Проблема формирования информационной культуры учителей в образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Мосоха, М. А. Проблема формирования информационной культуры учителей в образовательных организациях / М. А. Мосоха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 542-543. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70761/ (дата обращения: 10.07.2020).



Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры учителей, неприспособленности педагогов к современным требованиям, неумению работать с информацией. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.

Ключевые слова: информационная культура, учитель, информационная неразборчивость, информационная этика, информация.

Информационное общество требует формирования нового типа образования, в котором обучение становится неотъемлемой частью всей жизни человека. Необходимо постоянно приобретать новые знания, не ограничиваться теми, которые когда-то были получены в определенном учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих эффективно выполнять эти виды деятельности, свидетельствуют о высоком уровне информационной культуры. Учитель должен уметь ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке и развивать эту способность у своих учеников.

Еще около века назад возможности сохранения, обмена, передачи и доступа к информации были крайне ограничены, но уже в наше время все эти вещи стали намного проще благодаря технологическим разработкам. До недавнего времени книги были наиболее распространенным средством, с помощью которого информация записывалась и распространялась, но теперь электронные книги могут быть легкодоступны в Интернете. Раньше учебные мероприятия проводились непосредственно в школах, а сегодня, с сетевыми системами дистанционного обучения, преподавательскую деятельность можно выполнять из дома без ограничения пространства.

Обобщая существующие точки зрения на понятие «Информационная культура», можно заметить, что они сводятся к двум основным подходам:

1) информационная культура как неотъемлемая часть культуры;

2) информационная культура как совокупность определённых качеств личности.

Приведем в пример некоторые определения: «Информационная культура личности — это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [1]; «Информационная культура личности — это компонент общей культуры личности, общества или определённой его части, проявляющейся во всех возможных видах работы с информацией, таких, как её получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, её трансляции, практическое использование» [2]. Вышеприведённые точки зрения относительно информационной культуры не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга.

Зачастую уровень информационной культуры определяется только умением пользоваться персональным компьютером. Хоть это и очень важное качество учителя, но такой подход не является удовлетворительным, поскольку информационная культура включает в себя гораздо более широкий набор компонентов. На сегодняшний день педагоги посредством Интернета могут иметь доступ к методическим публикациям своих коллег, таких как: конспекты уроков, презентации, видеоуроки, тесты, контрольные работы и пр. Кроме того, и ученики стали активными пользователями Интернета, и в свою очередь тоже получают из него информацию и имеют возможность ей поделиться. Следовательно, это не может не влиять на содержание, методы и инструменты образования и преподавания в частности. Очевидно, что проникновение технологий позволяет образовательному сообществу работать по-другому, менять образовательный процесс, искать новые подходы и так далее. Анализ образовательных практик в педагогических вузах показывает, что даже на этапе профессиональной подготовки будущих учителей, акцент на развитие компьютерной грамотности минимален. В свою очередь, отсутствие комплексного подхода к развитию информационной культуры педагога может негативно сказаться на его востребованности, возможности его самореализации в информационном обществе.

Учителя обязаны владеть не только методикой, знаниями и навыками, а также уметь использовать информационные и коммуникационные технологии и интегрировать их в учебную деятельность. Необходимо приспособиться к эффективному применению технологий в образовательном процессе, стремиться улучшить качество самообразования и образование в целом.

В качестве первого шага к выходу из вышеизложенной сложившейся ситуации, необходимо выработать концепцию по формированию информационной культуры учителей, основанную на прочном теоретическом и эмпирическом фундаменте.

Можно предвидеть, что будут появляться и новые проблемы, такие как, проблемы со здоровьем, неблагоприятная и небезопасная рабочая среда, увеличение вопросов, компьютерная зависимость и так далее. Поэтому существует очевидная необходимость обучения всех участников образовательного процесса навыкам безопасного использования компьютера и интернета.

Формирование основ информационной культуры будет эффективно осуществляться только в том случае, если целенаправленно, систематично и планомерно будет внедряться в урочную и внеурочную систему [3].

Литература:

  1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова И. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод.пособие. — Москва, 2002 г.
  2. Паршиков Н. А. Борисова О. О. Влияние информатизации на развитие информационной культуры и систему подготовки библиотечных кадров // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф., Краснодар-Новороссийск, 14–15 сент. 1995 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1995. — С. 316–318.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, образовательный процесс, информация, информационная культура учителей, Информационная культура личности, информационное общество.


Похожие статьи

Роль образования в формировании информационной культуры...

информационная культура, Информационная культура школьников, информационная грамотность, информационное общество, информация, культура, компонент, жизнь, знание, современное общество. Информационная образовательная среда учебного заведения...

Формирование информационной культуры детей младшего...

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.

Роль информационной культуры преподавателя в повышении...

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи

Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества.

Необходимость в формировании информационной культуры...

Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает...

Информационная культура личности выступает как главный...

Мировоззренческий компонент информационной культуры личности становится

Атаян, А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества

Данильчук Е. И. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога...

Формирование информационной культуры на уроках...

В современном обществе формируется совершенно новый тип культурыкультура

Так, учителю следует грамотно создавать учебно-проблемную ситуацию, побуждая учащихся к

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и...

Формирование информационной культуры младших школьников

В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.

Информационная культура и информационная компетентность...

Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии.

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное общее...

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

Информационная культура (ИК) в рамках культурологического подхода рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

информационная культура, учебный процесс...

Вопросы формирования информационной культуры современного учителя являются предметом исследования многих ученых. Например, в своей работе Н.Н. Масленикова считает, что информационная культура преподавателя образовательного учреждения включает в...

Похожие статьи

Роль образования в формировании информационной культуры...

информационная культура, Информационная культура школьников, информационная грамотность, информационное общество, информация, культура, компонент, жизнь, знание, современное общество. Информационная образовательная среда учебного заведения...

Формирование информационной культуры детей младшего...

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.

Роль информационной культуры преподавателя в повышении...

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи

Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества.

Необходимость в формировании информационной культуры...

Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает...

Информационная культура личности выступает как главный...

Мировоззренческий компонент информационной культуры личности становится

Атаян, А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества

Данильчук Е. И. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога...

Формирование информационной культуры на уроках...

В современном обществе формируется совершенно новый тип культурыкультура

Так, учителю следует грамотно создавать учебно-проблемную ситуацию, побуждая учащихся к

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и...

Формирование информационной культуры младших школьников

В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.

Информационная культура и информационная компетентность...

Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии.

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное общее...

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

Информационная культура (ИК) в рамках культурологического подхода рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

информационная культура, учебный процесс...

Вопросы формирования информационной культуры современного учителя являются предметом исследования многих ученых. Например, в своей работе Н.Н. Масленикова считает, что информационная культура преподавателя образовательного учреждения включает в...

Задать вопрос