разного возраста и возможность проявить себя каждому ребенку.

В лепбук входит:

− Картотеки: Загадки; Чистоговорки; Потешки; Стихи; Рассказ по картине.

Цель: Развитие связной речи, памяти, и словарного запаса детей.

Задания с использованием картотек можно варьировать в по возрастам.

Картотеки позволяют воспитанников младшего дошкольного возраста учить образовывать ласковые слова, заучивать чистоговорки, отгадывать загадки, составлять рассказы по схеме с опорой на наглядность; дошкольников постарше учить составлять небольшие рассказы, сочинять стихи, и сказки.

− Картотека «Речевые игры».

Цель: Развивать словесно-логическое мышление детей, образность речи, зрительную и слуховую память.

− Картотека «Пальчиковая гимнастика»

Цель: Развивать общую мелкую моторику рук, координацию движений, мышечную память.

− Картотека «Найди отличия» Цель: Развитие зрительной памяти, логического мышления и воспитание усидчивости.

Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются карточки с 2–3 отличиями, дошкольники по старше могут найти 5–10 отличий.

− Картотека «Найди силуэт».

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета.

Данную картотеку можно использовать в различных играх, например, при отгадывании загадок предложить младшим воспитанникам закрасить ответ, а старшим — обвести ответ по контуру или заштриховать в разных направлениях.

Уровень сложности для ребят по младше 2–3 животных, для старших 4–6.

− Дидактические игры «Чей домик?», «Кто что ест?», «Кто чем полезен?», Чей детеныш?»

− Играя в эти игры, дети будут знать названия домашних животных и их детенышей, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям. Узнают, как человек ухаживает за животными, кормит, строит жилище, защищает от врагов. В процессе игры детям станет ясно почему эти животных называют домашними от врагов. На основе этих игр дети самостоятельно могут играть в сюжетно-ролевые игры. Посредством этой игровой деятельности у детей развиваются монологические и диалогические формы речи.

− Наглядно-звуковое пособие «Кто как кричит?» развивает у детей слуховой аппарат, формирует умение воспроизводить звукоподражание, расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к домашним животным.

− Сенсорная дорожка стимулирует сенсорно-моторное развитие детей, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений.

Таким образом, последовательное изготовление и дальнейшее применение лэпбука «Домашние животные» дает огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.

В условиях разновозрастной группы дети не замечая учатся друг у друга, пополняя словарный запас, развивая связную речь. Лэпбук успешно используется в непосредственной образовательной и свободной деятельности.

Литература:

  1. Габидуллина Екатерина Валерьевна Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lepbuk-i-ego-vozmozhnosti-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.06.2020).
  2. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Носова, Т. В. Федорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 136–138. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41656/ (дата обращения: 02.06.2020).

основные термины

генерируются автоматически
лэпбук, дошкольники, речь
Похожие статьи
Цикало Анастасия Петровна
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Педагогика
2020
Медведева Ирина Константиновна
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Педагогические науки
2016
Галич Татьяна Николаевна
Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО
Педагогика
2019
Кладова Екатерина Сергеевна
Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
Педагогика
2018
Полуполтинных Ольга Петровна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Педагогические науки
2013
Махонина Мария Фирдовси кызы
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Педагогика
2017
Газизова Фарида Самигулловна
Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи
Педагогика
2020
Казанкова Юлия Юрьевна
Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Педагогика
2016
Силаева Ольга Михайловна
Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Образование и обучение
2018
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Цикало Анастасия Петровна
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Педагогика
2020
Медведева Ирина Константиновна
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Педагогические науки
2016
Галич Татьяна Николаевна
Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО
Педагогика
2019
Кладова Екатерина Сергеевна
Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
Педагогика
2018
Полуполтинных Ольга Петровна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Педагогические науки
2013
Махонина Мария Фирдовси кызы
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Педагогика
2017
Газизова Фарида Самигулловна
Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи
Педагогика
2020
Казанкова Юлия Юрьевна
Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Педагогика
2016
Силаева Ольга Михайловна
Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Образование и обучение
2018