Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Норбоева, Ф. Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку / Ф. Р. Норбоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 623-625. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70952/ (дата обращения: 03.07.2020).



В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостаточно быть компетентным в своей области знаний, необходимо в образовательном процессе использовать методические инновации, которые на сегодняшний день связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы, проблемное обучение, дискуссия, тренинг, мозговой штурм.

На современном этапе развития общества знание английского языка становится очень важным. Нет необходимости убеждать кого-либо в необходимости изучать иностранный язык, сама жизнь свидетельствует об этом. На английском языке ведутся телепередачи, издается научная литература, звучат современные песни и демонстрируются иностранные фильмы, кроме того, на английском языке написаны инструкции к различным бытовым приборам и т. д. В большинстве случаев, если и бывает перевод, то он не всегда корректен и поэтому изучение английского языка является очень актуальным. Но чтобы сделать процесс освоения языка более эффективным, необходимо использовать интерактивные методы обучения.

Внедрение интерактивных форм обучения является одним из важнейших направлений улучшения подготовки студентов в современных вузах. Для преподавателя нового времени недостаточно быть компетентным в своей области знаний, необходимо в образовательном процессе использовать методические инновации, которые на сегодняшний день связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей [2, с. 102].

Цель интерактивного обучения — повышение эффективности учебного процесса, в котором все обучающиеся достигают высоких результатов в обучении.

Рассмотрим данную проблему на примере обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку, в частности, английскому.

Интерактивное обучение предполагает погружение студентов в реальную среду делового сотрудничества для решения проблем с целью развития необходимых качеств будущего специалиста. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы и моделируют ситуацию.

Использование интерактивных форм обучения при работе со студентами неязыковых вузов имеет ряд преимуществ, а именно:

– вовлечение студентов в процесс обучения уже не как слушателей, а как активных участников;

– повышение мотивации данной категории обучаемых к изучению предмета;

– освоение современных технических средств обучения;

– формирование и развитие навыков самостоятельной работы по поиску информации и продуктивному использованию полученных знаний на практике.

Следует отметить, что образовательный процесс со студентами неязыковых вузов, основанный на использовании интерактивных технологий, имеет своей целью вовлечь всех обучающихся в учебный процесс независимо от их уровня подготовки по языку. Совместная деятельность означает, что все участники обмениваются информацией и идеями. На таком занятии создается атмосфера свободного общения, которая характеризуется сотрудничеством между участниками образовательного процесса, равенством аргументов, накоплением общих знаний, справедливой оценкой и взаимоконтролем.

Рассмотрим ряд интерактивных методов обучения, внедрение которых поможет достичь этой цели — повышения эффективности образовательного процесса и достижения результатов у всех обучающихся.

1. Обсуждение вгруппах

Обсуждение в группах проводится, как правило, на конкретную тему и нацелено на нахождение правильного решения и достижение лучшего взаимопонимания. Групповые дискуссии способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения студентам неязыковых вузов дается задание на определенное время, в течение которого они должны подготовить обоснованный, подробный ответ. Преподаватель может установить конкретные правила проведения групповых дискуссий:

– внедрение алгоритма выявления единого мнения;

– назначение лидера для осуществления руководства групповым обсуждением.

На втором этапе подобные дискуссии с преподавателем приводят к групповым решениям. Разновидностью группового обсуждения является «Круглый стол», целью которого является обмен информацией о проблемах и собственном понимании данного вопроса с целью ознакомления с опытом и достижениями в этой области.

2. Тренинг

Тренинг — это форма интерактивного обучения, целью которой является развитие навыков межличностного общения и профессионального поведения в общении. Преимущество тренинга в том, что все участники активно вовлечены в процесс обучения.

