Организация образовательного медиаресурса как аспект управления образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, В. В. Организация образовательного медиаресурса как аспект управления образовательной организацией / В. В. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70850/ (дата обращения: 10.07.2020).



В современных условиях полноценное осуществление образовательной деятельности уже трудно представить без организованного медиаресурса или без МООК (Массовые открытые онлайн-курсы), что в свою очередь влечет не мало вопросов в его организации. Данная статья посвящена актуальным вопросам изменения устройства организации образовательного процесса в условиях высшей школы, а также расширения компетенций и возможностей педагогов, вовлеченных в создание образовательного медиаресурса. Данная тема широко раскрыта посредством взгляда со стороны студентов, поликультурных групп в целом, но не менее значимы изменения происходящие и внутри образовательной организации при развивающемся медиаресурсе.

Ключевые слова: образование, образовательные медиаресурсы, медиаконтент, электронная образовательная среда, МООК.

Во всем мире происходят изменения в сфере образования, в существующую систему стремительно ворвались дистанционные образовательные технологии, что в свою очередь открыло новую платформу для конкуренции между вузами, а так заставило менять модель управления самой образовательной организацией. На сегодняшний день более 700 университетов во всем мире активно проводят обучение по 10 000 курсам, открывающих знания к различным областям науки, а обучившихся по этим курсам уже более 81 млн человек [1].

Не смотря на такой широкий охват и стремительное развитие, это по-прежнему огромный вызов для любой образовательной организации, поставившей цель организовать собственный медиаресурс. Любой онлайн-курс — это вызов для существующей системы образования, а в особенности для педагогического состава, так как любая новизна и её теоретическое непонимание вызывает психологическую «панику», с которой прежде всего справится необходимо именно руководству образовательной организации. Главной задачей при организации образовательного медиаресурса становится организация корректной обратной связи и постоянная поддержка обучающихся со стороны педагогов, так это часто определяющий фактор успешности освоения обучающих онлайн-курсов, что в свою очередь напрямую зависит от подготовленности кадров, ведущих данную деятельность.

Необходимые компетенции педагогов, вовлеченных введение онлайн-курсов

Данное исследование — относительно новая тема в науке, поэтому и вопросам компетенции преподавателей занимаются не так много исследователей. Среди них Елизарьева Ю. А., которая и рассмотрела проблемы и особенности производства видеолекций образовательных медиаресурсов, с которыми сталкивается вовлеченная команда, а также компетенции, которые преподаватели приобретают и развивают в процессе создания видеоконтента (на основе опыта Томского государственного университета) [2].

Любой преподаватель, начав работу с образовательными онлайн-курсами, понимает, что не хватает теоретического и практического базиса в процессе видеопроизвоства, а все это приобретать приходится именно на практике с каждым последующим видео. Только столкнувшись и переработав все трудности преподаватель приобретает тот багаж знаний, который перерастает в необходимые компетенции. Таким образом в Томском государсвтенном университете было проведено анонимное анкетирование 24 преподавателей, принимавших участие в создании онлайн-курсов. Помимо основных проблем, респондентов так же попросили указать компетенции, которые они получили или развили в процессе производства онлайн-курсов. Основным образом было выделено:

– способность к участию в качестве авторов проекта, сценариста и ведущего аудиовизуального произведения (76,5 %);

– способность к созданию своего творческого авторского продукта в новом для себя жанре (58,9 %);

– способность к творческому сотрудничеству с творческим коллективом (58,8 %);

– способность создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах (37,3 %);

– владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе коммуникации, использование ораторских приемов (23,5 %);

– способность прогнозировать воздействие снятого произведения на зрителя (17,6 %).

Возможно ли обеспечить получение и развитие перечисленных компетенций заблаговременно до начала «проектирования» онлайн-курсов или подготовить почву для развития новых навыков? Практика ТГУ показывает, что можно. Для этого в университете дважды в год проводятся образовательное событие «Сибирская школа МООК», где сотрудников знакомят и готовят к процессу непосредственной его разработки. Таким образом педагогам помогают погрузиться в тему и почувствовать атмосферу процесса работы [2].

Команда для запуска МООК

Чтобы быть привлекательным и конкурентоспособным любой медиаресурс должен состоять из разных видов контента: видеолекции, составляющие основу обучения, текстовые и графические материалы, интерактивные элементы, которые могут быть представлены симуляторами, играми, опросами, тренажерами, также список дополнительной литературы и дополнительные ссылки на различные источники. Помимо всего вышеперечисленного не менее важная часть — проверочные задания и обратная связь. Проверка может проходить разными способами: тестовые упражнения, виртуальные лаборатории, а также взаимная проверка работ студента друг у друга. Отсюда напрашивается наглядный вывод: подготовленный преподаватель — это не всё, что нужно для запуска онлайн-курсов. для полноценного медиаресурса нужна целая команда, в которой четко разделены обязанности.

