Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 07.06.2020

Статья просмотрена: 868 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, А. Г. Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы / А. Г. Прохорова, О. А. Жильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 667-669. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71221/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.

Ключевые слова: лэпбук, дошкольники, речь.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных.

При организации образовательного процесса в разновозрастной группе существует проблема взаимодействия детей друг с другом: ребятам разного возраста сложно включаться в совместную деятельность, строить диалог, принимать общую задачу, распределить действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. [1]

Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

В дословном переводе с английского языка «лэпбук» (lapbook) означает «накопленная книга» (lap — колени, book — книга). Лэпбук — это тематическая папка, самодельная книжка с различными кармашками и подвижными деталями, которые ребенок может самостоятельно открывать и закрывать по своему желанию.

Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. [2]

Нами были выбраны задания под силу каждому (для малышей- кармашки с картинками и пальчиковый театр, а старшим детям- задания, подразумевающие умение писать).

Чтобы заполнить эту папку детям нужно выполнить увлекательные задания, изучить предложенную тему, провести наблюдения, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. В дальнейшем рассматривание уже готовой папки позволяет быстро освежить в папке пройденную тему.

Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений.

Пособие выполнено из мягких безопасных материалов, мобильно, находится свободном доступе. Общей целью является обучение развитию речи детей разного возраста и возможность проявить себя каждому ребенку.

В лепбук входит:

− Картотеки: Загадки; Чистоговорки; Потешки; Стихи; Рассказ по картине.

Цель: Развитие связной речи, памяти, и словарного запаса детей.

Задания с использованием картотек можно варьировать в по возрастам.

Картотеки позволяют воспитанников младшего дошкольного возраста учить образовывать ласковые слова, заучивать чистоговорки, отгадывать загадки, составлять рассказы по схеме с опорой на наглядность; дошкольников постарше учить составлять небольшие рассказы, сочинять стихи, и сказки.

− Картотека «Речевые игры».

Цель: Развивать словесно-логическое мышление детей, образность речи, зрительную и слуховую память.

− Картотека «Пальчиковая гимнастика»

Цель: Развивать общую мелкую моторику рук, координацию движений, мышечную память.

− Картотека «Найди отличия» Цель: Развитие зрительной памяти, логического мышления и воспитание усидчивости.

Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются карточки с 2–3 отличиями, дошкольники по старше могут найти 5–10 отличий.

− Картотека «Найди силуэт».

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета.

Данную картотеку можно использовать в различных играх, например, при отгадывании загадок предложить младшим воспитанникам закрасить ответ, а старшим — обвести ответ по контуру или заштриховать в разных направлениях.

Уровень сложности для ребят по младше 2–3 животных, для старших 4–6.

− Дидактические игры «Чей домик?», «Кто что ест?», «Кто чем полезен?», Чей детеныш?»

− Играя в эти игры, дети будут знать названия домашних животных и их детенышей, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям. Узнают, как человек ухаживает за животными, кормит, строит жилище, защищает от врагов. В процессе игры детям станет ясно почему эти животных называют домашними от врагов. На основе этих игр дети самостоятельно могут играть в сюжетно-ролевые игры. Посредством этой игровой деятельности у детей развиваются монологические и диалогические формы речи.

− Наглядно-звуковое пособие «Кто как кричит?» развивает у детей слуховой аппарат, формирует умение воспроизводить звукоподражание, расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к домашним животным.

− Сенсорная дорожка стимулирует сенсорно-моторное развитие детей, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений.

Таким образом, последовательное изготовление и дальнейшее применение лэпбука «Домашние животные» дает огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.

В условиях разновозрастной группы дети не замечая учатся друг у друга, пополняя словарный запас, развивая связную речь. Лэпбук успешно используется в непосредственной образовательной и свободной деятельности.

Литература:

  1. Габидуллина Екатерина Валерьевна Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lepbuk-i-ego-vozmozhnosti-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.06.2020).
  2. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Носова, Т. В. Федорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 136–138. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41656/ (дата обращения: 02.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, животное, разновозрастная группа, Домашние, дошкольный возраст, игра, картотека, младший дошкольный возраст, связная речь.


Ключевые слова

речь, дошкольники, лэпбук

Похожие статьи

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста...

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста раскрываются в работах, А. А

В нем приняли участие 30 детей второй младшей группы в возрасте 3–4 лет.

Исходный уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста представлен на рис...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего...

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в

Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются. В игре «Домашние животные»...

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Игра — основной способ развития связной речи средних дошкольников, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников

Дидактическая игра по речевому развитию «Животные». Цель игры: Закрепление знаний детей о домашних и диких животных.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для... дидактическая игра, игра, ребенок, связная речь, речь детей, принцип парности, правильное звукопроизношение, коррекционная работа...

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков...

Диалогическая речь дошкольников — это основа коммуникативного развития детей. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста исследовалась Е. И

Для того чтобы детская игра могла стать игровой технологией, она должна включать в себя: а)...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного... Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская...

Технология формирования представлений о животных у детей...

Ключевые слова: животное, дети младшего дошкольного возраста

В работе с детьми по формированию представлений о животных в игровой деятельности

Участие в педсовете на тему: «Использование различных игр в экологическом образовании младших дошкольников»...

Похожие статьи

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста...

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста раскрываются в работах, А. А

В нем приняли участие 30 детей второй младшей группы в возрасте 3–4 лет.

Исходный уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста представлен на рис...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего...

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в

Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются. В игре «Домашние животные»...

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Игра — основной способ развития связной речи средних дошкольников, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников

Дидактическая игра по речевому развитию «Животные». Цель игры: Закрепление знаний детей о домашних и диких животных.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для... дидактическая игра, игра, ребенок, связная речь, речь детей, принцип парности, правильное звукопроизношение, коррекционная работа...

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков...

Диалогическая речь дошкольников — это основа коммуникативного развития детей. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста исследовалась Е. И

Для того чтобы детская игра могла стать игровой технологией, она должна включать в себя: а)...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного... Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская...

Технология формирования представлений о животных у детей...

Ключевые слова: животное, дети младшего дошкольного возраста

В работе с детьми по формированию представлений о животных в игровой деятельности

Участие в педсовете на тему: «Использование различных игр в экологическом образовании младших дошкольников»...

Задать вопрос