Структура и деятельность партийных органов в неоккупированных районах Ленинградской области в 1941–1944 годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Воробьев, Д. А. Структура и деятельность партийных органов в неоккупированных районах Ленинградской области в 1941–1944 годах / Д. А. Воробьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 190-194. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70878/ (дата обращения: 10.07.2020).



В статье рассматривается структура органов неоккупированных районов Ленинградской области, их особенности работы в военных условиях, а также влияние комиссии по руководству восточными районами Ленинградской области на работу районных органов.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ленинградская область, комиссия обкома, Тихвин, восточные районы, районный комитет.

Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны была довольно стратегически важным районом как для Германии и Финляндии, так и для Советского Союза, поскольку её центром был Ленинград — значимый город в Советском Союзе. Это город, где родилась социалистическая страна, это основная база военно — морского флота, это важный промышленный и культурный центр в СССР. Важной целью в годы войны было защитить этот город от оккупантов, а ареной боевых действий для этого была Ленинградская область. Она была оккупирована немецкими и финскими войсками и находилась в таком состоянии 3 года, однако они не смогли её полностью оккупировать. Неоккупированные районы региона сыграли весьма важную роль в обороне Ленинграда и снятии её блокады. Весьма весомый вклад в это дело вложило много людей, в том числе и партийные работники этих районов.

Изучать эту тему начали не так давно — с 80-ых годов XX века. В этом десятилетии появилось 2 труда, в которых немного пишется о деятельности органов администрации в неоккупированных районах области — это «В годы суровых испытаний: Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне» (1985) [10] и «Очерки истории Ленинградской организации КПСС» (том 2) (1980) [7]. В этих трудах пишется о деятельности комиссии по руководству восточными районами области, а также о работе районных органов в них, однако написано о них немного. Дальнейшее изучение темы продолжилось только в начале XXI века. Из современных трудов стоит отметить совместную монографию Скворцова В. Н., Абрамова Е. П. и Бочкова Е. А. «Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (к 70-летию освобождения Ленинградской области от фашистской оккупации)» (2014) [13], в которой есть отдельная глава, посвященная ситуации в свободных от оккупации районах и деятельности райкомов в них, а также статья Кутузова В. А. «А. А. Жданов и Комиссия Обкома ВКП (б) по руководству северо-восточными районами Ленинградской области» (2012) [11], которая посвящена взаимодействию 1-го секретаря горкома и обкома с главным органом по руководству неоккупированными районами. Таких трудов совсем немного по этой теме. К тому же эти труды не полностью раскрывают структуру и деятельность партийных органов во время войны, поэтому эта тема актуальна.

Оккупация Ленинградской области началась 5 июля 1941 года, когда немецкие войска взяли под контроль г. Остров в Псковской области. С того момента они стали активно продвигаться на восток к Ленинграду и к октябрю они уже оккупировали значительную часть территории Ленинградской области, отрезав важные коммуникации для Ленинграда. В середине июля в бой вступили финские войска и к началу сентября они на 2 года и 10 месяцев вернули себе территорию на Карельском перешейке, которую они потеряли после советско-финляндской войны 1939–1940 годов, а в октябре граница фронта прошла по реке Свирь на северо-востоке области. Ленинград и несколько районов области оказались в блокаде. Таким образом, к ноябрю 1941 года свободными от оккупации оставались только 9 районов — Боровичский, Ефимовский, Капшинский, Любытинский, Мошенский, Окуловский, Опеченский, Пестовский и Хвойнинский [11, c.97]. К февралю 1942 года их стало 15 благодаря контрнаступлению советских войск под Тихвином, которое состоялось зимой 1941–1942 годов. Были освобождены Волховский, Дрегельский, Киришский, Маловишерский, Полавский, Тихвинский районы [11, c.97]. Именно эти районы сыграли важную роль в борьбе с захватчиками за освобождение региона.

Структура управления Ленинградской областью до войны была следующая. Одним из главных органов по управлению всеми районами в Ленинградской области наряду с Леноблисполкомом и Леноблсоветом был Ленобком ВКП (б), во главе которого находился А. А. Жданов, 1-ый секретарь Ленобкома и Ленгоркома [10, c.78]. Жданов имел опыт управления большой территорией, когда был 1-ым секретарем Нижегородского (Горьковского) крайкома партии в 1929–1934 годах и о его работе в этом регионе хорошо отзывались его подчиненные. Сталин выбрал его для руководства Ленинградом и Ленинградской областью в 1934 году после смерти С. М. Кирова [8, c.128]. При нём сформировался аппарат из опытных политработников для руководства Ленинградской областью.

