Подготовка офицеров Генерального штаба Русской императорской армии в 1894–1917 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 04.06.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Серов, Е. И. Подготовка офицеров Генерального штаба Русской императорской армии в 1894–1917 гг. / Е. И. Серов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71135/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье автор анализирует подготовку офицеров генерального штаба русской императорской армии в 1894–1917 гг.

Ключевые слова: армия, генеральный штаб, подготовка, Николаевская Академия.

Подготовка офицеров генерального штаба в Российской Империи значительно отличалась от подготовки прочих офицеров. Она осуществлялась в Николаевской Академии Генерального Штаба. Академия была расположена в Санкт-Петербурге, на Суворовском проспекте, д. 32.

Название Николаевская Академия Генерального Штаба, это военно-учебное заведение носило с 1855 г.. в память скончавшегося в этом году императора Николая I. В 1909 г. военно-учебное заведение было переименовано в Императорскую Николаевскую Военную Академию. [4, с. 14]

Николаевская Академия Генштаба была основана еще в 1832 г. на базе училища колонновожатых, т. е. училища командиров соединений, т. к. в уловную колонну могли входить несколько частей. Курс обучения был двухгодичным — теоретический и практический классы. На общем отделении Академии изучали такие предметы как тактика, стратегия, военная история, военная администрация, военная статистика, геодезия и картография, съемка и черчение. Это были основные предметы, но также изучали и ряд вспомогательных предметов: русский язык, сведения по артиллерии и военной инженерии, политическая история, международное право и иностранные языки. [4, с. 15]

Кроме того, в летний период после теоретического курса была практика — «съемки» (картографические и геодезические), а после практического курса — парфорсная охота, т. к. охота за лисой верхом по сильной пересеченной местности. Считалось после Русско-японской войны, что офицер обязан уметь хорошо ездить верхом, в том числе и в экстремальных условиях, т. е. на большой скорости и в сильно пересеченной местности. [2, с. 9]

Академия лежала в основе формирования корпуса офицеров Генерального Штаба. К этой категории причислялись обер-офицеры в чине не ниже поручика, прослужившие в строю не менее двух лет, окончившие курс Академии Генштаба, либо сдавшие экзамены в Академии Генштаба. Однако отметим, что случаи сдачи выпускных экзаменов Академии Генштаба экстерном были крайне редкими, единичными. В Академию могли поступать офицеры не моложе 18 лет, в чине не старше капитана армии, штабс-капитана гвардии, артиллерии и саперных частей. Это было связано с тем, что гвардейцы при переходе в армию переводились на один чин старше, а в артиллерии и у саперов служили образованные офицеры, т. к. там были необходимые технические и математические знания. [2, с. 10]

Служившие вне Петербурга, для начала, сдавали предварительный экзамен при корпусных штабах. В Петербурге желающие поступить в теоретический класс должны были сдать вступительный экзамен. Для тех, кто желал поступить напрямую в практический класс, т. е. второй курс Академии, нужно было сдавать и вступительный, и переводной (за первый курс, теоретический) экзамены. Офицер, который желал выпуститься экстерном, обязан был сдать вступительный, переводной и выпускной экзамены. [2, с. 11]

По окончании курса, офицеры прикомандировывались сроком на 1 год к образцовым частям, для ознакомления со службой. Выпуск производился в октябре месяце. В зависимости от успеваемости, офицеры, закончившие курс по 1-му разряду, получали повышение на один чин, по второму разряду — оставались в том же чине, по третьему разряду — возвращались в свои части, и в Генеральный Штаб не переводились, т. к. не зачислялись в списки по Генеральному Штабу. [2, с. 12]

В 1862–1893 гг. были трижды изменены правила приема в Академию ГШ, в сторону ужесточения требования. Так были усилены требования по строевому цензу, по порядку приема в Академию, по прохождению учебы, по распределению по окончании учебы. Это было связано с ростом престижности службы в Генеральном Штабе, получения образования в Николаевской Академии. Дело в том, что в период с 1878 по 1904 гг. Россия не вела никаких военных действий (кроме локального Китайского похода). Поэтому чинопроизводство в военных частях было крайне медленным, по старшинству. Николаевская Академия предоставляла возможность ускорить чинопроизводство, сделать перспективную военную карьеру, причем при штабе. [3, с. 43]

Действительно, генштабисты получали чин капитана на 10–12 году службы, тогда как офицеры армейской пехоты — на 12–18 году. Подполковником генштабист мог стать на 13-м году службы, а пехотный офицер — лишь на 20-м году. Полковниками генштабисты становились на 1820-м году службы, тогда как большинство армейцев этого чина вообще не достигали, уходили в отставку раньше. Поэтому генштабисты занимали в российской армии большинство командных постов. Несмотря на то, что в 1894–1917 г. количество офицеров Генштаба в армии составляло не более 2 % от численности всего офицерского корпуса, они занимали 62 % командных постов. [3, с. 44]

Поэтому число слушателей Николаевской Академии с 1860-х гг. по 1890-е гг. возросло в два раза — с 150 до 300 человек, а к 1914 г. — до 350 человек.