На примере Томского государственного университета можно выделить 10 этапов создания МООК-лекций:

– работа над сценарием лекций;

– составление графика записи лекций;

– разработка фирменного стиля курса;

– организация съемок;

– проведение съемок;

– черновой монтаж видеолекций;

– корректура отснятого материала;

– внесение правок в черновой монтаж;

– чистовой монтаж видеолекций;

– постпродакшн (выпуск курса).

За каждый этап должен отвечать конкретный специалист команды: менеджер, методист, режиссер-редактор, режиссер монтажа, видеооператор и, конечно же, преподаватель.

Менеджер онлайн-курса (или продакт-менеджер) — это специалист, который отвечает за создание и выход нового продукта. На его плечи ложится обязанность коммуникации с целевой аудиторией, анализировать работу и общение с разработчиками. Часто продакт-менеджер — это генератор идей и стратегический планировщик.

Видеоредактор, видеооператор и оператор являются «ключом» для создания общей картины самого блока видеолекций. От их умений также зависит визуальная привлекательность видеоряда уроков.

Методист — главный помощник преподавателя в построении плана видеолекции, который подскажет, где убрать «воду», а где дополнить информацию. Очень важно небольшой обучающий ролик сделать максимально эффективным.

Проектировщик сайта — специалист, создающий архитектуру электронного ресурса. Именно он занимается построением и оформлением «путей» обучающихся, на его плечи ложится ответственность за комфортное «путешествие» обучающихся по медиаресурсу.

Все перечисленные специалисты могут быть наняты извне, что повлечет за собой дополнительные расходы, а также потерю времени при отладке работы всей команды. В данном процессе нельзя игнорировать то, что все члены команды должны хорошо знать друг друга и понимать сильные и слабые стороны каждого коллеги. Самый оптимальный способ набора команды для создания МООК — комплектация кадров из существующего штаба сотрудников высшей школы. Таким образом руководитель высшей школы уже будет понимать способности каждого из команды МООК и сможет наиболее эффективно распределить обязанности согласно компетенциям.

Организация обучения сотрудников

В настоящее время создано огромное количество курсов для продакт-менеджеров, видеооператоров и видеоредакторов, а также для проектирования сайтов. Но организация обучения — это всегда двусторонняя история, в который должен быть заинтересован и начальник, и подчиненный, то есть должна быть двусторонняя выгода. В данном случае руководство получает материальную выгоду и расширение влияния руководимой образовательной организацией, а сотрудник, помимо материальной выгоды, также приобретает дополнительный путь развития, растит себя как лектора нового формата. Соблюдение данного условия обеспечит максимальную вовлеченность коллектива в предлагаемый курс обучения.

Каждому специалисту, как и любому обучающемуся удобен тот или иной формат обучения. Для определения наиболее оптимального курса и способа обучения нужна входящая диагностика, которая покажет, чем сотрудник уже владеет и какими компетенциями он должен еще только овладеть.

Большая часть обучающих курсов проводится на платной основе. Так перед руководителем встает новый вопрос: оплата обучения. На внешнее обучение сотрудников закладывается определенный бюджет, а значит и затраты должны быть в рамках бюджета. В таком случае руководителю необходимо написать HR-отдел письмо с информацией по обучению: стоимость, программа, сроки, цели развития сотрудника. Необходимо определять четкую цель обучения для сотрудника, чего он должен достичь по окончанию обучения.

Занявшись вопросом оплаты курсов для сотрудников, руководитель ожидает успешного обучения со стороны подчиненных, а значит нужен контроль, но не в понимании посещаемости курсов, а в усвоении программы. В этом могут помочь критерии успешности организации обучения:

– удовлетворенность бучения сотрудника (Определяется с помощью анкетирования, после чего проводятся анализ и расчет эффективности по данному критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы);

– приобретение обучающимся необходимых знаний, навыков и умений (Для оценки данного критерия используется специальная форма отчета по обучению, с помощью которой определяется степень развитости необходимых знаний, навыков и умений);

– эффективность внесенных предложений по усовершенствованию профессиональной деятельности (С учетом полученных знаний обученный сотрудник выносит на рассмотрение руководства свои предложения по улучшению деятельности как самого сотрудника, так и организации в целом, которые в дальнейшем оцениваются с точки зрения эффективности);

– эффективность деятельности сотрудника, прошедшего обучение (Оценивается эффективность, выраженная в: повышении норм выработки, росте производительности, сокращении времени на выполнение работ/проектов, сокращении финансовых затрат на выполнение проекта, увеличении объема продаж и т. д.);

– удовлетворенность руководителя результатами обучения (Примерно через месяц для оценки заполняется специальная анкета результативности обучения) [3].