Его заместителем в Ленобкоме, он же 2-ой секретарь, был Т. Ф. Штыков, занимавший эту должность в 1938–1945 годах. До этого был в 1931–1938 годах секретарём Октябрьского райкома ВЛКСМ в Ленинграде, а в годы войны был также членом Военных Советов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов [10, c.79].

В Ленобкоме были также другие секретари, которые руководили его отделами:

– Г. Г. Воротов —3-ий секретарь Ленобкома с 1940 года, в сентябре 1941 — январе 1942 годов возглавлял Комиссию по руководству восточными районами Ленинградской области, в 1943–1947 гг. был заведующим отделом топливно-энергетической промышленности в Ленобкоме. До войны работал в Леноблисполкоме заместителем председателя отдела по строительству в 1938–1940 годы [11, c.98];

– Г. Х. Бумагин — секретарь Ленобкома по кадрам в 1939–1944 гг., а также член Военного Совета Ленинградского военного округа в июле — сентябре 1941 года, руководитель оперативной группы по организации и руководству партийных подпольных организаций и боевыми действиями партизанских отрядов в 1941–1944 гг., а также председатель Комиссии по руководству северо-восточными районами Ленинградской области в 1942–1943 годах. До этого в 1937 году был 1-ым секретарем Лодейнопольского райкома, а год спустя возглавил Кингисеппский райком [11, c.100];

– К. И. Белокурова — секретарь в Ленобкоме и Леноблисполкоме, в 1941–1944 годах руководила специальной комиссией по агитационно-пропагандистской работе, была членом Комиссии по руководству северо-восточными районами Ленинградской области [10, c.85];

– М. Н. Никитин — 3-ий секретарь Ленобкома в 1941–1944 годы, а также руководитель Ленинградского штаба партизанского движения (ЛШПД) [12, с. 30];

– А. Н. Шинкарев — секретарь Ленобкома по водному транспорту, а также руководитель партизанского движения в юго-восточном секторе оккупированной территории Ленинградской области [12, c. 28];

– И. И. Баскаков — в годы войны был секретарём обкома по промышленности, а также руководитель партизанского движения в центральном секторе оккупированной территории Ленинградской области [12, c. 27–28].

Далее по административному уровню идут районы, главными органами которого были райсоветы, райисполкомы и райкомы. Однако важно отметить, что в годы войны в Ленинградской области на её неоккупированной части работали только райисполкомы и райкомы, а райсоветы практически не осуществляли свою деятельность, поэтому вместо них функции райсоветов осуществляли райисполкомы. У райкомов существовали сельскохозяйственная, культурно-просветительная, здравоохранения, финансово-налоговая, местного хозяйства и благоустройства и торгово-кооперативная комиссии, которые отвечали за свою сферу и руководили ей секретари райкомов и её заведующие [9, c.172].

Первичным уровнем в Ленинградской области являлась деревня или село, которым руководил сельсовет, а в остальное время — местный исполком при условии, что население населенного пункта составляет 10 000 человек, а если населения составляло меньше заявленного числа, то исполком не образовывался. Отделов у сельсоветов не было, однако существовали те же комиссии, что и у райкомов, а также ревизионная комиссия, которая контролировала работу сельсовета [9, c.138].

Такая структура работала и в первые 2 месяца войны. Ещё в начале июля они начали играть важную роль, когда стало понятно, что немецкие войска активно наступают в этом регионе с целью взять под контроль Ленинград — важную базу военно-морского флота и место военно-промышленного производства. В это время Ленобком издал указ о переводе органов администрации на военный лад, предоставив им больше полномочий в руководстве районами.