Требования к обучению:

– оптимальное количество участников — 15–20 человек, по количеству участников в аудитории, что способствует активному сотрудничеству его членов;

– ознакомление участников с целями этого занятия еще в начале тренинга;

– проведение на первом занятии тренинга-упражнения «знакомство» и принятие «соглашения», то есть правил работы группы;

– создание дружеской атмосферы доверия и поддерживание ее на протяжении всего обучения;

– включение всех участников в активную работу во время тренинга;

– уважение чувств и мнения каждого участника;

– техническое обеспечение учебного процесса;

– эффективное сочетание теории и интерактивных упражнений;

– обязательное подведение итогов обучения после завершения тренинга.

Преподаватель, проводящий тренинг, должен обладать психолого-педагогическими знаниями и уметь умело использовать их в процессе обучения, знать методы получения информации, собирать и представлять ее участникам, влиять на их поведение и их отношения.

3. Дискуссия.

В процессе дискуссии участники должны обсуждать проблемы публично или свободно обмениваться знаниями, мнениями, идеями по спорным вопросам. Ее существенной особенностью является сочетание диалога-обсуждения и спора-столкновения разных точек зрения и позиций.

Дискуссия — это личностно-ориентированное обучение. Оно характеризуется активным взаимодействием студентов друг с другом и интенсивным, личностно-направленным обучением со стороны преподавателя. Достоинство дискуссии в том, что она показывает, насколько хорошо группа разбирается в данной проблеме.

Любое обсуждение, как правило, проходит в три этапа:

  1. Постановка проблемы;
  2. Решение этой проблемы;
  3. Подведение итогов.

Первый этап — это адаптация участников друг к другу, посредством чего можно сформулировать проблему, цели встречи, регламент и правила дебатов. Второй этап предполагает выступление участников, их ответы на вопросы, сбор как можно большего количества идей, предложений, подавление преподавателем личных амбиций участников дискуссии и отклонений от обсуждения тем. И третий этап — это анализ результатов обсуждения, согласование мнений и взглядов, совместная формулировка решений и их принятие. Во время обсуждения студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять друг другу [1, с. 10].

Тип обсуждения, выбранный преподавателем, в зависимости от поставленной им задачи, может быть сочетанием различных типов дискуссий (классическая дискуссия, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, обсуждение проблемы, ролевая игра, «круглый стол»).

Достоинство дискуссии состоит в том, что обсуждение в течение короткого периода времени дает возможность преподавателю моделировать реальные проблемы, развивать у студентов способность слушать и делиться с другими участниками своими мыслями, взаимодействовать и анализировать реальную ситуацию, отделять важное от неважного.

Таким образом, дискуссия дает возможность понять и оценить многообразие существующих взглядов на какую-либо проблему, провести всесторонний анализ каждого из них, заслушав индивидуальное мнение каждого участника дискуссии по данной теме. Такая форма работы со студентами неязыковых вузов является очень важной и продуктивной, так как в ходе дискуссии они приобретают коммуникативные навыки, необходимые им для дальнейшего профессионального становления.

4. Метод «мозгового штурма».

Это достаточно популярный метод решения проблем путем стимулирования творческой активности. Согласно данной методике преподаватель предлагает группе студентов дать как можно больше ответов на вопрос.

«Мозговой штурм» происходит в три этапа [1, с. 16].

На первом этапе перед группой ставится проблема. Участники друг за другом делают предположения в точной и лаконичной форме, учитель записывает их идеи на доске или плакате без каких-либо комментариев.

На втором этапе проходит обсуждение этих идей и обмен точками зрения. На данном этапе группе нужно найти способ использовать или улучшить свои идеи.

На третьем этапе группа представляет презентацию результатов работы.

Для «Мозгового штурма» можно разделить участников на несколько групп:

– генераторы идей, которые формулируют различные предложения для решения проблемы;

– критики, которые пытаются найти негатив в предложенных идеях;

– аналитики, связывающие выработанные предложения с реальными условиями, с учетом критических комментариев и т. д.

Таким образом, рассмотренные методы направлены на повышение эффективности освоения материала, изучаемого студентами, и стимулирование их к изучению и освоению новых знаний. Эти методы можно использовать не только со студентами неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку (английскому), но также для изучения других предметов в любом учебном заведении с различным уровнем образования.

