Состав и характер росписей в переходной галерее княжеских палат в Боголюбово | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кучерова, А. П. Состав и характер росписей в переходной галерее княжеских палат в Боголюбово / А. П. Кучерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 613-614. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71003/ (дата обращения: 03.07.2020).



Статья описывает сюжеты росписей стен и потолка в переходе палат храма Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре, обосновывает их местонахождение, а также выдвигает предположения авторства данных росписей.

Ключевые слова: Боголюбово, убиение Андрея Боголюбского, храм Рождества Богородицы в Боголюбово, переходы княжеских палат, росписи.

Одним из знаковых мест, относящихся к Андрею Боголюбскому, является Боголюбский монастырь в поселке Боголюбово, Владимирской области. Однако ко времени правления Боголюбского имеет лишь одна постройка на территории монастыря – храм Рождества Богородицы. Особое значение имеют переходы палат, примыкающие к церкви, поскольку именно там было совершено покушение на князя. Переходы и лестничная башня датируются XII веком. Часть храма была обрушена в 1722 г. (по повелению игумена Ипполита, который пожелал видеть в храме больше света), и по сути своей выстроен заново на основе старых стен в 1751 г. Переходы палат и лестничная башня уцелели.

В дошедших до нашего времени источниках о росписи переходной галереи палат храма рождества Богородицы сведений очень мало. Например, в летописи Боголюбова монастыря, составленной по монастырским актам и записям, имеется единственное упоминание о росписи переходов 1764 г. «…сделаны в церкви Рождества Богородицы вновь хоры, Великокняжеская палатка стенным письмом изукрашена…» [5]. Далее автор указывает, что для этого специально наняты мастера, но имена их в летописи отсутствуют. В 1870 г. собор Боголюбской иконы Божьей матери расписывала артель Шороховых в классической технике масляными красками. Возможно, и они могли приложить руку к росписям в переходах, поскольку при их реставрации было отмечено, что краска в них также имеет масляный состав.

По стенам переходной галереи расположено 6 сюжетов росписей. Все они выполнены в характерном русском стиле, возникшем на Руси еще в X веке. В XVIII-XX веках было широко распространено влияние академической живописи. Вход в переход расположен с северной стороны, при входе зрителю открывается роспись на южной стене перехода. Это явление чудотворного образа Богоматери Андрею Боголюбскому: «И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам»… [4] Фигуру стоящего на коленях князя и Богородицу разделяет окно – ранее бывший переход на хоры.

Первый сюжет убиения Боголюбского находится на западной стене между двумя окнами, расположенными на этой стене. Она иллюстрирует текст Ипатевской летописи «…И ворвались двое убийц, и набросились на него…И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли...» [1]

Далее следует роспись на восточной стене, к северу от единственного расположенного здесь окна. В летописи она описывается как «Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и дрожа ушли». [1]

Следующая сцена иллюстрирует последние минуты жизни князя за лестничным столбом «…И тут проклятые подскочили и прикончили его…». [1] Однако, летопись повествует о том, что «…Петр же отсек ему правую руку…» а роспись показывает князя с головой, пронзённой мечом. Она находится на северной стене, к западу от входа в переход. [1]

Сюжет, происходящий уже с телом князя, где его находит Кузьма Киевлянин, расположен на западной стене, слева от южного окна. На этой росписи изображен диалог Кузьмы Киевлянина, держащего тело князя, и ключника Анбала. Кузьма просит его скинуть что-то, чтобы накрыть тело: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего». [1]

Завершающей сценой стенных росписей является погребение князя, расположенное на восточной стене, к югу от окна. «…поехали за князем в Боголюбово и, взяв тело его, привезли во Владимир с честью и с плачем великим…положили его в дивной… церкви святой Богородицы златоверхой» [1]

Во главе росписей потолка находится сюжет Новозаветной троицы, вписанный в медальон округлой формы. В православной церкви Троицу принято располагать выше других иконописных сюжетов. Далее следует сюжет Благовещения, находящийся на востоке от Троицы. Благовещение принято изображать над Царскими вратами или на границе алтаря и основной части храма. В данном случае сюжет Благовещения, вписанный в овальный медальон, расположен над входом из переходной галереи палат на хоры. В направлении по часовой стрелке к юго-западу расположен овальный медальон с Архангелом Михаилом. В данном случае его значение может быть достаточно широким: Архангел Михаил является покровителем всех умерших, а также судьей на Страшном суде. Это может быть отсылкой к тому, что убийцы Боголюбского будут наказаны Божественным судом. Архангел Михаил является символом Киевского княжества. Боголюбский был сыном Киевского князя и молодые годы провел в Киеве.

На западе от Троицы находится медальон с изображением Рождества Богородицы, который имеет прямое отношение к названию храма. Далее следует медальон с Георгием Победоносцем, который является покровителем воинов, а также использовался как знак Рюриковичей. К северной части потолка относится медальон с сюжетом Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник — воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 г. На северо-восточной части расположена анаграмма, вписанная в медальон, которая расшифровывается как «Князь Андрей Боголюбский». На востоке от Троицы в овальном медальоне написан сюжет Покрова Богородицы. Празднование Покрова Богородицы установил князь Боголюбский без санкций Киевского митрополита, тем самым подчеркнув свою независимость от Киевского княжества. Завершает композицию медальон со львом – гербом княжества Владимирского.

Анализ приводит к следующим результатам: сложно сделать вывод о том, кто на самом деле является автором росписей переходной галереи княжеских палат в Боголюбово. Однако создание их следует относить к XVIII-XIX вв. Сами же росписи имеют исключительное культурно-историческое значение, поскольку повествуют о важном для этого места событии – убиении князя Андрея Боголюбского именно на том месте, где девять веков назад бояре Кучковичи и погубили князя. Росписи являются живым представлением древнейшего русского стиля, который возник еще в X веке.

