Методические подходы к оценке эффективности деятельности органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 865 раз

Библиографическое описание:

Соколовская, О. В. Методические подходы к оценке эффективности деятельности органов государственной власти / О. В. Соколовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71001/ (дата обращения: 17.04.2024).



Ключевые слова:оценка эффективности, подходы к оценке эффективности.

При анализе деятельности любой организационной единицы важно оценить, отвечает ли ее работа поставленным целям и задачам, насколько качественно и полно они выполняются, и как соотносятся результаты с затраченными ресурсами, то есть необходимо оценить эффективность работы данной организации. Для органов государственной власти такая оценка имеет особенно важное значение, так как эффективность их деятельности измеряется не только в оптимизации ресурсов при выполнении задач, а, прежде всего, в том социальном эффекте, который должен быть получен благодаря работе властных структур. Именно поэтому важно применять различные подходы к оценке деятельности государственных органов.

Итак, базовыми моделями оценки эффективности работы государственных органов являются модели, связывающие эффективность с определенными факторами.

Первый подход основан на концепции лидерства. Представители такого направления связывают эффективность со стилем управления, лидерскими навыками, качествами и личностными характеристиками руководителей государственных органов, системами подбора, оценки реализации задач, профессиональным развитием и мотивацией служащих.

Второй подход развивает теорию рациональной бюрократии. В данном направлении уделяется внимание функциональной специализации, иерархической структуре, наличию конкретных принципов регламентации профессиональной деятельности служащих. Все это рассматривается как базовые предпосылки для эффективной работы органов власти.

Третий подход к эффективности деятельности властных структур связан с теорией жизненных циклов. В нем делается акцент на рассмотрение эффективности государственного управления как его взаимосвязь с оценкой влияния циклично и постоянно действующих групп влияния или коалиций в государственных органах.

В рамках четвертой концепции, именуемой концепцией профессионализма, эффективная деятельность напрямую зависит от профессионализации властных структур, наличия компетентных чиновников, от уровня их профессионализма.

В соответствие с пятым — экономическим подходом, повысить эффективность деятельности органов власти можно при наличии механизма конкуренции среди ведомств, системы внедрения новшеств, а также социальной и политической подотчетности государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.

Шестой подход — экологический, в его основе лежит утверждение о том, что результаты деятельности органов власти зависят от характера внешней среды, то есть экологии организации, и способности государственных органов управлять инновациями и изменениями в целях адаптации к этим новшествам.

Последний подход базируется на концепции управления качеством. Он основывается на необходимости создания в государственных органах системы непрерывного совершенствования процессов и государственных услуг, вовлечении в данную работу государственных служащих, организуя их групповую работу и по максимуму используя творческий потенциал.

Другая же модель предназначена для оценки эффективности непосредственного воздействия органов государственной власти на процессы в обществе. Она содержит несколько подходов.

Правовой подход оценивает отсутствие нарушений в ходе деятельности государственного органа. Такая оценка осуществляется на основе данных проверок прокуратуры, контрольно-ревизионных, налоговых и других контролирующих органов.

В социально ориентированном подходе в основе оценки лежит отсутствие или наличие жалоб, а также положительные отзывы граждан о деятельности органа государственной власти. Базой для оценки данного подхода является анализ публикаций в прессе, обращений граждан, опросы общественного мнения.

Экспертный подход берет за основу оценки мнение компетентных сотрудников об эффективности деятельности государственного органа и его общественной полезности.

Прагматический подход базируется на качественных и количественных индикаторах, которые оценивают непосредственно результат деятельности органа власти. Оценка производится на основе данных квартальных и годовых отчетов, статистических и других сведений [1, с. 62].

Именно последний подход взят за основу оценки органов власти субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день методики такой оценки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 года № 915. Методики рассчитываются по следующим показателям:

  1. Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.
  2. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
  3. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.
  4. Уровень реальной среднемесячной заработной платы.
  5. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
  6. Уровень бедности, образования и доступности жилья.
  7. Естественный прирост населения.
  8. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  9. Доля городов с благоприятной городской средой.
  10. Качество окружающей среды.
  11. Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности [2].

