Готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ как фактор эффективности инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Харисова, Ф. Ф. Готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ как фактор эффективности инклюзивного образования / Ф. Ф. Харисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71037/ (дата обращения: 07.07.2020).



Статья содержит результаты исследования готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и ее взаимосвязи с показателями деятельности учителя в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, готовность педагога к работе, педагогическая деятельность.

В современных условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется проблеме обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые, так же, как и нормально развивающиеся дети должны получить возможность раскрытия своего личностного потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Несмотря на это, в современной психолого-педагогической науке все еще не до конца разработанным является вопрос о том, как должны изменяться требования к деятельности педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ, к расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых и личностных характеристик. Данная ситуация обусловливает актуальность исследования проблемы готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Действительно, психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ обусловливают необходимость обладания учителями при работе с ними целым рядом новых компетенций (информационных, психологических и профессиональных), в совокупности формирующих структуру готовности к работе в условиях инклюзивного образования — достижение педагогом активно-действенного состояния личности, мобилизованность его сил для выполнения задач образования и воспитания в работе с данной категорией учащихся, сформированность установки на работу с ними [4, с. 16].

Анализ понятия «готовность к работе с учащимися с ОВЗ» и психолого-педагогических предпосылок ее формирования позволил высказать предположение о том, что уровень готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ находится во взаимосвязи с показателями их деятельности в процессе реализации инклюзивной практики. Проверка гипотезы проводилась в ходе эмпирического исследования на базе МБОУ Амикеевская ООШ Муслюмовского муниципального района. В исследовании принимали участие 25 учителей, работающих в условиях инклюзивного образования с учащимися 5–11 классов.

Исследование проводилось с использованием анкеты «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» (Н. Л. Тюльпанова), опроса «Показатели деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику» (С. К. Нартова-Бочавер, Е. В. Самсонова), анкеты по изучению готовности педагогов к введению ФГОС ОВЗ. При анализе результатов диагностики использован коэффициент корреляции Пирсона.

Диагностика продемонстрировала, что высокий уровень готовности у работе с детьми с ОВЗ имеют 12 % учителей; средний — 68 %; низкий — 20 %. При этом, недостаточно развиты все три компонента готовности: среднее значение показателя информационной готовности к работе с детьми с ОВЗ составило у учителей 11,68 баллов при максимуме 20; психологической (личностной) готовности — 11,64; профессиональной (деятельностной) готовности — 11,68. Полученный результат объясняется современным состоянием системы инклюзивного образования в нашей стране, в частности, тем, что многие учителя, работающие с детьми с ОВЗ, не имеют специального образования и пополняют свои знания и совершенствуют умения уже в ходе непосредственно практической деятельности (А. Б. Чарыярова [6]).

Анализ показателей деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику показал, что они высоко оценивают уровень своих компетенций: среднее значение показателя базовых компетенций деятельности педагогов составило 24,68 (при максимальном 30); компетенций в области создания безопасной развивающей среды — 10,08 (максимальное 12); в области включения в деятельность обучающихся — 15,2 (максимальное 18); в области организации совместной деятельности и общения детей — 7,6 (максимальное 9); в области организации учебной деятельности — 4,88 (максимальное 6); в области решения коррекционных задач — 5,04 (максимальное 6); в области сопровождения ребенка в новой и проблемной для него ситуации — 7,68 (максимальное 9); в области сотрудничества с родителями — 7,56 (максимальное 9); в области командного взаимодействия — 5,2 (максимальное 6).

Полученный результат может быть связан с тем, что педагоги недостаточно объективно проводят самооценку собственной деятельности, не всегда видят имеющиеся у них проблемы в сфере реализации инклюзивного образования и оценивают свои умения и навыки несколько выше, чем они проявляются на самом деле. Это демонстрирует необходимость работы по формированию умений учителей, работающих в условиях инклюзии, проводить самоанализ и рефлексию своих компетенций (О. С. Кузьмина [2]). Полученные результаты также могут быть связаны с малым количеством обучающихся с ОВЗ в классах, в которых работают педагоги, в результате чего у них отсутствует возможность провести объективную оценку своих компетенций.

Изучение готовности педагогов к введению ФГОС ОВЗ позволило сделать вывод о том, что основной трудностью, с которой сталкиваются учителя в процессе организации и реализации принципов инклюзивного образования, является недостаточный уровень профессиональной (деятельностной) готовности учителей к осуществлению такой работы. Полученные результаты соответствуют большинству современных исследований: так, Т. В. Богуцкая [1], Н. В. Курилович [3], В. М. Романенко [5], О. В. Шатунова [7; 8] часто указывают на то, что система подготовки учителей к работе в условиях инклюзивного образования на данном этапе не совершенна и не обеспечивает высокого уровня эффективности в педагогической работе с учащимися.

