Уголовная ответственность за государственную измену | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Илларионов, Т. В. Уголовная ответственность за государственную измену / Т. В. Илларионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70962/ (дата обращения: 24.04.2024).



В рамках настоящей статьи рассмотрены особенности уголовной ответственности за государственную измену, проанализирован состав указанного преступления.

Негласное получение различными спецслужбами других государств важной информации и соответственно проведение каких-либо иных мероприятий, нацеленных против безопасности России являются актуальной проблемой, которая требует адекватного и четкого реагирования. На основании этого предлагается совершенствование действующей конструкции статьи 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: безопасность государства, государственная измена, информация ограниченного доступа, иностранная разведка.

Within the limits of present clause features of the criminal liability for high treason are considered, the structure of the specified crime is analysed. Private reception by various special services of other states of the important information and accordingly carrying out of any other actions aimed against safety of Russia are an actual problem which demands adequate and precise reaction. On the basis of it, perfection of an operating design of clause 275 of the Criminal code of the Russian Federation is offered.

Keywords: safety of the state, high treason, the information of the limited access, foreign investigation.

Российская Федерация в силу исполнения ст. 4 Основного закона государства [1], защищает основы конституционного строя различными способами. Одним из наиболее действенных методов охраны и защиты суверенитета государства, территории России, безопасности и обороны выступают меры уголовной ответственности, к числу которых относится и ст. 275 УК РФ [2], закрепляющая ответственность за государственную измену.

Необходимо, прежде всего, отметить, что сам по себе факт совершения рассматриваемого деяния, образующего регламентированный ст. 275 УК РФ состав преступления, считается достаточным основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

«Малозначительной» государственной измены нет и быть не может, как не существует, к примеру, «малозначительного» изнасилования либо же «малозначительных» массовых беспорядков.

Наряду с этим, следует также отметить, что предмет государственной измены имеет определенную специфику, поскольку в этом качестве выступают сведения, которые составляют государственную тайну, а также иные сведения, используемые непосредственно против безопасности нашей страны.

Зачастую предметом рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления выступают сведения, являющиеся информацией ограниченного доступа. К ним, прежде всего, относятся те сведения, которые составляют государственную тайну, а также сведения конфиденциального характера.

Недооценка значимости конфиденциальной информации, как правило, несёт в себе определённую опасность, поскольку доступ к подобным сведениям предоставляет зарубежным странам соответствующие преимущества.

И наконец, согласно смыслу российского уголовного закона, в качестве предмета государственной измены может выступать также и общедоступная информация.

Здесь наибольший интерес, прежде всего, представляют сведения военного, внешнеполитического, а также экономического, общественно-политического и научно-технического характера, которые с формальной точки зрения не относятся к сведениям ограниченного доступа.

Таким образом, информация подобного характера, в результате их целенаправленного сбора из разнообразных источников, а также систематизации и анализа, приобретает весомую ценность и, тем самым, может нанести колоссальный вред в различного рода его проявлениях.

Кроме того, в силу указанных обстоятельств, вышеуказанная общедоступная информация, а особенно в совокупности с какой-либо конфиденциальной информацией, все же может изменить своё исходное качество и в совокупности отразить свойства государственной тайны [4, с. 290].

Отметим, что на практике зачастую встречаются именно собирание и передача информации о местонахождении объектов заинтересованности, а также режиме охраны, порядке их посещения и т. д., кроме того, о местонахождении тайников с целью передачи всех необходимых материалов.

Конструкция объективной стороны рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления относится к так называемым формальным составам, так как не включает в себя наступление каких-либо конкретных общественно опасных последствий.

При этом способы совершения государственной измены весьма разнообразны. Однако последствия не охватываются лишь конструкцией составов рассматриваемого преступления. На практике в случае, если изменническая деятельность не была своевременно пресечена, безопасности государства всегда причиняется определённый ущерб.

Таким образом, согласно п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ при наступлении тяжких последствий они все же учитываются в процессе расследования и в результате назначения уголовного наказания как обстоятельство, которое отягчает наказание.

Для практической реализации мероприятий, нацеленных против безопасности нашего государства, используются граждане различных стран, а в отдельных случаях даже и лица без гражданства. При этом специальный субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, прямо определен в самой норме уголовного закона по признаку гражданства.

Тем самым, наличие у гражданина России гражданства какого-либо иного государства на квалификацию государственной измены не оказывает никакого влияния. Весьма очевидно, что именно изменническая деятельность объективно представляет собой огромную общественную опасность, поскольку измена представляет собой предательство интересов своей Родины.

