Сравнительная характеристика норм федерального законодательства об уровне квалификации, дополнительном профессиональном образовании и профессиональном развитии государственных и муниципальных служащих в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Аникина, А. Е. Сравнительная характеристика норм федерального законодательства об уровне квалификации, дополнительном профессиональном образовании и профессиональном развитии государственных и муниципальных служащих в РФ / А. Е. Аникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70939/ (дата обращения: 20.04.2024).



На федеральном уровне вопросы уровня квалификации, возможности дополнительного профессионального образования и профессионального развития отражены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» для государственных служащих» [1] и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2] для муниципальных служащих соответственно. Федеративное устройство нашей страны, разделение ветви государственной власти на федеральный уровень, уровень субъектов и муниципальный уровень обуславливает не только разделение полномочий между ними, но и влечет ряд смежных, параллельно идущих процессов, зачастую «скопированных» с уровня федерального на муниципальный, не смотря, на данную законодателем свободу в некоторых отношениях.

Такие разночтения приводят к непониманию и размытому представлению о статусе государственного и муниципального служащего — как представителя публичной власти.

На данный момент статья 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] определяет 6 пунктов взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, три из которых обеспечивают единство подхода, в том числе и единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы (п.1 ст.7), один пункт обеспечивает контроль и два пункта определяют соотносительность понятий в рамках пенсионного обеспечения и оплаты труда.

Аналогичная взаимосвязь обеспечена и в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2]. Соответственно по предмету основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы вопросов и разночтений быть не может, они едины.

Если мы рассмотрим статьи, касающиеся основных прав муниципальных и государственных гражданских служащих, то в каждом из федеральных законов имеется особое право, касающиеся повышения квалификации, получения дополнительного образования. Но формулировки данных пунктов совершенно различны, и говорят о совершенно разных подходах к вопросу повышения квалификации и профессионального развития муниципального и государственного служащего.

Федеральный закон, регулирующий деятельность государственных гражданских служащих [1] в п.11 статьи 14 говорит о праве служащего на профессиональное развитие в порядке, установленном законодательством. Права же муниципального служащего в части профессионального развития ограничены строгой формулировкой п. 7 статьи 11 соответствующего федерального закона [2]: «получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;».

Разница в объеме данных понятий, как в лингвистическом, так и в правовом смысле огромна. 79-ФЗ [1] закладывает стратегические аспекты личности государственного гражданского служащего, как профессионала, стремящегося и обеспеченного постоянным развитием, путем применения различных технологий и форматов. В современном мире меняющихся технологий, быстрого устаревания информации и навыков как никогда важно обеспечить служащих быстрыми и адекватными возможностями для профессионального роста, не только путем получения дополнительного профессионального образования, о чем говорится в 25-ФЗ [2], но и при прохождении стратегических сессий, тренингов, форсайт-сессии, семинаров.

Вместе с тем обязанность государственного гражданского служащего отраженная в пункте 6 статьи 15 79-ФЗ [1] устанавливающий обязанность государственного гражданского служащего поддерживать уровень квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей идентичен с пунктом 5 статьи 12 25-ФЗ [2] для муниципальных служащих.

Позитивным для государственного гражданского служащего как профессионала в своей деятельности стало введение в 2017 году статьи 62 в федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] раскрывающей и регулирующей понятие профессионального развития. Данная статья в первом своем пункте говорит о том, что профессиональное развитие обеспечивается не только получением дополнительного профессионального образования, но и посредством иных мероприятий по профессиональному развитию. Это еще раз доказывает, что категория муниципальных служащих ограничена лишь получением дополнительного профессионального образования при одинаковых объемах обязанностей поддерживать уровень своей квалификации.

Конечно, 25-ФЗ [2] в статье 28.1 обеспечивает возможность подготовки кадров для муниципальной службы на договорной основе, но это никак не обеспечивает муниципальных служащих своевременным, отвечающим современным требованиям, позволяющим повысить свою компетенцию и приобрести новые современные навыки, образовательными программами различного формата.

Надежда о расширении спектра возможного профессионального развития муниципальных служащих появляется при столкновении со статьей 35 соответствующего федерального закона [2], содержащей понятия о программе развития муниципальной службы. Но формулировки данной статьи крайне нечетки, а так называемый эксперимент, который в праве проводить органы местного самоуправления в целях повышения эффективности их деятельности является контрадикторным понятием и дает туманное представление о сущности данных экспериментов.

Реунова Т. С. в декабре 2019 года своей статье «Критерии единства государственной и муниципальной службы в Российской Федерации» [3] делает вывод о том, что «объединение муниципальной и государственной службы не представляется возможным», а также «единство государственной и муниципальной службы в Российской Федерации подчеркивается на уровне федерального законодательства, однако их существенное разграничение установлено на конституционном уровне, что позволяет отметить их обособленные статусы в государственно-публичных правоотношениях».. Однако в марте 2020 в связи с возможным принятием поправок в Конституцию Российской Федерации положение муниципального служащего может кардинально измениться.

В законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации принятого 11.03.2020 [4] имеются поправки, касающиеся системы публичной власти в Российской Федерации, полномочий Российской Федерации в том числе и в части муниципальной службы. Так, если в версии Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 статья 71 касающаяся предметов ведения Российской Федерации заканчивалась пунктом «т» следующего содержания: «федеральная государственная служба»., то в новой версии Конституции [4] пункт «т» предлагается изложить в следующей редакции: «федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. А также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Таким образом, принятие поправок к Конституции Российской Федерации повлечет за собой внесение изменений в соответствующие федеральные законы. Впервые в законе Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 11.03.2020 [4] понятие «муниципальный служащий» отражено наравне и рядом с понятием «государственный гражданский служащий». Упоминание о введение понятия публичной власти дает надежду, что в будущем, на основании вносимых поправок более четко будет сформулирован статус муниципального служащего, так как на данный момент его статус ограничен не только источником финансирования (местным бюджетом) но и формулировками, касающимися профессионального развития, хотя по сути и муниципальные и государственные служащие исполняют функции органов власти и лишь находятся на разных уровнях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215;
  2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152;
  3. Реунова, Т. С. Критерии единства государственной и муниципальной службы в Российской Федерации / Т. С. Реунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 124–126. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64960/ (дата обращения: 28.05.2020).
  4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 11.03.2020 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Основные термины (генерируются автоматически): российская Федерация, муниципальная служба, профессиональное развитие, служащий, дополнительное профессиональное образование, государственная гражданская служба, публичная власть, государственная служба, местный бюджет, федеральный уровень.


Похожие статьи

Управление профессиональным развитием муниципальных...

служащий, профессиональное развитие, муниципальная служба, муниципальное управление, дополнительное профессиональное образование, внутриорганизационное обучение, местное самоуправление, повышение...

Инструменты профессионального развития государственных...

а) глава государственного органа, лицо, занимающее государственную службу Российской Федерации или государственную службу

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития...

Критерии единства государственной и муниципальной службы...

Ключевые слова: государственная служба, гражданская служба, муниципальная служба

Принципы муниципальной службы, в соответствии с первым подходом, трактуются с учетом

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная.

Соотношение правового статуса государственных...

Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус, муниципальная служба, служащий, Российская Федерация, местное самоуправление...

Кадровый состав муниципальных служащих как ресурс...

Большинство муниципальных образований Российской Федерации остро нуждаются в квалифицированных муниципальных служащих, которые не только знают потребности местного населения, но и могут донести их до вышестоящего уровня власти.

государственная гражданская служба, Российская Федерация...

кадровый резерв, Российская Федерация, государственная гражданская служба, гражданская служба, вакантная должность, государственная служба, государственный орган, Саратовская область... Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм)...

Базовые требования к профессиональной компетентности...

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ: принят Гос.

Государственная гражданская служба — это профессиональная деятельность. Для гражданского служащего его служебная...

Современные проблемы профессионального развития...

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих, принцип непрерывного образования, системный подход, дополнительное профессиональное...

Управленческие технологии профессионального развития...

Эффективность государственного управления в XXI веке определяется профессионализмом государственных гражданских служащих. «...Новая эпоха управления персоналом — это усиливающие требования к признанию экономической целесообразности капиталовложений в...

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

Государственная власть, нормируя целое общество, представляет определенное сообщество — государственную службу, которая оказывает влияние на все российское общество. В государственной службе отражаются особенности этого российского общества.

Похожие статьи

Управление профессиональным развитием муниципальных...

служащий, профессиональное развитие, муниципальная служба, муниципальное управление, дополнительное профессиональное образование, внутриорганизационное обучение, местное самоуправление, повышение...

Инструменты профессионального развития государственных...

а) глава государственного органа, лицо, занимающее государственную службу Российской Федерации или государственную службу

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития...

Критерии единства государственной и муниципальной службы...

Ключевые слова: государственная служба, гражданская служба, муниципальная служба

Принципы муниципальной службы, в соответствии с первым подходом, трактуются с учетом

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная.

Соотношение правового статуса государственных...

Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус, муниципальная служба, служащий, Российская Федерация, местное самоуправление...

Кадровый состав муниципальных служащих как ресурс...

Большинство муниципальных образований Российской Федерации остро нуждаются в квалифицированных муниципальных служащих, которые не только знают потребности местного населения, но и могут донести их до вышестоящего уровня власти.

государственная гражданская служба, Российская Федерация...

кадровый резерв, Российская Федерация, государственная гражданская служба, гражданская служба, вакантная должность, государственная служба, государственный орган, Саратовская область... Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм)...

Базовые требования к профессиональной компетентности...

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ: принят Гос.

Государственная гражданская служба — это профессиональная деятельность. Для гражданского служащего его служебная...

Современные проблемы профессионального развития...

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих, принцип непрерывного образования, системный подход, дополнительное профессиональное...

Управленческие технологии профессионального развития...

Эффективность государственного управления в XXI веке определяется профессионализмом государственных гражданских служащих. «...Новая эпоха управления персоналом — это усиливающие требования к признанию экономической целесообразности капиталовложений в...

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

Государственная власть, нормируя целое общество, представляет определенное сообщество — государственную службу, которая оказывает влияние на все российское общество. В государственной службе отражаются особенности этого российского общества.

Задать вопрос