Внутриорганизационное профессиональное развитие медицинских кадров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 03.06.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ершова, М. В. Внутриорганизационное профессиональное развитие медицинских кадров / М. В. Ершова, Л. В. Засова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 391-392. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71109/ (дата обращения: 07.07.2020).



Ключевые слова: здравоохранение, профессиональное развитие, медицинские кадры, непрерывное медицинское образование.

Главной задачей, декларируемой в большинстве государственных программ отрасли здравоохранения на всех уровнях, от федерального до муниципального, является формирование системы непрерывного образования и профессионального развития медицинских кадров [1].

Однако анализ научной литературы показал, что, несмотря на значительное число работ, посвященных данной проблеме, практически нет исследований по изучению внутриорганизационных систем обучения и профессионального развития медицинского персонала и оценки их эффективности.

На примере сотрудников детской поликлиники г. Москвы был апробирован опыт построения внутриорганизационной системы профессионального развития медицинских кадров для подобного рода организаций.

В штате поликлиники на момент исследования состояло 424 человека, из них: 148 врачей, 173 человека среднего медицинского персонала (СМП) и 99 человек прочего персонала.

Анализ деятельности детской поликлиники показал, что при росте числа обращений за медицинской помощью качество работы медицинского персонала исследуемой организации остается высоким, что, однако достигается большим перенапряжением имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов вследствие их дефицита (так, количество врачей за последние 5 лет снизилось на 7 %, среднего медицинского персонала на 13 %).

Также было установлено, что санитарно-гигиеническое состояние рабочих мест персонала поликлиники соответствует установленным требованиям. Нарушений органами, осуществляющими проверки, не зафиксировано. На рабочих местах есть все необходимые условия для выполнения поставленных рабочих задач.

После анализа заработных плат было установлено, что труд медицинской сестры в исследуемой поликлинике сильно недооценивается, что может привести к высокой текучести медицинских кадров. Разница в заработной плате врачей-педиатров не столь велика, но всё равно недостаточна для привлечения и удержания их в поликлинике.

Динамика изменения показателя укомплектованности штатных должностей, как врачебных, так и средних медицинских работников, показывает на нестабильное состояние кадрового обеспечения.

Анализ состояния кадровых ресурсов детской поликлиники выявил основные проблемы:

– снижение обеспеченности средними медицинскими работниками;

– снижение престижа работы на должностях врачей и средних медицинских работников основных специальностей, обеспечивающих основной объем доступности медицинской помощи;

– высокая доля специалистов пенсионного возраста;

– недостаточная численность пополнения штата организации «молодыми специалистами»;

– несоответствие уровня заработной платы медицинских работников по сравнению с частными организациями и в целом по стране [2].

Следующий этап исследования предусматривал изучение медико-социальных, социально-трудовых характеристик и состояния подготовленности врачей и средних медицинских работников. Для этого проведено комплексное медико-социальное исследование среди всех врачей и среднего медицинского персонала поликлиники, а также линейных и функциональных руководителей поликлиники по специально составленной анкете, включающей вопросы по уровню квалификации медицинских кадров, используемым ими методам самообразования и саморазвития, источникам профессиональной информации.

Медико-социальное исследование позволило разработать обобщенный социально-демографический портрет врача и медицинской сестры детской поликлиники: это женщина в возрасте старше 50 лет с непрерывным стажем работы в сфере здравоохранения более 20 лет и стажем работы до 5 лет в исследуемой детской поликлинике, заинтересованная в своем профессиональном развитии, своевременно повышает квалификацию и в целях совершенствования знаний по специальности не менее одного раза в месяц изучает дополнительную литературу (58,89 % СМП и 60,23 % врачей).

Однако при выявленной потребности в профессиональном развитии менее половины медицинских сотрудников положительно отзываются о проводимых в стране реформах медицинского образования. Только 31 % опрошенных ощущают положительные изменения от реформ, 29 % от реформ пока эффекта не ощутили, но принимают в них участие, 22 % сообщили, что в действительности сталкиваются с ними мало и ничего не знают о проводимых реформах 18 % респондентов.

Следующий вопрос был про осведомленность медицинского персонала поликлиники о системе непрерывного медицинского образования (НМО). Согласно ответам выяснилось, что 48 % опрошенных врачей и только 40 % СМП проходят обучение на портале НМО, 17 % врачей и 10 % СМП только зарегистрированы, 28 % врачей и 30 % СМП слышали, но не зарегистрированы и 7 % врачей и 20 % СМП ничего не знают о НМО.

Согласно разработанной концепции, НМО подразделяется на формальное (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), неформальное (посещение и участие в работе конференций, семинаров, мастер-классов), информальное (самообразование) [3]. Мы поинтересовались, в каких формах и по какому графику они принимают участие в обучении на портале. Установлено, что 5 % опрошенных врачей и 7 % СМП-респондентов при ответе на данный вопрос указали первый вариант ответа (активное участие во всех трех форматах по собственному плану). 20 % врачей и 23 % СМП обучаются по рекомендованному работодателем плану и 75 % врачей и 70 % СМП придерживаются плана, рекомендованного порталом. Свой вариант ответа никто из респондентов не предложил.

Ответы на вопрос об удобстве прохождения обучения по индивидуальному пятилетнему циклу дали следующие результаты: большинству медицинского персонала из числа обучающихся (76 % врачей и 69 % СМП), было удобно проходить обучение по индивидуальному пятилетнему циклу, при этом, отмечено, что им нравится отсутствие привязки к конкретному времени и месту, а также, что учебные часы распределены равномерно (по 50 часов в год) в пятилетнем плане в связи с высокой скоростью обновления информации и технологий в медицине. 24 % врачей и 31 % СМП объяснили своё мнение тем, что портал не всегда работает стабильно, и им не нравится, что обучение происходит онлайн, так как не у всех респондентов быстро и качественно работает интернет.