4 июля 1941 года было принято важное постановление для всех районных органов власти в Ленинградской области «О перестройке работы райкомов ВКП (б)». Согласно нему, для них были поставлены задачи с формированием частей народного ополчения, оказанием помощи оборонным предприятиям для организации строительства оборонительных рубежей и проведения эвакуации предприятий, их оборудования и мирного населения [10, c.83]. Изучая документы райкомов, можно увидеть, что этот указ строго выполнялся, райкомы проводили необходимые мероприятия для организации обороны своих районов. Эвакуация предприятий и мирного населения проводилась не только в Сибирь, но и в другие регионы, а также в свободные от оккупации районы области. К примеру, по решению Ленобкома и Леноблисполкома часть мирного населения Ленинграда и Ленинградской области в августе 1941 года было эвакуировано в Пестово в одноименный район области, который не был занят фашистами в годы войны. Туда было эвакуировано 20 000 детей из Ленинграда [13, c.119]. Часть предприятий было эвакуировано в восточные районы, которые смогли продолжить свою работу в военных условиях. Однако всё эвакуировать не удалось, поскольку немецкие войска стремительно наступали в этом регионе.

В июне — августе 1941 года высшие органы по управлению Ленинградской области вели свою деятельность в Ленинграде в Смольном. Однако, когда немецкие и финские войска довольно быстро за эти месяцы продвинулись к подступам Ленинграда и в начале сентября блокировали его с суши, а также оккупировали значительную часть Ленинградской области, то стало понятно, что областным органам осуществлять управление неоккупированными районами из Ленинграда будет сложнее.

В связи с этим появилась потребность создать специальный орган, который будет действовать от имени областных органов партии и руководить свободными от оккупации районами в Ленинградской области. Такой орган был создан 8 сентября 1941 года, в тот же день, когда началась блокада Ленинграда. Бюро Ленгоркома приняло постановление о создании Комиссии по руководству северо-восточными районами области. В эту комиссию всего вошло 30 полит работников, среди которых её председатель Г. Г. Воротов и её члены К. И. Белокурова (секретарь Леноблисполкома), М. А. Таиров (заведующий Земельным отделом Леноблисполкома), В. Г. Костина (секретарь обкома ВЛКСМ), М. И. Подгорский (секретарь Тихвинского райкома ВКП (б)) [4, c.1]. Комиссия располагалась в г.Тихвин, однако в период оккупации этого города 8 ноября — декабря 1941 года располагалась в поселке Ефимовская одноименного района, а после освобождения города она вновь вернулась туда и проработала до конца 1943 года [11, c.97].

Если говорить о структуре этого органа, то он состоял из 5 отделов, которыми руководили члены комиссии: организационно — пропагандистский, промышленно — транспортный, кадров, сельскохозяйственный, партизанский. В их обязанности входило руководство восточными районами области во всех сферах её жизни. Она действовала от имени высших областных органов [8, c.83]. На протяжении существования этой комиссии менялись её руководители. Воротов был её председателем до 27 января 1942 года, затем его сменил П. П. Еремеев до 2 марта 1942 года, а после него председателем комиссии до конца её существования стал Г. Х. Бумагин [11, c.99–100].

Этот орган власти сыграл важную роль для освобожденных районов области. Когда зимой 1941–1942 года советские войска в ходе контрнаступления освободили несколько районов области, в них началось восстановление органов власти и народного хозяйства. Комиссия стремилась восстановить в освобожденных районах органы советской власти и оказывала им поддержку. Так, в постановлении комиссии от 31 января 1942 года было принято следующее решение о восстановлении органов власти в Киришском районе после его освобождения: поскольку во время его оккупации существовала тройка по его руководству, то именно ей предстояло восстановить органы власти в населённых пунктах района. Комиссия была недовольна тем, что не во всех населенных пунктах были восстановлены органы власти. В отчете Киришского райисполкома за 1942 года было указано, что с момента начала освобождения района до 1 января 1942 года в нём было восстановлено 18 сельсоветов [1, c.3]. Поэтому комиссия потребовала создать резерв председателей сельсоветов и колхозов, которые проявили себя в борьбе с захватчиками, сделать это до 15 февраля 1942 года и установить систематическую связь с сельсоветами района. Также от них потребовали наладить повседневную связь с воинскими формированиями, организовать подготовку кадров сельхозспециалистами МТС Киришского района и организовать подготовку к весеннему севу [2, c.22]. Как можно увидеть, восстановление органов власти проходило довольно быстро.

