В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Ключевые слова: воспитание, дошкольное образование, современная концепция дошкольного воспитания, системе ценностей, воспитательно-образовательная работа.
Keywords: education, pre-school education, modern concept of pre-school education, the system of values, educational and educational work.
Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированы на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания, должна базироваться одновременно на двух принципах:
- Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса).
- Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).
Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования — переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию — социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.
Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.
Актуальна задача включения родителей в процесс дошкольного образования ребенка. Авторами концепции разработаны направления решения этой задачи:
1) участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровнях;
2) пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами образовательных учреждений, занимающихся дошкольным образованием;
3) помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим дошкольного образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов.
Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.
Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет: -формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; — умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; — владением информационными технологиями; — умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; — умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.
Литература:
- Арапова-Пискарева Н. А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. — № 5. — 2005. — С. 64–73.
- Денякина Л. М. Современное понимание реализации преемстве-нности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. — М.: АПКиППРО,2005. — С. 5–13.
- Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (Проект) //Начальная школа плюс До и После. — № 8. — 2006. — С. 4–12.
- Маханева М. Д. Обновление содержания дошкольного образования //Управление ДОУ. — № 4. — 2005. — С. 8–9.
- Миронова О. П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка // Управление ДОУ. — № 2. — 2003. — С. 8–13.
- Ренгелова Е. М. Преемственность в воспитательном процессе. //Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. — М.: АПКиППРО,2005. — С. 18–2045.