Литература:

  1. Сафонова Л. Ю. Применение интерактивных форм обучения. Методические указания. Великие Луки, 2015. 39 с.
  2. Шайдарова О. Г. Использование интерактивных методов и приемов при обучении групповому общению на английском языке // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 33. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. С. 101–107.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, интерактивный метод обучения, участник, этап, интерактивное обучение, английский язык, групповое обсуждение, иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения.


Похожие статьи

Применение интерактивных методов в процессе обучения...

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся

Использование интерактивных методов на практических занятиях по иностранному языку облегчает процесс обучения не только преподавателям, но и студентам.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, ролевая игра, студент, интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, активный метод обучения, занятие.

Использование интерактивных методов и приемов на...

Интерактивные методыметоды, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучениеобучение, построенное на

Использование интерактивных методов обучения иностранному языку позволяет стать ученику активным участником...

Применение интерактивных методов обучения на уроках...

Обучение, погруженное, в процесс общения и интерактивное обучение составляют

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения на уроках английского языка

иностранный язык, интерактивное обучение, Малая группа, учебный процесс, учащийся...

Использование интерактивного подхода к обучению говорению...

Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение говорению. На сегодняшний день применяются разные подходы к обучению говорению. Важно отметить, что преимуществом обладают те средства и методы...

В процессе интерактивного обучения иностранному языку...

В результате интерактивного обучения в процесс познания оказываются вовлечёнными практически все учащиеся, происходит рефлексия по поводу знаний и умений учащихся, каждый вносит особый индивидуальный вклад в общую деятельность, происходит обмен способами...

студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс...

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение

Особая роль в процессе обучения иностранному языку (в частности английскому) отводится проектной деятельности.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка.

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный...

При интерактивном методе обучения, учащиеся непосредственно взаимодействуют с учебной средой, которая, в свою очередь служит источником усвояемого им опыта.

обучение иностранному языку, метод проектов, учебный процесс, учебный проект, творческая.

Использование форм интерактива в процессе обучения...

интерактивное обучение, английский язык, учебный процесс, метод наказания, британская школа, коллегиальное решение, образовательный процесс, школьная форма, активная позиция ученика, вариативность форм.

Похожие статьи

Применение интерактивных методов в процессе обучения...

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся

Использование интерактивных методов на практических занятиях по иностранному языку облегчает процесс обучения не только преподавателям, но и студентам.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, ролевая игра, студент, интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, активный метод обучения, занятие.

Использование интерактивных методов и приемов на...

Интерактивные методыметоды, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучениеобучение, построенное на

Использование интерактивных методов обучения иностранному языку позволяет стать ученику активным участником...

Применение интерактивных методов обучения на уроках...

Обучение, погруженное, в процесс общения и интерактивное обучение составляют

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения на уроках английского языка

иностранный язык, интерактивное обучение, Малая группа, учебный процесс, учащийся...

Использование интерактивного подхода к обучению говорению...

Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение говорению. На сегодняшний день применяются разные подходы к обучению говорению. Важно отметить, что преимуществом обладают те средства и методы...

В процессе интерактивного обучения иностранному языку...

В результате интерактивного обучения в процесс познания оказываются вовлечёнными практически все учащиеся, происходит рефлексия по поводу знаний и умений учащихся, каждый вносит особый индивидуальный вклад в общую деятельность, происходит обмен способами...

студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс...

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение

Особая роль в процессе обучения иностранному языку (в частности английскому) отводится проектной деятельности.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка.

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный...

При интерактивном методе обучения, учащиеся непосредственно взаимодействуют с учебной средой, которая, в свою очередь служит источником усвояемого им опыта.

обучение иностранному языку, метод проектов, учебный процесс, учебный проект, творческая.

Использование форм интерактива в процессе обучения...

интерактивное обучение, английский язык, учебный процесс, метод наказания, британская школа, коллегиальное решение, образовательный процесс, школьная форма, активная позиция ученика, вариативность форм.

Задать вопрос