Данная статья раскрывает основные положения работы Ч. Беккариа, связанные с факторами, обуславливающими существование преступности. Автором проводится анализ выдвинутых ученым причин и их актуальность в условиях современного общества.
Ключевые слова: Чезаре Беккариа, уголовно-правовая наука, преступность.
Идеи о том, что такое преступность, ее причины и обязательность ее наказуемости волновали умы многих мыслителей, философов и ученых, рассматривающих данные категории не только через призму уголовно-правового видения. Эти теории обсуждались, становились причинами острых дискуссий среди юристов, философов и социологов в течение многих веков.
В настоящее время существуют уже четко сформировавшиеся просветительно-гуманистическая теория, классическая школа уголовного права и антрополого-социологическая теория. В соответствии с ними различают три направления криминологической мысли, а именно: классическая школа (Ч. Беккариа, И. Бентамом), антропологическая школа (Ч. Ломброзо) и социологическая школа (Э. Ферри, Д. Э. Дюркгеймом и Э.Сатерлендом). Однако в современной юридической науке сохраняется особый интерес именно к исследованию мер борьбы с преступностью сформулированных представителями классической школы.
Одним из наиболее интересных и актуальных в уголовно-правовой науке является вопрос о том, как избежать совершения преступления и возможно ли это. Фундаментальным для осмысления данного вопроса остается труд представителя просветительно-гуманистического направления, Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» [1].
Преступную активность человека Беккариа объясняет главными движущими началами, направляющими людей к любым как вредным, так и полезным и даже самым возвышенным действиям. Достаточно убедительно в качестве этих начал он называет наслаждение и страдание. В классическом труде Беккариа имеется не только диалектическое осмысление воспроизводства преступлений под воздействием общественных противоречий, но и психологическая трактовка механизма индивидуального преступного поведения.
Основным критерием для разграничения преступлений, считал Беккариа, является вред, который они причиняют обществу. Поэтому классифицируя все преступления по категориям, он представил их в виде лестницы, а основой деления являлась общественная опасность каждого из них.
Самое простое разграничение преступлений было на преступления против личности и против имущества. Так на высшей ступени расположились преступления, которые были наиболее опасны — они посягали на само общество («оскорбление величества»). Затем следуют преступления против личности. Поскольку гарантия безопасности частных лиц является первоочередной задачей любого государства, то нарушение неотъемлемого права каждого гражданина на безопасность не может не повлечь за собой одного из самых суровых наказаний, установленных законом, и поэтому посягательство на жизнь и свободу граждан является одним из тягчайших преступлений. В этом же ряду стоят убийства и кражи, совершаемые не только простолюдинами, но и лицами высших сословий, а также самими властями, поскольку их влияние обладает значительно большей силой воздействия и охватывает более широкий круг людей. Низшей ступенью были любые незначительные нарушения прав. Действия, которые не были включены в данную классификацию не являлись преступлениями и не влекли за собой назначение наказания.
Прежде всего, мыслитель говорит о причинах преступности: это и столкновение частных интересов, и неустройство государства, которое связано с расширением его границ и потере национального чувства. Все это образуют побуждения к совершению преступлений, которые увеличиваются в прогрессии выгоды, возможной к извлечению для себя из общественного неустройства. Существующая закономерность, упомянутая Ч. Беккария, о прямой пропорциональной зависимости вероятности совершения преступлений от числа побудительных мотивов, осложняет понимание термина «предупреждения» преступления. Так, обозначение все возможных запретов на какие-либо действия приведет к росту совершения таких действий. Поэтому, если и предупреждать преступление, то лишь с помощью ясных и простых законов, которые обеспечивают покровительство всем людям, не зависимо от сословия [5, стр. 62].
В качестве другого средства он предлагает заинтересовать коллегию исполнительной власти в непосредственном контроле за законами, чем в их каком-либо искажении. Чем многочисленнее будет коллегия, тем меньше опасность узурпации ее членами законов, поскольку сложнее осуществить подкуп лиц, наблюдающих друг за другом [5, стр. 63]. И самым трудным средством для предупреждения преступлений Ч. Беккариа, считает воспитание. Усовершенствование воспитания слишком широкая область, которая непосредственно зависит от правления.
Размышляя об этом, Ч. Беккариа признает свое бессилие и считает, что лишь одному мудрецу удалось выявить принципы воспитания — Ж. Ж. Руссо (1712–1778) в его произведение «Эмиль или о воспитании» [2]. Но воспитание, по мнению итальянца, должно состоять не сколько в изучении множества предметов, сколько в их самостоятельном выборе и их разъяснении. Детей следует обучать, знакомя их не с копиями, а с подлинными явлениями из области морали и естественных наук, с которыми случайно или в целях познания сталкиваются вступающие в жизнь юные души. Их следует вести к добродетели по легкой дороге чувств и отвращать от порока, показывая, почему его роковые последствия наступают с неизбежной необходимостью. Сомнительный метод приказаний не приемлем для воспитания. Этим достигается лишь притворное и кратковременное послушание [1].
Работа Ч. Беккариа стала фундаментальной для развития юридической мысли по вопросу предотвращения преступлений, и положила начало развитию научных течений в уголовно-правовой науке, а также для выбора подходов к систематизации уголовного законодательства разных стран. Основными средствами борьбы с преступностью признавал повышение качества уголовных законов, а также воспитание человека в семье и обществе.
Литература:
- Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.
- Руссо Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2 — Москва: Педагогика, 1981.
- Фролова Е. А. История политических и правовых учений: учебник / под ред. М. Н. Марченко. — НОРМА:ИНФРА Москва, 2012. — 655 с.
- История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. — Москва: Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1999. — 736 с.
- Абаев С. А. Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 61–64.