С 1894 г. квота на количество поступающих в Академию была отменена. Но при этом карьерные перспективы для выпускников Академии снизились. Подавляющее большинство офицеров по окончании практического курса теперь выпускались в войска. Лишь самым лучшим предлагалось пройти еще и третий, дополнительный курс, и после этого их зачисляли в списки по Генеральному Штабу. Однако даже и при этом конкурс на вступительных экзаменах в Академию составлял около 25 человек на одно место. [2, с. 14]

Академическое образование считалось «особым отличием», было даже почетным, и окончившие курсы Академии впоследствии занимали высшие командные посты. Однако учеба была весьма трудной, напряженной. За академической неуспеваемостью следовало безжалостное отчисление, шансов на пересдачу экзаменов практически не предоставлялось. Поэтому с 1882 по 1900 гг. из Академии было отчислено 913 человек. Для них шанс повторного поступления в Академию исключался навсегда. [2, с. 15]

Отметим, что за весь период работы Академии с 1832 по 1917 гг. ее окончили лишь немногим более 4500 офицеров. До 1885 г. Академия занималась также обучением болгарских и сербских офицеров. Но с 1885 г. отношения между Болгарией, Сербией и Россией были разорваны, обучение иностранных офицеров в Академии было прекращено и более не возобновлялось.

Академия стала центром военной мысли России. Здесь преподавали такие военные теоретики как М. И. Драгомиров, Снесарев А. Е., Свечин А. А., Шиловский Е. А., по стратегии Медем Н. В., Леер Г. А., по военной статистике Обручев Н. Н., по военной истории Масловский Д. Ф., и Мышлаевский А. З., по военной администрации Редигер А. Ф.

Поэтому нет ничего удивительного, что во время Первой Мировой войны выпускниками Академии были почти все командующие фронтами и армиями, 29 из 36 командиров корпусов, 46 из 70 командиров дивизий.

С началом Первой Мировой войны был произведен досрочный выпуск из Академии Генштаба. Большинство преподавателей отправились в действующую армию. В связи с этим, занятия в Академии были прекращены вплоть до 1916 г. Эта ситуация была связана с тем обстоятельством, что Первая Мировая война стала первой войной нового типа, войной ХХ столетия в полном смысле этого слова. Это была война со сплошной сильной укрепленной линией фронта, с небывало высоким расходом боеприпасов, с массовым использованием новых видов оружия (пулеметы, авиация, ОВ). Поэтому Российская армия испытывала высокую потребность в офицерах с академическим образованием, чтобы выработать новые стратегию и тактику в новых условиях военных действий. [1, с. 60]

Однако, в 1916 г. было принято решение возобновить занятия в Академии по сокращенной программе. Был открыт всего один, младший курс, на который было зачислено в 1917 г. 120 офицеров. Это решение было принято в условиях начинающегося развала фронта и армии. Отметим, что эти 120 офицеров были людьми различных политических убеждений. Так, в частности, этот курс в 1917 г. закончил и один из коммунистических вождей С. М. Киров (Костриков), который до этого уже воевал на фронтах Первой Мировой войны в офицерском чине. [3, с. 4]

Также отметим, что выпускники Николаевской Академии во время революции и Гражданской войны поделились примерно пополам по своим политическим симпатиям. [3, с. 5]

Литература:

  1. Балуевский Ю. Н. Генеральный штаб Российской армии: история и современность. — М. Академический Проект, 2006 412 с.
  2. Бордунов C. B. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX в.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1992. 86 с.
  3. Ганин А. В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917–1922 гг.: Справочные материалы. М., 2009.
  4. Головин Н. Н. Служба Генерального штаба; оперативная служба., СПБ, 1912. 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Генеральный Штаб, Николаевская Академия, Мировая война, офицер, Академия, академическое образование, Российская армия, военная администрация, военная история, военная статистика.


Ключевые слова

подготовка, армия, генеральный штаб, Николаевская Академия

Похожие статьи

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX...

В России было создано шесть военных академий, включая Николаевскую Императорскую академию Генерального Штаба.