Полагаем, что под термином «Родина» в социально-политическом контексте следует понимать, прежде всего, систему «общество-государство» [3, с. 153].

Таким образом, субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, по самой сути совершённого им преступного деяния является настоящим предателем, который оказывает определенную помощь иностранному государству в деятельности, нацеленной против безопасности нашего государства.

Следует отметить всю остроту межгосударственных проблем, имеющихся в современном мире, и решаемых не только привычными методами, а всё в большей степени с использованием технологии непрямых действий, которые подрывают государство-соперника изнутри. Это своего рода стратегия, которая имеет под собой цель оказания системного дестабилизирующего воздействия на определенное государство, а также целую группу государств или даже на целый регион.

При этом в рамках стратегии в качестве главного объекта геополитической агрессии выбираются правящие круги «государства-жертвы», целью которой выступает взятие под непрямой контроль высших эшелонов власти данной страны посредствам тайного воздействия с применением агентов влияния.

Рассматривая этот вопрос с позиции уголовного права, следует отметить, что агентами влияния необходимо, прежде всего, считать лиц, которые непосредственно занимают ответственное положение как в обществе, так и в государстве, которые установили преступный сговор с иностранными «адресатами» и соответственно по их заданиям и планам, меняющим в весьма выгодном для них направлении деятельность учреждений, организаций и общественных объединений.

Таким образом, в этом случае, как правило, речь идёт о специальном субъекте уголовного преступления, являющимся не только гражданином нашей страны, но и государственным либо же общественным деятелем. При этом если предательская деятельность указанного лица не была выражена в выдаче государственной тайны, то она соответственно представляет собой определенную форму государственной измены. Из этого следует, что отмеченные особенности рассматриваемого состава преступления требуют их усовершенствования, включая в себя большую унификацию диспозиции и санкций норм об государственной измене [5, с. 394].

Как мы видим, в вопросах установления уголовной ответственности за государственную измену существует целый ряд пробелов, которые следует устранить. Во-первых, представляется целесообразным в части усовершенствования ст. 275 УК РФ изменить, прежде всего, её название на более корректное, а именно «измена государству».

Во-вторых, невзирая на устоявшуюся конструкцию объективной стороны правовой нормы о государственной измене, представляется возможным и даже необходимым более кратко, однако, в то же время более емко сформулировать методы совершения и круг «субъектов-адресатов» рассматриваемого преступления следующим образом.

Прежде всего, ввиду обязанности граждан нашего государства быть верными своей стране следует сохранить их ответственность за оказание помощи иностранным «адресатам» в деятельности, непосредственно нацеленной против безопасности России.

На наш взгляд, нет никакой необходимости в выделении такой формы измены государству как собственно шпионаж, поскольку ее наличие вносит определенную путаницу в квалификацию содеянного как оконченного уголовного преступления и, тем самым, выглядит не вполне логичным в контексте состава, регламентированного ст. 275 УК РФ.

Достаточно серьёзной проблемой отечественного уголовного права считается отсутствие в нём правовых норм военного времени. Так, часть 3 ст. 331 УК РФ лишь гласит, что «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». При этом применительно к государственной измене такое деяние, как собственно переход на сторону противника, все же формально охватывается иным оказанием помощи, поскольку фактически данное уголовное преступление, которое может быть непосредственно совершено исключительно в военное время либо же в боевой обстановке. Тем не менее, его общественная опасность все же носит повышенный характер, и в отдельных случаях переход на сторону противника в условиях современных войн, как правило, может повлечь катастрофические (то есть особо тяжкие) последствия для безопасности России.

Таким образом, современный уголовный закон должен предусматривать самые строгие и четкие меры уголовной ответственности, вплоть до применения смертной казни, за особо тяжкие преступления, которые совершены в военное время или в условиях боевой обстановке. Однако это потребует изменения ч. 2 ст. 20 Конституции России и ч. 1 ст. 59 УК РФ в части установления возможности назначения смертной казни за указанные преступления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции от 21.07.2014 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря;
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации — 1996. — № 25 — Ст. 2954;
  3. Демчук С. Д. О совершенствовании норм закона об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж // Военное право. 2019. № 5 (57). С. 153–164;
  4. Лавицкая М. И., Абашина Л. А. Зашита безопасности российского государства уголовно-правовыми средствами (на примере ст. 275 УК РФ «Государственная измена») // Правовая безопасность личности, государства и общества. 2019. С. 290–300;
  5. Рарог А. И. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. 2020. 624 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, УК РФ, уголовная ответственность, военное время, безопасность России, боевая обстановка, государство, государственная тайна, изменническая деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Институт ответственности за государственную измену...

