Ключевые слова: МСК (Минерально-Сырьевой Комплекс), нематериальные активы, методика.
Одним из ведущих практиков в применении нематериальных и, в целом, интеллектуальных активов является профессор Й. Руус. Он вместе с другими авторами предлагает использовать методику процесса управления интеллектуальным капиталом (ICMP — Intellectual Capital Management Process). Данная методика может применяться также для использования нематериальных активов с целью увеличения стоимости компании отрасли МСК. Методика предполагает выполнение руководством компании отрасли МСК пяти шагов:
1) проанализировать стратегию компании и желаемую стратегическую позицию в настоящем и будущем;
2) идентифицировать ресурсы компании и построить их иерархическое дерево;
3) принять решение относительно того, каким образом будут использоваться данные ресурсы для реализации стратегии компании — составить карту ресурсов;
4) проанализировать и оценить результативность карты ресурсов, определить, как она может быть изменена и усовершенствована;
5) сформировать инструмент для оценки эффективности использования ресурсов и создания стоимости, а также отслеживания достигаемых результатов.
На основе представленной методики процесса управления интеллектуальным капиталом (ICMP) и модели создания стоимости Еленой Роиновной Беликовой был разработан алгоритм использования ресурсов компании, в том числе нематериальных активов, направленного на рост стоимости компании. Данный алгоритм представлен на рисунке 1. [1].
Первые два шага, которые следует выполнять параллельно, — это анализ краткосрочной и долгосрочной стратегии и анализ текущей структуры ресурсов компании. По результатам первого шага у руководства компании складывается понимание целевой структуры, или дерева ресурсов («как должно быть»), а по результатам второго шага — текущей структуры («как есть»). Если целевая и фактическая структура ресурсов совпадают, то можно переходить к следующему этапу. Если нет, необходимо сформировать план по изменению этой структуры: то есть либо избавиться от некоторых непрофильных активов, либо нарастить недостающие виды активов.
Затем, снова параллельно, происходит определение необходимых трансформаций ресурсов, которые должны произойти для реализации стратегических целей компании, и анализ уже существующих трансформаций. Сравнивая состояния трансформационной матрицы «как должно быть» и «как есть», руководство компании принимает решение об ее изменении (в том числе с учетом плана по изменению структуры ресурсов). Определяя, какие трансформации должны быть добавлены или упразднены, руководство компании задает направления использования нематериальных активов.
Рис. 1. Алгоритм использования ресурсов компании, в том числе нематериальных активов, направленного на рост стоимости компании
После того, как определен план изменения структуры активов и направления их использования, необходимо сформировать систему ключевых показателей результативности (KPI) и отчетности. Они нужны для отслеживания результатов внутри компании и презентации этих результатов во внешнюю среду (собственникам, инвесторам, кредиторам). Эти ключевые показатели результативности (KPI) необходимо определить как для материальных, так и для нематериальных ресурсов компании. Поскольку работа посвящена изучению нематериальных активов, то был разработан алгоритм оценки эффективности использования нематериальных активов путем определения ключевых показателей результативности (KPI). Данный алгоритм представлен на рисунке 2.
Рис.2. Алгоритм оценки эффективности использования нематериальных активов путем определения ключевых показателей результативности (KPI)
Система ключевых показателей результативности (KPI) и отчетности строится с верхнего уровня: должна быть выбрана модель стоимостно-ориентированной концепции, в которой будет определен ключевой показатель, отражающий создание стоимости в компании. Затем этот показатель каскадируется на финансовые ключевые показатели результативности (KPI). Следующими шагами, выполняющимися параллельно, является определение ключевых показателей результативности (KPI) для четырех групп конкурентных преимуществ: клиентов, затрат, инфраструктуры, обучения и развития. Исходя из выбранных клиентских и затратных ключевых показателей результативности (KPI), определяются показатели для оценки эффективности использования клиентских нематериальных активов. Ключевые показатели результативности (KPI) для составляющих инфраструктуры и обучения и развития будут основой ключевых показателей результативности (KPI) для оценки эффективности использования структурных активов. После этого определяются ключевые показатели результативности (KPI) для оценки эффективности использования человеческих нематериальных активов.
Созданные ключевые показатели результативности (KPI) должны быть внедрены в деятельность компании на всех уровнях, с их помощью должны быть конкретизированы (то есть выражены в конкретных значениях) как стратегические цели компании в целом, так и краткосрочные цели для различных отделов, подразделений и сотрудников. Кроме того, выработанные показатели оценки результативности должны быть положены в систему отчетности компании об использовании нематериальных активов.
Приведенный алгоритм не требует значительных трудозатрат, однако для его реализации необходима прозрачность и доступность информации на всех уровнях компании.
Литература:
- Беликова Е.Р. Влияние нематериальных активов на стоимость компании: измерение и моделирование // http://old.fa.ru/dep/ods/autorefs/Documents/2018 год/Беликова ЕР/автореферат Беликова Е.Р.pdf