Принятый в Российской Федерации Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ создал основу для введения новой системы совершения закупок. Основным документом в проведении процедуры закупок стал контракт. Постепенно использование вышеуказанной системы выявило в ней ряд серьезных недостатков. Именно их описанию и будет посвящена данная статья.
Для начала стоит кратко охарактеризовать вышеуказанные недостатки. Опираясь на вышеуказанный нормативный правовой акт, можно выделить следующие проблемы:
– отсутствие качественно проведенной процедуры планирования;
– увеличена нагрузка на заказчика (из-за высокой сложности и длительности нового порядка проведения закупок);
– не проработана четкая формулировка некоторых терминов и понятий, указанных в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Это вызывает определенную вольность в их трактовке сторона процедуры закупочной деятельности;
– экономическая сфера в вышеуказанном процессе нуждается в серьезной проработке. Не прослеживается никаких тенденций в цене в государственном и муниципальном заказах;
– низкое качество оформления института ответственности за различные нарушения и просрочки в проведении закупок;
– высокая вероятность коррупции и мошенничества при выборе исполнителя (подрядчика, поставщика), так как нет четко прописанных критериев уголовной ответственности по данному вопросу;
– недостаточная степень квалифицированного предъявления требований к предмету и качеству процедуры закупки для соответствующих нужд.
Все вышеуказанные проблемы имеют место и на государственном, и на муниципальном уровнях. Если же подробно описывать индивидуальные проблемы второго уровня, а конкретно его планирования, то к ним можно отнести:
– прохождение конкретной процедуры без учета реально необходимых объемов работ (товаров, услуг), что сказывается при практической реализации вышеуказанного процесса;
– сведение процесса только к оценке бюджетных средств и обсуждению составления планов-графиков;
– мониторинг цен и их обоснование зачастую просто отсутствуют в проведении вышеуказанной процедуры;
– отсутствие унифицированных требований к срокам и этапам процедуры закупок, а также пренебрежение в составлении плана контроля дисциплины при совершении закупочной деятельности для муниципальных нужд.
Необходимо проследить научные мнения по данному вопросу. Цыбульская В. И. и Панина О. В. отмечают, что «одной из острых проблем практического применения законодательства является возможность одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчика» [3; с. 159]. Это серьезный пробел законодательства, который позволяет вышеуказанным лицам манипулировать исполнителями (подрядчиками, поставщиками).
О. Ю. Сухова отмечает недостатки конкурсных торгов, как вида совершения закупок:
– «негласная ответственность сотрудников за положительные результаты торгов»;
– частое «отсутствие заявок участников на торгах»;
– «неверная расстановка приоритетов в выборе поставщика»;
– «неисполнение победителем закупки договора»;
– слишком долгая продолжительность вышеуказанной процедуры;
– недостатки в документальном обеспечении поданной для участия заявки [4; с. 77–78].
Афонина Е. В. и Серегин А. Г. отмечают следующие методы решения проблем, возникающих в ходе реализации закупочной деятельности:
– «разработка критериев для выбора поставщиков»;
– «осуществление рейтинговой оценки всех факторов, участвующих в алгоритме выбора поставщиков»;
– — «оптимизация структуры управления в области закупок материальных ресурсов» [1; с. 11].
К. А. Сырых отмечает, что «значение государственных закупок в Российской Федерации постоянно возрастает, поэтому целесообразно, путем устранения пробелов и существующих противоречий в нормативно-правовых актах, разработать и утвердить концепцию развития системы государственных закупок» [5; с. 355]. Ее позиция полностью верна, ведь именно введение более конкретных правовых норм, регулирующих закупочную деятельность, позволит избежать многих проблем в будущем.
Демченко С. К. и Огурцов П. Г. говорят о том, что «на сегодняшний день управление закупочной деятельностью — одно из важнейших направлений, которое необходимо постоянно развивать» [2; с. 174]. Их мысль только подчеркивает изложенные выше положения.
Таким образом, необходимо отметить, что закупочная деятельность с использованием контрактной системы имеет ряд серьезных недостатков. Однако не стоит от нее отказываться. Необходимо внести соответствующие изменения в законодательстве, чтобы добиться от системы закупок с использованием контрактов максимальной эффективности.
Литература:
- Афонина Е. В., Серегин А. Г. Цифровизация и контроллинг в закупочной деятельности организаций: проблемы и перспективы / Е. В. Афонина, А. Г. Серегин. — Текст: непосредственный // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 3–2. — С. 10–14
- Демченко С. К., Огурцов П. Г. Проблемы и современные тенденции управления закупочной деятельностью / С. К. Демченко, П. Г. Огурцов. — Текст: непосредственный // Логистические системы в глобальной экономике. — 2014. — № 4. — С. 174–178
- Панина О. В., Цыбульская В. И. Проблемы реализации закупочной деятельности государственными организациями в Российской Федерации и пути их решения / О. В. Панина, В. И. Цыбульская. — Текст: непосредственный // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: сборник материалов XVI ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых в области экономики и управления «Зеленый росток». — 2016. — С. 157–161
- Сухова О. Ю. Проблемы закупочной деятельности предприятий при организации конкурсных торгов / О. Ю. Сухова. — Текст: непосредственный // Конкурентоспособность территории: материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. — 2017. — С. 76–79
- Сырых К. А. Правовая регламентация закупочной деятельности в России — актуальные проблемы и оценка зарубежного опыта / К. А. Сырых. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: взгляд молодого ученого: Сборник Всероссийской студенческой научно-практической конференции. — 2019. — С. 321–326