Интеллектуальное развитие школьников
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Интеллектуальное развитие школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.
Поделиться в социальных сетях
425 просмотров
Библиографическое описание

Абдубакова, Л. В. Интеллектуальное развитие школьников / Л. В. Абдубакова, С. А. Абиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 578-580. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71187/ (дата обращения: 05.08.2021).



В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.

Ключевые слова: школьное образование, урок математики, математическое мышление, подростковый возраст, познавательная деятельность, развитие, способность, учитель.

В настоящее время рост объема информации, динамическое развитие общества являются причиной развития развитой и гармоничной личности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Социальные заказы для современной личности берут за основу интеллектуальные способности человека. Ранее было сказано, что формирование интеллектуальных способностей происходит на ранних стадиях развития ребенка и продолжается до конца жизни. Поэтому школа является социальным институтом для развития интеллекта детей. Проблема школьного образования является актуальной всегда.

Самый распространенный вопрос, который часто задают школьники, звучит следующим образом: «Зачем ходить в школу?». Ответить на этот вопрос можно по-разному, но чаще всего ответ очевиден и звучит он очень просто: «чтобы получать знания». Возможно, однако, в наше время информация быстро устаревает, поэтому важным является добыча информации, ее анализ. Конечно, цель школьного образования нельзя свести к так называемой функциональной грамотности школьника. Важным ролью школьного образования является научить мыслить, находить решение в самых нестандартных жизненных ситуациях. Главной задачей общеобразовательная школа ставит обеспечение условий для интеллектуального и личностного развития каждого из учащихся учебно-воспитательными средствами. [1]

Каждый учитель пытается выполнить данную задачу. Современная школа стремится к наиболее полному раскрытию индивидуальности ребенка, всестороннему его развитию, формированию его мировоззрения. Постепенно ребенок становится полноценным субъектом образования, способного к саморазвитию и самосовершенствованию.

С переходом из начальной школы в среднюю связаны изменения в успеваемости учащихся. По результатам психолого-педагогических исследований уровень интеллектуального развития достаточно низкий. Дети невнимательны, у них плохо развита речь, и они часто жалуются на плохую память.

В 6–7 классах работоспособность становится еще ниже по сравнению с 5 классом, возникают пробелы в знаниях. Причиной этому является и возрастная перестройка организма, а также наиболее распространенной причиной низкой успеваемости является отсутствие адекватной мотивации к учению.

Существует 3 составляющие мышления, способствующие успешному обучению, лучшему усвоению и пониманию учебного материала:

  1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций. Например, анализ, синтез, классификация и др.
  2. Высокий уровень активности, самостоятельности мышления. Сюда же можно отнести и творческий потенциал школьника, умение нестандартно подойти к решению проблемы.
  3. Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления. Здесь речь идет об умении выделять самое главное в явлениях, переход от индукции к дедукции и наоборот.

Для успешной деятельности подростку необходимы высокий уровень внимания, памяти и восприятия. Исходя из этого, учителю необходимо искать методы для активизации познавательной деятельности. [2]

Одним из важных учебных предметов, способствующих развитию интеллектуальных способностей учащихся, является математика. Общепризнанным фактом является тот факт, что приемы мышления, используемые на уроках математики, развивают интеллект. Известна история, произошедшая с графом Сергеем Юльевичем Витте. Он окончил физико-математический факультет Одесского университета, но после его окончания он не мог найти работу по своей профессии. Поэтому ему пришлось устроиться начальником участка железной дороги. Однажды с ним произошел следующий случай. Несмотря на приказ увеличить скорость царского поезда, он отказался это сделать. Он понимал, что это может привести к крушению поезда. После этого случая граф Витте был назначен министром путей сообщения. Нельзя с уверенностью сказать, что это благодаря математическому мышлению. Но математическое мышление учит находить из всех возможных вариантов самый рациональный.

Очень хорошо по этому поводу высказал свое мнение академик В. И. Арнольд: «Сила Витте заключалась вовсе не в применении математики, а в способе мышления, который заставляет человека с математическим образованием думать обо всех реалиях окружающего мира с помощью сознательного или бессознательного мягкого математического моделирования».

Изучение математики требует активных умственных усилий. На уроках математики требуется постоянное внимание, сосредоточенность на протяжении всего урока. Много усилий прикладывает учитель, чтобы каждый учение работал активно, чтобы ему было интересно. Это является ступенькой для возникновения и дальнейшего развития любознательности и познавательного интереса. Особую значимость это имеет в подростковом возрасте. Именно в это период нужно раскрыть математику со всех сторон. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы к тому или иному учебному предмету. В этом возрасте еще не поздно развивать мыслительные операции учащегося.

Для развития интеллектуальных способностей нужна высокая познавательная активность. Следует отметить, что к подростковому возрасту ребенок имеет определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Однако имеются и некоторые затруднения. Низкий уровень логического мышления, невнимательность, слабая память — вот с чем приходится сталкиваться в 5–6 классах. Поэтому с подростками нужно заниматься. Деятельность должна проходить в приятной и доброжелательной обстановке. Ситуации успехи будут способствовать интересу подростка. Конечно, познавательные процессы формируются не только в школе, но и в семье. Многое зависит и собственной работы надо развитием интеллектуальных способностей.

Сложная задача стоит и перед учителем. Нужно сделать так, чтобы развить способности у слабых учеников, поддерживать и способствовать еще большему развитию способностей сильных учеников. Основным принципом при обучении должна стать цитата немецкого философа и ученого И. Канта: «Учить надо не мыслям, а мыслить». Нужно воспитывать в учениках силу воли, стремление к достижению цели, саморазвитию. Учителю, помимо этого нужно искать новые и новые способы для активизации познавательной деятельности на уроках математики и развитию интеллектуальных способностей.

Литература:

  1. Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intellektualnyh-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-matematiki/viewer.
  2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-intellektualnih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-1230943.html.

основные термины

генерируются автоматически
школьное образование, урок математики, математическое мышление, подростковый возраст, познавательная деятельность, развитие, способность, учитель
Похожие статьи
Очирова Айса Алексеевна
Формирование мышления младшего школьника на уроках математики
Педагогика
2017
Авторханова Хамсат Ахмедовна
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Общеобразовательная школа
2016
Филиппова Ксения Александровна
Развитие логического мышления обучающихся средней школы на уроках математики
Педагогика
2015
Холева Ольга Вячеславовна
Развитие познавательного интереса на уроках математики
Педагогические науки
2013
Красноперов Владимир Иванович
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Педагогические науки
2014
Кудряшова Светлана Владимировна
Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы
Педагогика
2018
Кузнецова Дарья Александровна
Особенности развития мышления в подростковом возрасте
Психология
2018
Гончарова Ольга Сергеевна
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах
Педагогика
2012
Маклаева Эльвира Владимировна
Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
Спецвыпуск
2016
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Очирова Айса Алексеевна
Формирование мышления младшего школьника на уроках математики
Педагогика
2017
Авторханова Хамсат Ахмедовна
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Общеобразовательная школа
2016
Филиппова Ксения Александровна
Развитие логического мышления обучающихся средней школы на уроках математики
Педагогика
2015
Холева Ольга Вячеславовна
Развитие познавательного интереса на уроках математики
Педагогические науки
2013
Красноперов Владимир Иванович
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Педагогические науки
2014
Кудряшова Светлана Владимировна
Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы
Педагогика
2018
Кузнецова Дарья Александровна
Особенности развития мышления в подростковом возрасте
Психология
2018
Гончарова Ольга Сергеевна
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах
Педагогика
2012
Маклаева Эльвира Владимировна
Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
Спецвыпуск
2016