Далее была изучена оценка медицинских кадров детской поликлиники информации, предоставляемой на портале НМО. Установлено, что 91 % врачей и 88 % СМП считают информацию актуальной и интересной, по 8 % от опрошенных получил ответ «считаю не совсем актуальной и эффективной» и совсем неактуальной информацию считают 1 % врачей и 4 % СМП.

На заключительном этапе проведено определение эффективности применения такого метода развития. Итак, большинство медицинских сотрудников поликлиники (75 % врачей и 58 % СМП), считают НМО эффективным методом обучения и развития. Небольшой процент опрошенных (17 % врачей и 10 % СМП) считают данный метод малоэффективным, и 8 % врачей и 22 % СМП считают НМО совсем неэффективным методом развития и обучения.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить достаточно хороший уровень удовлетворенности медицинского персонала поликлиники условиями занятости, уровнем заработной платы и возможностями профессионального роста и развития.

На заключительном этапе по материалам проведенных исследований установлены закономерности влияния различных факторов на эффективность профессионального развития врачей и средних медицинских работников поликлиники, выделены причины нарушения процесса саморазвития и восприятия профессиональной информации, ограничения в профессиональном росте, искажения и потери профессионально значимой информации, разработаны предложения, включающие рекомендованную модель системы развития медицинских кадров организации и внедрение в деятельность поликлиники индивидуальных и внутриорганизационного планов развития сотрудников.

Сформированная внутриорганизационная система развития медицинских кадров позволит привлекать молодых специалистов и развивать их внутри организации, удерживать уже имеющиеся медицинские кадры, показывать стабильно хорошие показатели работы и позволит придать сотрудникам уверенности в завтрашнем дне.

Литература:

  1. Инновационные технологии управления ресурсами в здравоохранении / под ред. А. И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. — 144 с.
  2. Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. N 508 «О государственной программе Курганской области «Развитие здравоохранения» (с изменениями и дополнениями) Приложение. Государственная программа Курганской области» Развитие здравоохранения до 2020 года» Приложение 9. Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» Раздел II. Характеристика текущего состояния кадровой обеспеченности в сфере здравоохранения с указанием проблем, на решение которых направлена подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения».
  3. Официальный сайт НМО: Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования России [Электронный ресурс]. — URL: http://edu.rosminzdrav.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, врач, медицинский персонал, детская поликлиника, медицинский персонал поликлиники, медицинская помощь, индивидуальный пятилетний цикл, заработная плата, заключительный этап, медицинская сестра.


Ключевые слова

здравоохранение, профессиональное развитие, медицинские кадры, непрерывное медицинское образование

Похожие статьи

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Одной из профессиональных ценностей медицинской сестры общей практики является умение слушать и навыки общения. Достойное, уважительное отношение, легкость, чуткость, обходительность с пациентами, индивидуальный подход к его проблеме и совместное её...

Роль медсестры в организации медицинской помощи детям...

Средний медицинский персонал, обслуживающий школы, подчиняется главному врачу центральной районной многопрофильной поликлиники [3, с. 21]. Средний медицинский персонал обязан: участвовать в проведении медицинских осмотров детей и учащихся; вести...

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

В статье раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается медицинский персонал в процессе непрерывного профессионального образования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Были выявлены основные трудности, с которыми приходится...

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса...

трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и...

Формирование базовых профессиональных компетенций в курсе...

Журнал «Главная медицинская сестра», № 9 2009.

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей.

Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным.

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение

Врач общей практики (семейный врач) и медицинская сестра общей практики оказывают всеобъемлющую и непрерывную помощь...

Совершенствование методов организации и управления...

Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и сестринского персонала, в частности, — требование времени, зависящее от изменений таких внешних и внутренних условий их деятельности, как рост объёма медицинской информации и...

Роль главных и старших медсестер в работе семейных поликлиник

В данной публикации раскрывается суть работы, функциональные обязанности и права главных и старших медицинских сестер в работе семейных поликлиник. Приводятся результаты исследований проведенных среди главных и старших медсестер...

Похожие статьи

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Одной из профессиональных ценностей медицинской сестры общей практики является умение слушать и навыки общения. Достойное, уважительное отношение, легкость, чуткость, обходительность с пациентами, индивидуальный подход к его проблеме и совместное её...

Роль медсестры в организации медицинской помощи детям...

Средний медицинский персонал, обслуживающий школы, подчиняется главному врачу центральной районной многопрофильной поликлиники [3, с. 21]. Средний медицинский персонал обязан: участвовать в проведении медицинских осмотров детей и учащихся; вести...

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

В статье раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается медицинский персонал в процессе непрерывного профессионального образования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Были выявлены основные трудности, с которыми приходится...

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса...

трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и...

Формирование базовых профессиональных компетенций в курсе...

Журнал «Главная медицинская сестра», № 9 2009.

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей.

Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным.

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение

Врач общей практики (семейный врач) и медицинская сестра общей практики оказывают всеобъемлющую и непрерывную помощь...

Совершенствование методов организации и управления...

Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и сестринского персонала, в частности, — требование времени, зависящее от изменений таких внешних и внутренних условий их деятельности, как рост объёма медицинской информации и...

Роль главных и старших медсестер в работе семейных поликлиник

В данной публикации раскрывается суть работы, функциональные обязанности и права главных и старших медицинских сестер в работе семейных поликлиник. Приводятся результаты исследований проведенных среди главных и старших медсестер...

Задать вопрос