В соответствии с УК ФРГ государственная измена — это

В Особенной части Кодекса ФРГ содержится ответственность за измену государству и угрозу внешней безопасности. Такие преступления подразделяются на деяния, которые связаны с изменнической выдачей и...

Уголовная ответственность должностных лиц и граждан за...

Законом РФ «О государственной тайне» (ст. 26) установлены основные меры ответственности должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне: уголовная, административная...

Правовые основы института государственной тайны в России...

государственная тайна, УК РФ, Российская Федерация, тайна, должностное лицо, носитель сведений, государственная измена

Государственная тайна (государственная секретность) традиционно рассматривается в качестве одного из инструментов обеспечения безопасности.

Освобождение от уголовной ответственности за преступления...

Освобождение от уголовной ответственности — это оставление уголовной ответственности без ее реализации, т. е

Освобождение от уголовной ответственности регламентирует глава 11 Общей части УК РФ. В данной главе предусмотрены, в частности...

Преступления против безопасности государства по УК Швейцарии

Раздел о государственных преступлениях открывает наиболее тяжкое из них — государственная измена, т. е. посягательство на безопасность государства и внутренний государственный строй. Из приведенного в статье списка можно сделать несколько выводов...

К вопросу о государственной тайне | Статья в сборнике...

III. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации акцентирует внимание на важности международного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Государства ‒ члены ОДКБ, в соответствии с её Уставом...

Место преступлений против военной службы в уголовном...

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации (далее — УК РФ) определяются как предусмотренные главой 33 УК РФ преступления

Преступления против военной службы занимают особое место в УК РФ, то есть общем уголовном законе.

экстремистская деятельность, УК РФ, экстремистское...

Так, законодатель в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти» включил четыре главы: «Преступления против основ конституционного

В настоящее время в главу 29 УК РФ включено: девять особо тяжких преступлений; тринадцать тяжких преступлений; восемь...

Административно-правовой режим государственной тайны...

Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная тайна, составляющая государственная тайна, Российская...

История развития советского уголовного законодательства об...

Изложены и проанализированы основные положения советского уголовного законодательства об ответственности за терроризм по УК

В главе 1 «О государственных преступлениях» в ст. 64 УК РСФСР устанавливалась уголовная ответственность за организацию терактов в...

Похожие статьи

Институт ответственности за государственную измену...

В соответствии с УК ФРГ государственная измена — это

В Особенной части Кодекса ФРГ содержится ответственность за измену государству и угрозу внешней безопасности. Такие преступления подразделяются на деяния, которые связаны с изменнической выдачей и...

Уголовная ответственность должностных лиц и граждан за...

Законом РФ «О государственной тайне» (ст. 26) установлены основные меры ответственности должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне: уголовная, административная...

Правовые основы института государственной тайны в России...

государственная тайна, УК РФ, Российская Федерация, тайна, должностное лицо, носитель сведений, государственная измена

Государственная тайна (государственная секретность) традиционно рассматривается в качестве одного из инструментов обеспечения безопасности.

Освобождение от уголовной ответственности за преступления...

Освобождение от уголовной ответственности — это оставление уголовной ответственности без ее реализации, т. е

Освобождение от уголовной ответственности регламентирует глава 11 Общей части УК РФ. В данной главе предусмотрены, в частности...

Преступления против безопасности государства по УК Швейцарии

Раздел о государственных преступлениях открывает наиболее тяжкое из них — государственная измена, т. е. посягательство на безопасность государства и внутренний государственный строй. Из приведенного в статье списка можно сделать несколько выводов...

К вопросу о государственной тайне | Статья в сборнике...

III. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации акцентирует внимание на важности международного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Государства ‒ члены ОДКБ, в соответствии с её Уставом...

Место преступлений против военной службы в уголовном...

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации (далее — УК РФ) определяются как предусмотренные главой 33 УК РФ преступления

Преступления против военной службы занимают особое место в УК РФ, то есть общем уголовном законе.

экстремистская деятельность, УК РФ, экстремистское...

Так, законодатель в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти» включил четыре главы: «Преступления против основ конституционного

В настоящее время в главу 29 УК РФ включено: девять особо тяжких преступлений; тринадцать тяжких преступлений; восемь...

Административно-правовой режим государственной тайны...

Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная тайна, составляющая государственная тайна, Российская...

История развития советского уголовного законодательства об...

Изложены и проанализированы основные положения советского уголовного законодательства об ответственности за терроризм по УК

В главе 1 «О государственных преступлениях» в ст. 64 УК РСФСР устанавливалась уголовная ответственность за организацию терактов в...

Задать вопрос