Некоторые актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений Центрального Банка Российской Федерации с кредитными организациями
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Некоторые актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений Центрального Банка Российской Федерации с кредитными организациями

В статье автором произведена попытка наиболее полно осветить некоторые актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений Центрального Банка Российской Федерации с кредитными организациями, предложены варианты разрешения данных проблем.
Поделиться в социальных сетях
217 просмотров
Библиографическое описание

Тимофеева, А. В. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений Центрального Банка Российской Федерации с кредитными организациями / А. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71098/ (дата обращения: 05.08.2021).



В статье автором произведена попытка наиболее полно осветить некоторые актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений Центрального Банка Российской Федерации с кредитными организациями, предложены варианты разрешения данных проблем.

Ключевые слова: Центральный Банк Российской Федерации, кредитные организации, финансовое право, правовое регулирование.

In the article, the author made an attempt to most fully cover some urgent problems of legal regulation of relations between the Central Bank of the Russian Federation and credit organizations, and proposed solutions to these problems.

Key words: Central Bank of the Russian Federation, credit organizations, financial law, legal regulation.

Банковская система включает себя множество структурных элементов, которые взаимосвязаны, а возможно и взаимозависимы. Для более верного и детального раскрытия банковской системы необходимо, прежде всего, раскрыть используемый в настоящем исследовании понятийный аппарат.

Банковская система, в свою очередь, — один из видов системы, как отмечают зарубежные исследователи, «структуру банковской системы страны определяют два основных фактора — экономический и юридический» [3].

Банковская система России — это целостное образование, представляющее собой совокупность урегулированных нормой права форм и методов деятельности органов или организаций банковского надзора и регулирования, а также организаций, основным направлением деятельности которых является осуществление банковских операций или непосредственное обеспечение осуществления отдельных банковских операций. Субъектами банковской системы России являются Банк России, кредитные организации, в том числе банки и небанковские кредитные организации, Агентство по страхованию вкладов.

Развитие российской банковской системы в целом невозможно без анализа законодательства, регулирующего данную сферу. Банковское законодательство России динамично формируется уже почти два десятилетия, хотя процесс принятия новых правовых документов становится все сложнее. Часто даже на внесение незначительных изменений в ту или иную статью действующего закона уходят многие месяцы согласований.

На сегодняшний день банковское законодательство насчитывает более 8500 тысяч нормативных актов различного характера и содержания. Примечательно, что многие из них противоречат друг другу, порождают пробелы и коллизии в праве, которые негативно сказываются на практике правоприменения. Ни для кого не секрет, что проблемы правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации сегодня, особенно в условиях кризиса и пандемии COVID-19 стоят наиболее остро.

Так с самого момента основания Центрального Банка Российской Федерации традиционными в науке и практике были и остаются дискуссионные вопросы определения его правового статуса, пределов полномочий и ответственности, который имеет черты как юридического (примечательно — негосударственного лица), так и в тоже время наделен государственно-властными полномочиями. Многие ученые отмечают совокупный правовой статус Банка — конституционно-правовой, финансовый, бюджетный, государственно-административный и т. д.

В федеральном законодательстве механизм согласованного регулирования денежных и кредитных отношений и система взаимосвязанных институтов отсутствуют, вследствие чего формируются условия, которые способствуют возникновению внутрисистемных противоречий. Представляется, что в целях устранения таких противоречий необходимо усилить развитие банковского законодательства, придав особое значение процессу принятия новых правовых актов, регулирующих банковскую деятельность и направленных на совершенствование правовой базы в интересах эффективной деятельности финансовых институтов [1].

Нельзя не отметить, необъяснимость следующего пробела в праве — отсутствие законодательного закрепления и правового понимания дефиниции «банковская деятельность». Отсюда получается весьма комичная ситуация — государство де-юре не знает и не понимает — какую именно деятельность осуществляют банки и в чем она выражается.

Определение терминологической базы любой сферы правового регулирования принципиально важно для понимания пределов той или иной деятельности. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-«О банках и банковской деятельности» установил правовые основы функционирования банковской системы Российской Федерации, порядок лицензирования, регистрации и ликвидации кредитных организаций, обеспечения их стабильности, гарантий банковской тайны, прав и интересов вкладчиков и кредиторов, сберегательного дела, межбанковских отношений, бухгалтерского учета, а также ведомственного надзора [1].