Например, и общая история, и военная история, и дисциплины, посвященные развитию военного дела, формировали у слушателей комплексные...

Проблемы и предпосылки развития системы военно-учебных...

Учреждение должности военных юристов в русской армии связано с именем императора

Являясь по замыслу законодателя советником по вопросам права строевых офицеров

Российский военно-правовой сборник. 175 лет военно-юридическому образованию в России.

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

Начавшаяся мировая война и увеличение количества военной техники, требующей инженерного знания, потребовало открытия ещё одного

На отделении полевой артиллерии в XX в. обучалось 108 капитанов и 36 штаб-офицеров. Штаб-офицеры крепостной артиллерии...

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Вооруженный сила СССР, военная форма одежды, Великая Отечественная война, СССР, Советский Союз, Российская империя, Верховный Совет

Организационно-штатная структура Красной Армии в 20-е годы... Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Материально-техническая помощь Российской империи...

История Первой мировой войны является обширным полем деятельности для

Одной из таких проблем является военное сотрудничество и

Русский генеральный штаб также предусматривал активные боевые действия в Восточной Пруссии и Галиции на 15-й день войны.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей, а так же их...

К вопросу о системе высшего военного образования курсантов...

В статье анализируется опыт образовательной высшей военной школы и формирование личности в системе

Становление военнослужащего, от курсанта до офицера, является, в некотором смысле

Специальная военная школа Сен-Сир, расположенная в городе Кеткидан...

История зарождения военной социологии и первое рассмотрение...

В статье автор рассматривает историю зарождения военной социологии, основные

Военная социология как самостоятельная область изучения социологической науки прошла полный

В 80–90-е годы идеи Конта появляются и в генеральном штабе Российской Империи, где в...

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

В общей системе образования важное место занимает военное образование.

В системе подготовки офицеров имеют место серьёзные проблемы, среди которых, например

Военно-профессиональная подготовка офицерского состава, как по исходным принципам, так...

Военные маневры 1935-1936 гг. и проблема боевой подготовки...

До таких обобщений не смогла подняться военная мысль на Западе, где шло увлечение

Большой интерес представляет для историков стенограмма заседания Военного совета при

Тогда же было принято решение о воссоздании Военной академии Генерального штаба.

Похожие статьи

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX...

В России было создано шесть военных академий, включая Николаевскую Императорскую академию Генерального Штаба.

Например, и общая история, и военная история, и дисциплины, посвященные развитию военного дела, формировали у слушателей комплексные...

Проблемы и предпосылки развития системы военно-учебных...

Учреждение должности военных юристов в русской армии связано с именем императора

Являясь по замыслу законодателя советником по вопросам права строевых офицеров

Российский военно-правовой сборник. 175 лет военно-юридическому образованию в России.

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

Начавшаяся мировая война и увеличение количества военной техники, требующей инженерного знания, потребовало открытия ещё одного

На отделении полевой артиллерии в XX в. обучалось 108 капитанов и 36 штаб-офицеров. Штаб-офицеры крепостной артиллерии...

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Вооруженный сила СССР, военная форма одежды, Великая Отечественная война, СССР, Советский Союз, Российская империя, Верховный Совет

Организационно-штатная структура Красной Армии в 20-е годы... Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Материально-техническая помощь Российской империи...

История Первой мировой войны является обширным полем деятельности для

Одной из таких проблем является военное сотрудничество и

Русский генеральный штаб также предусматривал активные боевые действия в Восточной Пруссии и Галиции на 15-й день войны.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей, а так же их...

К вопросу о системе высшего военного образования курсантов...

В статье анализируется опыт образовательной высшей военной школы и формирование личности в системе

Становление военнослужащего, от курсанта до офицера, является, в некотором смысле

Специальная военная школа Сен-Сир, расположенная в городе Кеткидан...

История зарождения военной социологии и первое рассмотрение...

В статье автор рассматривает историю зарождения военной социологии, основные

Военная социология как самостоятельная область изучения социологической науки прошла полный

В 80–90-е годы идеи Конта появляются и в генеральном штабе Российской Империи, где в...

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

В общей системе образования важное место занимает военное образование.

В системе подготовки офицеров имеют место серьёзные проблемы, среди которых, например

Военно-профессиональная подготовка офицерского состава, как по исходным принципам, так...

Военные маневры 1935-1936 гг. и проблема боевой подготовки...

До таких обобщений не смогла подняться военная мысль на Западе, где шло увлечение

Большой интерес представляет для историков стенограмма заседания Военного совета при

Тогда же было принято решение о воссоздании Военной академии Генерального штаба.

Задать вопрос