Райкомы неоккупированных районов области по указаниям комиссии вели активную деятельность в военных условиях. Они старались всячески оказывать помощь эвакуированным предприятиям и мирному населению. Так по решению обкома ВКП (б) в марте 1942 года в Боровичский район Ленинградской области перебросили оборудование нескольких предприятий, с помощью которых удалось образовать в комбинате «Красный керамик» несколько отделений по производству вооружения. Там выпускали минометы, ремонтировали танки, бронетранспортеры, чугунные печки и др. [13, c.109]. Такой же процесс проходил в предприятиях Тихвинского, Любытинского, Дрегельского и других районов.

В работе комиссии были недостатки, которые отмечались Ленобкомом. Так, в протоколе № 43 бюро Ленобкома есть запись от 16 января 1942 о её неудовлетворительной работе. Её упрекали в том, что она не оказывала помощи районам и не осуществляла контроля за работой областного аппарата. От неё потребовали исправить эту ситуацию, мобилизовать партийные организации, рабочих, колхозников на оказание всевозможной помощи фронту. Также от неё потребовали принять меры по организации органов советской власти в освобожденных районах, подбору кадров и их расстановке в сельсоветах и обеспечить хозяйственное устройство в этих районах, оказав помощь населению в ремонте и возведению жилых построек, больниц, торговых точек [5, c.31]. Из-за того, что Воротов не справлялся с этой проблемой, был снят с должности председателя комиссии 27 января 1942 года.

Одной из главных проблем в этих районах было продовольствие. Несмотря на то, что Ленобком старался решить эту проблему, население сильно голодало до весны 1942 года. На тот момент уже не осталось продовольствия. Причиной тому было то, что большую часть производимых продуктов отправляли в Ленинград и советской армии. Продукцию старались отправить и в освобожденные от оккупации районы. 31 января 1942 года комиссия обкома приняла постановление, по которому в каждом неоккупированном районе создавалась специальная комиссия по сбору семян и фуража во главе с секретарем райкома ВКП (б). Первыми это постановление одобрили колхозники Пашского и Большедворского сельсоветов в Тихвинском районе [7, c.406]. Однако предпринимаемые колхозниками меры не спасали полностью эту ситуацию. Эта проблема частично была решена 2 апреля 1942 года, когда лично Сталин удовлетворил просьбу комиссии. Тем не менее, до конца войны решить полностью эту проблему не удалось, хотя с каждым годом ситуация постепенно улучшалась [13, c.107–108].

Начиная с осени 1943 года, деятельность комиссии по руководству северо-восточными районами постепенно стала свертываться. Это было связано с тем, что ещё в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана и в освобожденной территории Мгинского района области возвели дорогу Победы (от ст. Поляны до Шлиссельбурга), благодаря которой удалось возобновить сообщение с городом и начать туда доставлять грузы. Ситуация в Ленинграде стала постепенно нормализовываться.

Одновременно нормализовалась ситуация и в восточных районах Ленинградской области. Областное руководство приняло решения реэвакуировать крупный рогатый скот из Вологодской области, возродить мельничное хозяйство и др. В 1943 в этих районах стали постепенно восстанавливать сельское хозяйство и его инвентарь в освобожденных районах, жилые постройки.

В сентябре 1943 года в бюро Ленобкома стали решать вопрос о возвращении областных органов власти из Тихвина в Ленинград. Его решение поручили Никитину, Бумагину и Семину [6, c.5]. Спустя несколько дней этот вопрос был решен и эти организации разместили по ул. Гоголя, д.14 (ныне Малая Морская улица), пр. Володарского, д.44 и 51 (ныне Литейный проспект) и ул. Пролеткульта, д.1 (ныне Малая Садовая улица) [3, c.2]. К тому же эта комиссия не решала полностью своих поставленных задач. В конце декабря того же года она прекратила свою деятельность, а Леноблисполком, Ленобком и Леноблсовет вновь приняли на себя руководство ими. Их переезд в Ленинград никак не повлиял на дальнейшую деятельность районных органов неоккупированной территории области.

Более активное восстановление освобожденных районов, в котором непосредственное участие примут областные и районные органы власти области, началось только в 1944 году, когда в январе — марте в результате Ленинградско-Новгородской операции советские войска не только снимут блокаду Ленинграда, но и освободят большую часть оккупированной территории Ленинградской области. Многие жилые постройки в районах области за время оккупации были уничтожены, сильно сократилось численность населения районов в результате голода, его угона в Германию и страны Прибалтики. Областные органы партии будут восстанавливать органы власти в районах и их населенных пунктах в той структуре, которая существовала до войны, а последние в свою очередь будут руководить восстановлением сельского хозяйства, отстраиванием жилых построек, а также нормализацией повседневной жизни мирного населения.