Правовая регламентация Центрального Банка Российской Федерации (далее — Банк России) и банковской системы в целом в материальном праве находит отражение, в первую очередь, в Конституции РФ. Центральное место в Банковской системе занимает Банк России, деятельность которого регламентирована детально в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

По нашему мнению, в Основном Законе РФ имеются некие разногласия, противоречия, так как именно фраза «независимо от других органов государственной власти» порождает множество споров и дискуссий вокруг правового статуса Банка России.

Так, в п. 2 ст. 3 Конституции РФ сказано, что народ осуществляет свою власть именно через органы государственной власти, которая, в соответствии со ст. 10 вышеуказанного нормативно-правового акта, осуществляется путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Трактование ст.10 Конституции РФ позволяет сделать вывод, что любой государственный орган должен быть отнесен к одной из ветвей государственной власти. Однако на практике существуют некоторые органы, не относящиеся ни к исполнительной, ни к судебной, ни к законодательным ветвям власти (например, контрольно-надзорный орган Прокуратура, Счетная палата РФ и пр.).

Таким образом, можно заключить, что в Конституции не разъясняется, относится ли Банк России к каким-либо органам государственной власти, или это некий отдельный институт. Банк России не был чем-то новым, а был создан на основе уже действующих Госбанка СССР и РСФСР соответственно [4].

В определении Конституционного суда РФ от 14.12.2000 № 268-О говорится, что «статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения... Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования» [2].

По нашему мнению, так как Банку России присущи полномочия государственного органа, то он не может быть признан коммерческой организацией. Также следует упомянуть, что некоторыми учеными предлагалось определить Банк России как государственную корпорацию, однако он таковой являться не может в силу того, что обладает государственно-властными полномочиями.

Таким образом, следует заключить, что Банк России не относится ни к одному из органов ветвей власти, однако обладает особенным конституционным публично-правовым статусом, наделяющим его самостоятельностью и независимостью, а также возможностью принятия нормативно-правовых актов в подведомственной ему сфере. Также следует подчеркнуть, что описываемый орган нельзя определить к иной ветви власти, которую невозможно выделить при наличии всего одного органа, имеющего свои исключительные специфические черты. В связи с вышеизложенным, определим Банк России к органам государственной власти, не относящемуся ни к одной из ветвей власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.121990 № 395–1 (ред. от 06.06.2019) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. № 6, ст. 492; 10.06.2019, № 23, ст. 292.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.
  3. Рид. Э Коммерческие банки / пер. с англ. М., 2015.
  4. Рождественская Т. Э. Банковское право: Учеб. пособие. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2015.

основные термины

генерируются автоматически
Центральный Банк Российской Федерации, кредитные организации, финансовое право, правовое регулирование
Похожие статьи
Корнеев Юрий Владимирович
Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе
Юриспруденция
2013
Друзь Екатерина Петровна
Система государственных органов и иных субъектов, осуществляющих регулирование банковской деятельности
Экономика и управление
2019
Селезенев Игорь Александрович
Правовое регулирование банков России в современных условиях
Юриспруденция
2020
Шелков Никита Андреевич
Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития
Юриспруденция
2017
Никишов Андрей Борисович
Конституционные и законодательные основы Центрального банка Российской Федерации
Конституционное (государственное) право
2018
Нарышкин Дмитрий Геннадьевич
Правовой статус Центрального банка РФ
Юриспруденция
2019
Золотов Рустам Александрович
Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России
Экономика и управление
2018
Беседина Татьяна Николаевна
К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской системы в России
Юриспруденция
2017
Швачко Кристина Сергеевна
Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации
Юриспруденция
2016
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Корнеев Юрий Владимирович
Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе
Юриспруденция
2013
Друзь Екатерина Петровна
Система государственных органов и иных субъектов, осуществляющих регулирование банковской деятельности
Экономика и управление
2019
Селезенев Игорь Александрович
Правовое регулирование банков России в современных условиях
Юриспруденция
2020
Шелков Никита Андреевич
Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития
Юриспруденция
2017
Никишов Андрей Борисович
Конституционные и законодательные основы Центрального банка Российской Федерации
Конституционное (государственное) право
2018
Нарышкин Дмитрий Геннадьевич
Правовой статус Центрального банка РФ
Юриспруденция
2019
Золотов Рустам Александрович
Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России
Экономика и управление
2018
Беседина Татьяна Николаевна
К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской системы в России
Юриспруденция
2017
Швачко Кристина Сергеевна
Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации
Юриспруденция
2016