Роль педагога в организации проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 1618 раз

Библиографическое описание:

Вишнякова, И. И. Роль педагога в организации проектной деятельности / И. И. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 464-469. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70847/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, технология проектирования, младший школьный возраст.

Одной из главной особенностью ФГОС является деятельностный характер, главная цель которого — это развитие личности школьника. В школе формируется умение учиться, способность к организации своей деятельности: сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение принимать, планировать свою деятельность, осуществлять её оценку и контроль, взаимодействовать с педагогами и сверстниками [4, с.119]. Большое внимание уделяется организации проектной деятельности обучающихся со стороны педагогов и администрации школы. Требования ФГОС НОО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса по организации проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся, является составной частью основной образовательной программы школы [4, с.119]. Именно поэтому использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится всё более актуальным. В ходе проектной деятельности можно реализовать развивающие, образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом [3, с.62]. Метод проектов позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным, более увлекательным, и поэтому более эффективным [2, с.403]. Метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.

Педагогическое управление проектной деятельностью обучающихся является сложным процессом. Важной характеристикой личности современного педагога, является готовность к организации проектной деятельности обучающихся. Одной из самых сложных задач для педагога в ходе проектирования — это играть роль независимого консультанта. Сложно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся выполняют что-то неверно [1, с.212]. Но необходимо отвечать на возникающие вопросы у школьников в ходе консультаций. Существуют разнообразные формы консультаций в работе с обучающимися: семинары-консультации для обобщённого и коллективного рассмотрения проблемы, которая возникает у значительного количества школьников; индивидуальные консультации; различные практикумы и т. д. [1, с.212]. Педагог на всех этапах выступает в роли помощника и консультанта, а упор обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний [2, с.403].

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-ученик; ученик-ученик; психолог-ученик и пр. В процессе проектирования обучающиеся участвуют в экспериментировании и исследовании, в театрализованной и изобразительной деятельности [5, с.44]. Получаемые при этом спектр эмоций побуждают обучающихся к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.

Начальным этапом вхождения в проектную деятельность является младший школьный возраст, который формирует фундамент дальнейшего овладения данной деятельностью [5, с.44]. Так как создание проектов является процессом длительным и трудоёмким, педагогу важно стимулировать познавательную активность обучающихся положительными подкреплениями и поощрять школьников в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы, создавать и придумать что-то новое, дать возможность делать ошибки и самостоятельно исправлять их [5, с.44]. Именно педагог (учитель), воспитатель, психолог и др., является главной движущей силой, который помогает школьникам раскрыть свой творческий потенциал.

В этой связи актуальным является анализ анкетирования, который был проведён среди 20 педагогов на базе ГОБОУ Мурманской КШИ № 3 и 20 педагогов на базе МБОУ СОШ № 31.

Анализ результатов анкетирования показал следующее:

70 % педагогов коррекционного образования и 40 % педагогов инклюзивного образования отметили, что проектная деятельность — это творческая, учебно-познавательная деятельность обучающихся, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде проекта.

30 % педагогов коррекционного образования и 60 % педагогов инклюзивного образования отметили, что проектная деятельность — это метод развивающего обучения, который направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений и т. д.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что педагоги знакомы с понятием «проектная деятельность».

60 % педагогов коррекционного образования используют в своей работе проектную деятельность достаточно редко — 1 раз в четверть; 30 % педагогов — 1 раз в месяц; 10 % педагогов отметили, что не занимаются реализацией проектной деятельности.

50 % педагогов инклюзивного образования реализуют проектную деятельность 1 раз в четверть; 10 % — 1 раз в месяц; 40 % отметили, что не используют в своей работе проектную деятельность.

80 % педагогов коррекционного образования в достаточной мере осведомлены о видах и структуре проектов; 20 % дали отрицательный ответ.

70 % педагогов инклюзивного образования ответили, что в достаточной мере осведомлены о видах и структуре проектов; 30 % отметили, что не достаточно осведомлены.

70 % педагогов коррекционного образования ответили, что проектная деятельность считается частичным показателем результативности в процессе обучения, т. к. в большинстве случаев, по мнению педагогов, на проекты затрачивается большое количество времени, что влияет на динамику учебной деятельности, где придерживаются строгой регламентации; 20 % согласны, что проектная деятельность является результативной, т. к. благодаря проектам, обучающиеся смогут на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта; умение взаимодействовать в группе; умение защищать и презентовать свои проекты. Защита проектов — это результативное средство самореализации обучающихся, формирования у них уверенности в своих силах, мотивации, данное средство выступает как способ стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности. 10 % педагогов ответили, что не считают проектную деятельность результативной, т. к. отдают предпочтение классно-урочной системе обучения.

80 % педагогов инклюзивного образования считают, что проектная деятельность даёт частичную результативность в обучении; 10 % педагогов считают проектную деятельность результативной, т. к. у обучающихся происходит самоопределение в области познавательных интересов; 10 % педагогов дали отрицательный ответ, т. к. считают, что у некоторых обучающихся происходит переоценка своих возможностей.

50 % педагогов коррекционного образования сталкиваются с организаторскими трудностями: переход педагога от роли наставника к роли консультанта (сотрудника); отмечают трудности с созданием материально-технических условий для организации проектной деятельности обучающихся; отмечают трудности с недостатком времени, которое необходимо затратить на той или иной проект; сталкиваются с трудностями прогнозирования конечного результата, поэтапного выполнения проектных мероприятий; 30 % педагогов сталкиваются с методическими трудностями, а именно: подбор дидактического материала, с которым будем интересно работать обучающимся; выдвижение гипотез; планирование проектов; 20 % педагогов сталкиваются с психологическими трудностями, а именно отмечают эмоциональную перенапряжённость.