Можно отметить, что при оценке результативности деятельности данных органов власти первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который должен быть получен в результате их работы.

Таким образом, исследование подходов к оценке эффективности деятельности органа государственного управления показало, что это достаточно объемный процесс, но крайне необходимый, так как от результатов работы властных структур зависит благосостояние населения, для защиты интересов которого и созданы органы власти.

Литература:

  1. Нагимова, А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения: монография / А. М. Нагимова; Казанский государственный университет. — Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. — 188 с.
  2. Правительство РФ. Постановление. Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2020 года). Постановление от 17 июля 2019 г. № 915 / Правительство РФ. Постановление. — Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.05.2020). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, орган, подход, государственное управление, государственный орган, основа оценки, оценка, оценка эффективности, последний подход, Российская Федерация, социальный эффект, эффективность деятельности.


Ключевые слова

оценка эффективности, подходы к оценке эффективности

Похожие статьи

Оценки эффективности деятельности органов...

Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения.

Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской...

Методы оценки качества государственного управления

Эффективность и качество государственного управления необходимо для экономической конкурентоспособности и социального благополучия страны. При столкновении с растущим давлением на государственный бюджет...

Эффективность государственного и муниципального управления

При всем этом подходы затрудняют разработку измеримых показателей оценки деятельности органов государственного и

Эффективность управления — это степень результативности управления с наименьшими затратами на выполнение этих самых управленческих функций.

Эффективность государственной службы и критерии...

Подходы к оценке эффективности деятельности органов... Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к

Подходы к оценке эффективности деятельности органов...

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной...

«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утвержден перечень показателей для оценки

11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Подходы к оценке эффективности деятельности органов...

Экономический подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием

— 475. Волкова М. А. Оценка эффективности механизма государственного управления экономикой региона в сфере поддержки малого...

Эффективность государственного и муниципального...

Эффективность — это показатель оценки между затратами и полученным результатом. Таким образом, перед органами государственной и муниципальной власти стоит главная задача — повышение эффективности работы государственной власти и институтов государства.

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке...

Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления разработан ряд

В Указе Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов...

Оценка эффективности органов государственной власти...

Модель ССП для оценки эффективности нацпроектов должна быть близка к модели для некоммерческих организаций в силу того, что в обоих случаях конечным результатом деятельности должна стать не коммерческая прибыль, а социальный эффект.

Проблема оценки эффективности деятельности...

Проблема оценки эффективности деятельности государственных служащих в России.

Оценка деятельности госслужащих — это процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в...

Похожие статьи

Оценки эффективности деятельности органов...

Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения.

Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской...

Методы оценки качества государственного управления

Эффективность и качество государственного управления необходимо для экономической конкурентоспособности и социального благополучия страны. При столкновении с растущим давлением на государственный бюджет...

Эффективность государственного и муниципального управления

При всем этом подходы затрудняют разработку измеримых показателей оценки деятельности органов государственного и

Эффективность управления — это степень результативности управления с наименьшими затратами на выполнение этих самых управленческих функций.

Эффективность государственной службы и критерии...

Подходы к оценке эффективности деятельности органов... Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к

Подходы к оценке эффективности деятельности органов...

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной...

«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утвержден перечень показателей для оценки

11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Подходы к оценке эффективности деятельности органов...

Экономический подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием

— 475. Волкова М. А. Оценка эффективности механизма государственного управления экономикой региона в сфере поддержки малого...

Эффективность государственного и муниципального...

Эффективность — это показатель оценки между затратами и полученным результатом. Таким образом, перед органами государственной и муниципальной власти стоит главная задача — повышение эффективности работы государственной власти и институтов государства.

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке...

Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления разработан ряд

В Указе Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов...

Оценка эффективности органов государственной власти...

Модель ССП для оценки эффективности нацпроектов должна быть близка к модели для некоммерческих организаций в силу того, что в обоих случаях конечным результатом деятельности должна стать не коммерческая прибыль, а социальный эффект.

Проблема оценки эффективности деятельности...

Проблема оценки эффективности деятельности государственных служащих в России.

Оценка деятельности госслужащих — это процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в...

Задать вопрос