В заключение важно отметить, что в годы войны в свободных от оккупации районах Ленинградской области структура органов власти претерпела некоторые изменения. Вместо Ленобкома, Леноблисполкома и Леноблсовета их контролировала комиссия по руководству восточными районами области в связи с тем, что первые располагались в Ленинграде, а город находился в блокаде, осуществлять руководство им было очень сложно, в связи с чем создали комиссию и переместили в свободный от оккупации Тихвин. Кроме того, советы в районах действовали не везде, их заменяли исполкомы. Война также отразилась на особенностях работы этих органов: собрания проводили короче, чем обычно, предложения по вопросам старались давать по существу и принимать по ним верные решения. В работе комиссии существовали определенные проблемы, но она вместе с райкомами и сельсоветами пыталась их совместно решить. Органам власти в этих районах удалось в эти районы эвакуировать часть предприятий и наладить там военное производство, а также наладить производство сельхозпродукции, чтобы поставить её в блокадный Ленинград и в советскую армию, хотя жителям свободных от оккупации районов приходилось в годы войны голодать. Были также проблема с кадрами в партийных органах — нехватка партийных работников. Но в этих районах росло число коммунистов в годы войны, благодаря чему удалось решить эту проблему. Так что органы неоккупированных районов области и их деятельность в них оказала благоприятное влияние на обстановку в этом регионе.

Литература:

  1. Ленинградский областной государственный архив г. Выборг (ЛОГАВ). Ф.910. Оп.1. Д.10.
  2. Центральный государственный архив г. Санкт- Петербург (ЦГА СПБ). Ф. 7179. Оп. 11. Д. 1118.
  3. ЦГА СПБ. Ф. 7179. Оп. 51. Д. 58.
  4. Центральный государственный архив историко-политических документов г. Санкт-Петербург (ЦГАИПД СПБ). Ф. 24. Оп. 2. Д. 1.
  5. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 2. Д. 4841.
  6. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 2. Д. 5251.
  7. Волков, В. С. Очерки истории Ленинградской организации КПСС (в 3 томах. Том 2: 1918–1945. Ленинград, Лениздат, 1980. 539 с.
  8. Волынец, А. Н. Жданов. Москва, Молодая гвардия, 2013. 619 с.
  9. Голембо С. Я., Евтихиев И. И., Лепешкин А. И. и др. Очерки по истории органов советской государственной власти. Москва, Государственное издательство юридической литературы, 1949.
  10. Дзенискевич, А. Р. В годы суровых испытаний: Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне. Ленинград, Лениздат, 1985. 422 с.
  11. Кутузов, В. А. А. А. Жданов и Комиссия Обкома ВКП (б) по руководству северо-восточными районами Ленинградской области // Ленинградская область в Великой Отечественной войне: Материалы науч. конф. — СПб., 2012. — с. 97–107.
  12. Петров, Ю. П. Партизанское движение в Ленинградской области 1941–1944. Ленинград, Лениздат, 1973. 454 с.
  13. Скворцов, В. Н., Абрамов Е. П., Бочков Е. А. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (к 70-летию освобождения Ленинградской области от фашистской оккупации). Санкт — Петербург, ЛГУ, 2014. 271 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ленинградская область, Ленинград, район, орган, район области, орган власти, мирное население, Тихвин, война, комиссия.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, Ленинградская область, комиссия обкома, Тихвин, восточные районы, районный комитет

Похожие статьи

Структура, состав и деятельность Ленинградского областного...

Ленинградский обком ВКП (б) являлся главным административным органом по управлению районами Ленинградской области как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Его деятельность имела важное значение для региона в это время.

Виновники трагедии: факторы и события, сделавшие блокаду...

По замыслу нацистского руководства Ленинград должен быть разрушен бесконечными обстрелами и бомбардировками, а его население истреблено голодом, холодом и эпидемиями: дальнейшее сохранение и оккупация такого крупного города не подразумевалась.

Совершенствование организации государственного управления...

