Роль международных организаций в стабилизации взаимоотношений государств
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Роль международных организаций в стабилизации взаимоотношений государств

В данной статье отмечается, что в современных международных отношениях существенную роль играют международные политико-экономические организации, созданные на основе соответствующих соглашений в целях решения международных проблем, развития сотрудничества между народами и государствами. Подчеркивается, что Республика Узбекистан активно продолжит многостороннее сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Поделиться в социальных сетях
49 просмотров
Библиографическое описание

Юсупалиева, Д. К. Роль международных организаций в стабилизации взаимоотношений государств / Д. К. Юсупалиева, С. Т. Икрамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71161/ (дата обращения: 05.08.2021).



В данной статье отмечается, что в современных международных отношениях существенную роль играют международные политико-экономические организации, созданные на основе соответствующих соглашений в целях решения международных проблем, развития сотрудничества между народами и государствами. Подчеркивается, что Республика Узбекистан активно продолжит многостороннее сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ключевые слова: международные отношения; международные политико-экономические организации; Лига Наций; международные межправительственные организации; транснациональные корпорации; международные неправительственные организации; международные организации по содержанию и предметам деятельности; ООН; Европейский Союз; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В современных международных отношениях существенную роль играют международные политико-экономические организации, созданные на основе соответствующих соглашений в целях решения международных проблем, развития сотрудничества между народами и государствами.

В. Л. Калашников и С. Б. Лугвин пишут, что международные организации: «…создаются с целью решения экономических, политических, культурных, экологических и иных проблем. Международные организации имеют постоянные органы управления, четко определенную компетенцию и функции. Они создаются на основе специальных соглашений, где определены их цели, задачи, организационная структура и обязанности членов организации». [1.c.408].

Международные организации оказывают значительную помощь в разработке крупнейших социальных программ, договоров и соглашений экономического и политического сотрудничества, разоружения и безопасности — как международных, так и двусторонних.

Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «История создания международных организаций по существу начинается с Великого Конгресса (1851 г.), на котором была разработана основа регулирования и укрепления международных отношений». [2.c.241]. В конце первой мировой войны была создана Лига Наций, впервые в истории занимавшаяся проблемами установления мира, укрепления безопасности и развития сотрудничества между государствами мирового сообщества. К началу 90-х гг. XX в. в мире насчитывалось свыше 3 тыс. различных международных организаций.

По мнению проф. С. В. Решетникова: «Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз, который возник в 1875году». [3.c.348].

Как пишет М. Ю. Зеленков: «Важными субъектами международных отношений являются международные межправительственные организации (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, СНГ, ШОС и др.), транснациональные корпорации (IBM и т. п.), международные неправительственные организации («Гринпис» и др.), отдельные лица». [4.c.243].

Политологи по своему содержанию и предметам деятельности международные организации делят на следующие типы: политические, экономические, военные, культурные и общественные. К политическим международным организациям относятся ООН, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.; экономическим — Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и др.; к военным — НАТО; к общественным — международные женские, молодежные, профсоюзные, спортивные и т. п.; к культурным — ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др». [5.c.241].

Наиболее представительной и универсальной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. ООН преследует цели: осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Главные задачи ООН включают: поддержание мира и безопасности народов; развитие дружественных отношений со всеми государствами мира; урегулирование всевозможных проблем, представляющих интерес для всего человечества. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Помимо этого, при ООН имеются несколько десятков международных организаций, специализированных учреждений, комитетов и фондов.

Республика Узбекистан 2 марта 1992 г. стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. [6.c.248]. В результате усилий руководства Узбекистана и руководителей ООН Узбекистан стал членом авторитетных международных организаций в составе ООН — Международного телекоммуникационного союза, Ассоциации международного развития, Верховного Комиссара по делам беженцев, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации гражданской авиации, Международного Агентства по атомной энергии, Фонда по размещению населения, программы по контролю за наркотическими веществами, Организации по промышленности и развитию, Продовольственной и сельскохозяйственной организации и других специализированных учреждений.

Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев: «В сфере углубления международного сотрудничества в решении проблемы Арала мы возлагаем большие надежды на организованный под эгидой ООН Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья. Намерены последовательно продвигать вопрос о членстве Узбекистана в период 2021–2023 годов в Совете по правам человека Организации Объединенных Наций». [7.c.2].