Полученные в ходе диагностики результаты позволили провести корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязей между готовностью педагогов к работе с учащимися с ОВЗ и показателями их деятельности. В результате обнаружилось, что значимыми являются корреляции между: уровнем информационной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и показателями сформированности компетенций в области организации совместной деятельности и общения детей (на уровне р=0,01); в области сотрудничества с родителями (на уровне р=0,05); в области командного взаимодействия (на уровне р=0,05).

Значимы также корреляции между уровнем психологической готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и показателями сформированности компетенций в области организации совместной деятельности и общения детей (на уровне р=0,05) и в области командного взаимодействия (на уровне р=0,05).

Кроме того, статистически значимая связь существует между уровнем профессиональной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и показателями сформированности компетенций в области решения коррекционных задач (на уровне р=0,01) и в области сотрудничества с родителями (на уровне р=0,05).

Выявленные взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ является одним из факторов эффективности инклюзивного образования, в связи с чем учителя нуждаются в проведении с ними психолого-педагогической работы, направленной на формирование всех трех компонентов готовности — информационного (повышение уровня знаний и умений педагога в сфере инклюзивного образования); психологического (общее отношение учителя к инклюзии, принятие ее ценностей) и профессионального (способность применять свои знания и навыки в работе с учащимися с ОВЗ).

Литература:

  1. Богуцкая Т. В. К вопросу о подготовке будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. — 2018. — С. 43–46.
  2. Кузьмина О. С., Чекалева Н. В. Реализация компетентностного подхода в подготовке педагогов к инклюзивному образованию посредством модульной программы // Инклюзия в образовании. — 2016. — № 1. — С. 53–62.
  3. Курилович Н. В. Формирование готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2018. — № 6. — С. 136–143.
  4. Приходько О. Г. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — 227 с.
  5. Романенко В. М., Полякова М. А., Гладкова Н. А. Формирование профессиональной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ // Молодежь и научно-технический прогресс. — 2017. — С. 391–393.
  6. Чарыярова А. Б. Проблемные зоны в подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. — 2019. — С. 315–318.
  7. Шатунова О. В., Минахметова А. З. Готовность российских педагогов к реализации инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. — 2019. — № 8 (37). — С. 44–51.
  8. Шатунова О. В., Минахметова А. З., Талышева И. А., Пешкова М. Диагностика профессионально-психологической готовности российских педагогов к реализации инклюзивного образования // Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 143–149.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, работа, ребенок, уровень, область организации, изучение готовности педагогов, инклюзивная практика, готовность педагогов, совместная деятельность, командное взаимодействие.


Похожие статьи

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе...

Подготовка педагога к работе в инклюзивной группе или развитие у него готовности к работе в ней — это процесс формирования у него способности решать профессиональные задачи, касающиеся совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

От теории до практики: изучение психолого-педагогической...

Подготовка педагога к работе в инклюзивной группе или развитие у него готовности к работе в ней — это процесс формирования у него способности. Психолого-педагогические аспекты проектирования... Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на...

Данная статья представляет результаты подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивной

Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции

Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов к работе с детьми с...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ сталкивается не только с

Наше исследование показало, что по уровню готовности включать детей с ОВЗ в

Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности

1. Алёхина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями...

Сценарий круглого стола для педагогов по теме...

Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказывается за рамками

Основная цель нашей встречи — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации...

Формирование готовности к реализации инклюзивного образования у педагогов начинается в вузе. Поэтому важно на этом этапе подготовить студента-бакалавра, будущего педагога, к психологическому принятию таких детей, научить эффективно с ними взаимодействовать.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

Организация инклюзивного образования — это не только создание

Как правило, с появлением такого ребенка в семье увеличиваются расходы и появляется ряд

Практика показывает, что среди семей с детьми с ОВЗ большой процент неполных семей.

Похожие статьи

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе...

Подготовка педагога к работе в инклюзивной группе или развитие у него готовности к работе в ней — это процесс формирования у него способности решать профессиональные задачи, касающиеся совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

От теории до практики: изучение психолого-педагогической...

Подготовка педагога к работе в инклюзивной группе или развитие у него готовности к работе в ней — это процесс формирования у него способности. Психолого-педагогические аспекты проектирования... Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на...

Данная статья представляет результаты подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивной

Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции

Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов к работе с детьми с...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ сталкивается не только с

Наше исследование показало, что по уровню готовности включать детей с ОВЗ в

Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности

1. Алёхина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями...

Сценарий круглого стола для педагогов по теме...

Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказывается за рамками

Основная цель нашей встречи — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации...

Формирование готовности к реализации инклюзивного образования у педагогов начинается в вузе. Поэтому важно на этом этапе подготовить студента-бакалавра, будущего педагога, к психологическому принятию таких детей, научить эффективно с ними взаимодействовать.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

Организация инклюзивного образования — это не только создание

Как правило, с появлением такого ребенка в семье увеличиваются расходы и появляется ряд

Практика показывает, что среди семей с детьми с ОВЗ большой процент неполных семей.

Задать вопрос