Литература:

  1. Акунин Б. Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия. Повесть об убиении Андрея Боголюбского [Электронный ресурс] https://history.wikireading.ru/416753
  2. Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри Покровский и Николаевский-Волосов- Литография С. К. Матренинского; 1891.-64с.
  3. Воронин Н. Н. Владимир Боголюбово Суздаль Юрьев-Польской/ Н. Н. Воронин -Искусство; Москва; 1965.- 356с.
  4. Житие Андрея Боголюбского [Электронный ресурс] http://sv-andrey.ru/zhitie-sv-andreya-bogolyubskogo/
  5. Игумен Аристарх. Летопись Боголюбова монастыря 1158–1770 [Электронный ресурс] http://bookre.org/reader?file=1346052&pg=2
  6. Острозоров Н. Историческое описание Боголюбова монастыря от начала его основания до настоящего времени. / Н. Острозоров — Владимир на Клязьме; 1875.- 60с.
  7. Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской монументальная живопись / А. И. Скворцов. — М.: Памятники Отечества, 2004. — 284 c
Основные термины (генерируются автоматически): Боголюбово, овальный медальон, роспись, XVIII-XIX, переходная галерея, лестничная башня, западная стена, восточная стена, Киевское княжество, XVIII-XX.


Ключевые слова

Боголюбово, убиение Андрея Боголюбского, храм Рождества Богородицы в Боголюбово, переходы княжеских палат, росписи

Похожие статьи

Черты готики в русской архитектуре XVIIIXIX вв. | Юный ученый

Их стены были свидетелями пышных литургий и будничных богослужений.

Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна.

«Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка...

Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв.

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй...

К XVIII в. Богоявленский собор подошел в виде деревянного храма с центрической общей

В северной соборной башне была размещена звонница с семью колоколами, путь в которую

Таким образом, если вторая половина XVIII-XIX вв. стали весьма благоприятным периодом в...

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

На западной стене зала — тронная сцена. Здесь идет прием правителем Согда послов Чаганиана, Чача, Ферганы, Кореи, Китая и других стран. Роспись сильно разрушена, и потому при рассмотрении ее мы концентрируем внимание на участках живописи лучшей сохранности.

Городская купеческая усадьба (на материале усадьбы Петра...)

Надо отметить, что во второй половине XIX столетия купеческие дома на Кубани были преимущественно одно-полутора-или двухэтажными. Такие предпочтения, наряду с существующими тогда архитектурными тенденциями, были удобны в условиях южного климата.

Современное озеленение исторических объектов

В статье рассматриваются особенности современного озеленения исторических объектов ландшафтной архитектуры. На примере Троице-Сергиевой Лаврой демон-стрируется существующая практика благоустройства территории. Рассматриваются принципы работы с...

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

Период конца XIX — начала XX вв. породил и новые духовные запросы. Профессор ГИТИСа, д-р искусствоведения В. Н. Дмитриевский представляет

В. Н. Дмитриевский поднимает вопрос о популяризации культуры на рубеже XIXXX вв. «В атмосфере бурного экономического развития...

Архитектурно-художественные традиции зодчества Таджикистана...

С четырех сторон двора проходила крытая галерея с колоннами, куда и выходили двери и окна помещений дворца. Одной из весьма интересных находок в раскопках городища были шахматные фигурки из слоновой кости — это бесспорное доказательство распространения в...

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

Ворота были выстроены в XVIII веке в виде массивного портала с мощными башнями.

Портал ворот Арка оформлен решетчатой арочной галереей, за которой кроется павильон музыкантов

В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.

Похожие статьи

Черты готики в русской архитектуре XVIIIXIX вв. | Юный ученый

Их стены были свидетелями пышных литургий и будничных богослужений.

Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна.

«Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка...

Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв.

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй...

К XVIII в. Богоявленский собор подошел в виде деревянного храма с центрической общей

В северной соборной башне была размещена звонница с семью колоколами, путь в которую

Таким образом, если вторая половина XVIII-XIX вв. стали весьма благоприятным периодом в...

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

На западной стене зала — тронная сцена. Здесь идет прием правителем Согда послов Чаганиана, Чача, Ферганы, Кореи, Китая и других стран. Роспись сильно разрушена, и потому при рассмотрении ее мы концентрируем внимание на участках живописи лучшей сохранности.

Городская купеческая усадьба (на материале усадьбы Петра...)

Надо отметить, что во второй половине XIX столетия купеческие дома на Кубани были преимущественно одно-полутора-или двухэтажными. Такие предпочтения, наряду с существующими тогда архитектурными тенденциями, были удобны в условиях южного климата.

Современное озеленение исторических объектов

В статье рассматриваются особенности современного озеленения исторических объектов ландшафтной архитектуры. На примере Троице-Сергиевой Лаврой демон-стрируется существующая практика благоустройства территории. Рассматриваются принципы работы с...

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

Период конца XIX — начала XX вв. породил и новые духовные запросы. Профессор ГИТИСа, д-р искусствоведения В. Н. Дмитриевский представляет

В. Н. Дмитриевский поднимает вопрос о популяризации культуры на рубеже XIXXX вв. «В атмосфере бурного экономического развития...

Архитектурно-художественные традиции зодчества Таджикистана...

С четырех сторон двора проходила крытая галерея с колоннами, куда и выходили двери и окна помещений дворца. Одной из весьма интересных находок в раскопках городища были шахматные фигурки из слоновой кости — это бесспорное доказательство распространения в...

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

Ворота были выстроены в XVIII веке в виде массивного портала с мощными башнями.

Портал ворот Арка оформлен решетчатой арочной галереей, за которой кроется павильон музыкантов

В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.

Задать вопрос