Оценка качества и эффективности обучения — неотъемлемый элемент обучения сотрудников, таким образом выявляются стороны, которые необходимо усовершенствовать при организации обучения.

Заключение

По результатам изученных исследований можно увидеть, что при создании образовательного медиаресурса, при запуске собственных онлайн-курсов педагогическому составу необходимо дополнительная подготовка, связанная с расширением и повышением их компетентности. В свою очередь это даст большую востребованность самой высшей школе и укрепит ее конкурентную позицию. Огромная задача стоит перед руководством в разработке новых механизмов регулирования работы с медиаресурсом, а также механизмов поддержки преподавателей, вовлеченных в разработку МООК, включая материальное стимулирование и обеспечение способов дополнительного образования. Взращивание педагогов нового поколения, идущих в ногу со временем, понимающих, что новые технологии трансляции обучения требуют иной манеры преподавания — основа успешной организации образовательного медиаресурса любой высшей школы.

Литература:

  1. Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А.(2018) Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России//Вопросы образования [Электронный ресурс]. 2018. № 2. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-perspektivy-dlya-rossii/viewer (дата обращения 19 мая 2020).
  2. Елизарьева Ю. А. (2016) Современный преподаватель в процессе «МООКизации» образования // Гуманитарная информатика [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-prepodavatel-v-protsesse-mookizatsii-obrazovaniya (дата обращения 19 мая 2020)
  3. Максимов Е. Оценка качества и эффективности обучения персонала //Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2010.-№ 12. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/ocenka-kachestva-i-effektivnosti-obucheniya-personala (дата обращения 19 мая 2020)
Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, образовательная организация, обучение, любой, компетенция, организация обучения, педагогический состав, материальная выгода, Томский государственный университет, преподаватель.


Ключевые слова

образование, электронная образовательная среда, МООК, образовательные медиаресурсы, медиаконтент

Похожие статьи

Компетенции преподавателя высшей школы в условиях...

Преподаватель высшей школы должен обладать педагогической культурой, которую входят

В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) было

Г. Ф. Бенсон. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

2. Организация учебного процесса с использованием технологий электронного обучения по

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Подготовка студентов университета к педагогической...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении... В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в

Подготовка преподавателей университета к организации...

Профессионально-педагогические компетенции...

В статье проанализированы профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин на юридическом факультете

Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин юридического факультета (на примере...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

Романова О.В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических...

Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого

Практика же показывает, что при проведении курсов на базе образовательного учреждения

При любом способе корпоративного обучения в конце отслеживается его эффективность.

Современные подходы к организации дополнительного...

В статье раскрыты основные подходык организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Формирование компетенций у студентов специальности...

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на

Подготовку студентов к прохождению испытаний подготавливали преподаватели коллежа...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

Для определения уровня формирования компетенций студентов Педагогического колледжа, используются различные инновационные способы и средства организации учебного процесса и оценки сформированности профессиональных компетенций у студентов.

Похожие статьи

Компетенции преподавателя высшей школы в условиях...

Преподаватель высшей школы должен обладать педагогической культурой, которую входят

В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) было

Г. Ф. Бенсон. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

2. Организация учебного процесса с использованием технологий электронного обучения по

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Подготовка студентов университета к педагогической...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении... В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в

Подготовка преподавателей университета к организации...

Профессионально-педагогические компетенции...

В статье проанализированы профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин на юридическом факультете

Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин юридического факультета (на примере...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

Романова О.В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических...

Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого

Практика же показывает, что при проведении курсов на базе образовательного учреждения

При любом способе корпоративного обучения в конце отслеживается его эффективность.

Современные подходы к организации дополнительного...

В статье раскрыты основные подходык организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Формирование компетенций у студентов специальности...

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на

Подготовку студентов к прохождению испытаний подготавливали преподаватели коллежа...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

Для определения уровня формирования компетенций студентов Педагогического колледжа, используются различные инновационные способы и средства организации учебного процесса и оценки сформированности профессиональных компетенций у студентов.

Задать вопрос