70 % педагогов инклюзивного образования также отметили, что сталкиваются с организаторскими трудностями, особенно отмечают нехватку времени; 20 % педагогов сталкиваются с методическими функциями: нахождении приёмов и способов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех обучающихся, исходя из их подготовки и способностей; 10 % педагогов выделили среди психологических трудностей — эмоциональную перенапряжённость.

40 % педагогов коррекционного образования отмечают положительные моменты использования проектной деятельности связанные с формированием исследовательских умений обучающихся; 40 % педагогов отмечают — развитие самостоятельности; 10 % отмечают мотивирующий характер и 10 % развитие организаторских способностей обучающихся.

60 % педагогов инклюзивного образования также отметили, что в ходе проектной деятельности у обучающихся формируются исследовательские умения; 20 % отмечают мотивирующий характер; 10 % педагогов в ходе положительных моментов отмечают развитие организаторских способностей; 10 % педагогов отмечают развитие самостоятельности.

50 % педагогов коррекционного образования выделили темы, связанные с семьёй: «Я и моя семья», «Моя бабушка», «Семейные традиции» и пр. Это связано с тем, что школьники обучаются в школе интернатного типа, именно поэтому редко видят своих родителей; 40 % педагогов выделили темы, связанные с домашними питомцами: «Любимое домашнее животное», «Люблю тебя, мой друг мохнатый!», «Мои загадочные кошки»; 10 % отметили темы связанные с мультфильмами: «Мой любимый мультфильм», «Мой любимый герой из мультфильма», «Супергерои» и пр.

50 % педагогов инклюзивного образования отметили, что больше всего обучающимся интересны научные темы проектов: «Есть ли в воздухе вода?», «Почему морская вода солёная?» и пр.; 30 % педагогов отметили темы домашних питомцев: «Собака — настоящий друг», «Содержание и воспитание щенка», «Поведение кошек» и пр.; 20 % отметили темы мультфильмов: «Герои Марвел», «Дисней» и пр.

50 % педагогов коррекционного образования отметили познавательную литературу, как поиск информации; 20 % педагогов отметили — интернет; 10 % отметили — посещение музеев; 20 % педагогов отметили — беседы с родителями.

80 % педагогов инклюзивного образования отметили, что наиболее приемлемыми средствами поиска информации в рамках проекта для обучающихся является, познавательная литература; 20 % отметили — интернет, т. к. считают данный источник наиболее быстрым для поиска информации.

Таким образом, анализ анкет свидетельствует о том, что у большинства педагогов есть чёткое представление о понятии «проектная деятельность». Педагоги обеих школ отмечают широкие возможности реализации проектной деятельности на практике. Благодаря проектной деятельности педагоги овладевают набором специфических умений: умение увлечь обучающихся; умение ставить и находить перед обучающимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для школьников форме; способность выбирать интересные (актуальные) темы и т. д. Реализуя данные функции, педагог меняет отношение к собственным возможностям своей деятельности. Развиваются такие компетенции, как прогностическая, методологическая, коммуникативная, аналитическая, методическая, информационная и др. [3, с.62]. В ходе проектной деятельности изменяются и обучающиеся. Школьники приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, поскольку сами проявляют инициативу в том, что изучают и делают свой выбор.

Литература:

  1. Метод педагогического проектирования: история и современность: моногр. [Текст] / Е. М. Каргина. — Пенза: ПГУАС, 2014. — 212 с.
  2. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник [Текст] / Д. Г. Левитес. — М.: ИНФА-М, 2017. — 403 с.
  3. Поздеева, С. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников [Текст] / С. И. Поздеева, Т. В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. — 2010. — № 3. — 62 с.
  4. Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. и др. Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС: метод. пособие [Текст] / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 119 с.
  5. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? [Текст] / М. А. Ступницкая. — М.: первое сентября, 2010. — 44 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, педагог, инклюзивное образование, коррекционное образование, обучающийся, проектная деятельность обучающихся, метод проектов, умение, достаточная мера, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей...

Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются...

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство...

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX века.

Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Метод же проектов, используемый педагогом в обучающей его деятельности, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников. Основу метода проектов составляет развитие таких исследовательских умений младших школьников...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического

Проектную деятельность мы рассмотрим непосредственно на примере четырёх проектов...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся...

Метод проектов как эффективное средство развития УУД...

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Проектная деятельность как условие роста социальной...

Проектная деятельность младших школьников. проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования» в нашей гимназии были составлены календарно-тематические планы по предмету «Основы проектной деятельности...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей...

Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются...

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство...

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX века.

Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Метод же проектов, используемый педагогом в обучающей его деятельности, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников. Основу метода проектов составляет развитие таких исследовательских умений младших школьников...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического

Проектную деятельность мы рассмотрим непосредственно на примере четырёх проектов...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся...

Метод проектов как эффективное средство развития УУД...

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Проектная деятельность как условие роста социальной...

Проектная деятельность младших школьников. проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования» в нашей гимназии были составлены календарно-тематические планы по предмету «Основы проектной деятельности...

Задать вопрос