Следующей крупной международной организацией является Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, созданная 30 июля — 1 августа 1975 года на встрече глав 33 европейских государств, а также США и Канады. [8.c.145]. Она положила начало новому этапу урегулирования кризисов и стала важным шагом в сфере укрепления мирного сосуществования государств с различным общественным строем. В феврале 1992 г. Узбекистан стал полноправным членом ОБСЕ. [9.c.194]. Республика регулярно участвует в Ассамблеях ОБСЕ и выступает с важными инициативами. В Ташкенте функционирует Бюро ОБСЕ.

По этому поводу Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: «Мы активизируем многостороннее сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». [10.c.2].

В интеграции Узбекистана в мировое сообщество особое место занимает дальнейшее углубление взаимовыгодных связей со странами Европейского Союза. В 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), преобразованное в 1993 г. в Европейский Союз (ЕС). [11.c.17]. Европейский Союз преследует цель: путем отмены таможенных пошлин ввести свободное передвижение рабочей силы, капиталов и услуг, а также посредством координации действий в экономической, валютной и социальной сферах создать общеевропейский рынок. Основными органами ЕС являются Совет Европы, Европарламент и Еврокомиссия. В 1996 г. Европейский Союз и Узбекистан подписали Соглашение по партнерству и сотрудничеству, которое вступило в силу в 1999 г. [12.c.76].

Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан: «….в этом году ожидается проведение двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне — с руководителями Европейского Союза. В ходе этих встреч предусматривается принятие перспективных проектов и программ, отвечающих интересам нашего народа». [13.c.2].

В целом международные организации, являясь своеобразными субъектами мировой политики играют значительную роль в гармонизации общечеловеческих интересов.

Литература:

  1. Калашников В. Л., Лугвин С. Б. //Политология. Учебное пособие. Москва, 2004.
  2. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
  3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
  4. Зеленков М. Ю. Политология. — М., 2009.
  5. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
  6. Усманов К. История Узбекистана. — Т., 2006.
  7. Народное слово. 25 января 2020 г.
  8. Личность и общество. С.Мамашокиров, А.Хукумов.- Т.,2005.
  9. Акрамов Ш. Политическая наука. — Т., 2012.
  10. Народное слово. 25 января 2020 г.
  11. Хидоятов Г. А. Всемирная история. — Т., 2000.
  12. История международных отношений Республики Узбекистан. Отв. ред. Р.Фармонов. Т., 2017.
  13. Народное слово. 25 января 2020 г.
Похожие статьи
Мухитдинова Муяссар Зиявиддиновна
Узбекистан и международные организации: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и перспективы развития
Экономика и управление
2016
Жадан Владимир Николаевич
Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях
Юриспруденция
2016
Жадан Владимир Николаевич
Значение для России сотрудничества с международными организациями
Юриспруденция
2017
Абдимуминов Ойбек Бектемирович
ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир и сотрудничество по проблемам стабильного развития
Политология
2011
Умеров Далер Алиевич
Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности
Политология
2014
Файзиев Шавкат Шахабидинович
Роль международного сотрудничества в стабильном развитии экономики
Экономика и управление
2016
Рахманова Юлдуз Кахрамоновна
Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»
Высшее профессиональное образование
2015
Митина Наталья Александровна
Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане
Педагогика
2014
Жадан Владимир Николаевич
Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом
Юриспруденция
2016
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Политология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Мухитдинова Муяссар Зиявиддиновна
Узбекистан и международные организации: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и перспективы развития
Экономика и управление
2016
Жадан Владимир Николаевич
Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях
Юриспруденция
2016
Жадан Владимир Николаевич
Значение для России сотрудничества с международными организациями
Юриспруденция
2017
Абдимуминов Ойбек Бектемирович
ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир и сотрудничество по проблемам стабильного развития
Политология
2011
Умеров Далер Алиевич
Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности
Политология
2014
Файзиев Шавкат Шахабидинович
Роль международного сотрудничества в стабильном развитии экономики
Экономика и управление
2016
Рахманова Юлдуз Кахрамоновна
Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»
Высшее профессиональное образование
2015
Митина Наталья Александровна
Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане
Педагогика
2014
Жадан Владимир Николаевич
Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом
Юриспруденция
2016