Структура органов исполнительной власти Ленинградской области определена Губернатором Ленинградской области.

Территория Ленинградской области составляет 94667,7 кв. км. Численность населения составляет около 1,8 млн. человек.

Особенности социально-экономического развития...

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области...

Становление советского режима на Карельском перешейке...

Административно-территориальное деление Ленинградской области: Справочник.

По условиям мирного договора 1940 года Советский Союз получил возможность отодвинуть государственную границу на Карельском перешейке на 130-150 км. В состав СССР финская...

Религиозный вопрос на временно оккупированной территории...

Немецкие власти на оккупированных территориях создавали видимость заботы об образовании, но фактически на территории Красногородского района Калининской области за 1941/42 гг. из 62 школ работало 20–25 с перерывом. Ученики не понимали, чему стоит верить «А вот нам...

Карельский перешеек в составе СССР и его культурное...

Как уже отмечалось, «новые районы» Карельского перешейка в послевоенное время находились в состоянии разорения и опустошения, и

Таковым в общих чертах представляется культурное возрождение новых районов Карельского перешейка в восстановительный период.

Беженцы на территории Костромского края в годы Великой...

Эвакуация населения и производительных сил в тыловые районы, их размещение и включение в

Тяжелые поражения Красной армии в начале Великой Отечественной войны привели к оккупации

На территорию современной Костромской области было эвакуировано 37 детских домов

Всего, по состоянию на 15 августа 1944 г. из Ленинграда и области на территорию...

Стратегическое значение и риски Ленинградской атомной...

...и риски Ленинградской атомной электростанции для экономики атомграда Сосновый Бор Ленинградской области и для России.

такая программа была своевременно подготовлена и представлена в надзорные органы, в том числе и для 1,2 блоков Ленинградской АЭС.

Характеристика организационных моделей местного...

В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки организационных моделей местного самоуправления.

Похожие статьи

Структура, состав и деятельность Ленинградского областного...

Ленинградский обком ВКП (б) являлся главным административным органом по управлению районами Ленинградской области как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Его деятельность имела важное значение для региона в это время.

Виновники трагедии: факторы и события, сделавшие блокаду...

По замыслу нацистского руководства Ленинград должен быть разрушен бесконечными обстрелами и бомбардировками, а его население истреблено голодом, холодом и эпидемиями: дальнейшее сохранение и оккупация такого крупного города не подразумевалась.

Совершенствование организации государственного управления...

Структура органов исполнительной власти Ленинградской области определена Губернатором Ленинградской области.

Территория Ленинградской области составляет 94667,7 кв. км. Численность населения составляет около 1,8 млн. человек.

Особенности социально-экономического развития...

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области...

Становление советского режима на Карельском перешейке...

Административно-территориальное деление Ленинградской области: Справочник.

По условиям мирного договора 1940 года Советский Союз получил возможность отодвинуть государственную границу на Карельском перешейке на 130-150 км. В состав СССР финская...

Религиозный вопрос на временно оккупированной территории...

Немецкие власти на оккупированных территориях создавали видимость заботы об образовании, но фактически на территории Красногородского района Калининской области за 1941/42 гг. из 62 школ работало 20–25 с перерывом. Ученики не понимали, чему стоит верить «А вот нам...

Карельский перешеек в составе СССР и его культурное...

Как уже отмечалось, «новые районы» Карельского перешейка в послевоенное время находились в состоянии разорения и опустошения, и

Таковым в общих чертах представляется культурное возрождение новых районов Карельского перешейка в восстановительный период.

Беженцы на территории Костромского края в годы Великой...

Эвакуация населения и производительных сил в тыловые районы, их размещение и включение в

Тяжелые поражения Красной армии в начале Великой Отечественной войны привели к оккупации

На территорию современной Костромской области было эвакуировано 37 детских домов

Всего, по состоянию на 15 августа 1944 г. из Ленинграда и области на территорию...

Стратегическое значение и риски Ленинградской атомной...

...и риски Ленинградской атомной электростанции для экономики атомграда Сосновый Бор Ленинградской области и для России.

такая программа была своевременно подготовлена и представлена в надзорные органы, в том числе и для 1,2 блоков Ленинградской АЭС.

Характеристика организационных моделей местного...

В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки организационных моделей местного самоуправления.

Задать вопрос