Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Кунцова, В. С. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля / В. С. Кунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70759/ (дата обращения: 03.12.2024).



В статье рассмотрена новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Выявлены преимущества налогового мониторинга. Рассмотрены условия проведения налогового мониторинга, его сроки, изучена концепция развития налогового мониторинга.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налогоплательщик, компании.

С 1-го января 2016 г. действует новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг представляет собой способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета. Это, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления налогов и сборов. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа [3 c. 244].

Преимущества налогового мониторинга:

1) быстрое закрытие налогового периода;

2) освобождение от выездных и камеральных налоговых проверок;

3) налоговая определенность, мотивированные мнения налогового органа по конкретным сделкам;

4) повышение вероятности досудебного урегулирования;

5) эффективная система внутреннего контроля и снижение рисков совершения ошибок, хищения имущества.

Цифровизация налогового контроля в России выходит на новый уровень. В ближайшие годы тысячи компаний смогут перейти на онлайн-взаимодействие с налоговиками. Это позволит государству проводить меньше проверок.

Налоговый мониторинг регулируется ст. 105.26 НК РФ. В статье толкуется об общем положении налогового мониторинга, определяются сроки и период проведения налогового мониторинга [1]. Сроки проведения налогового мониторинга 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Налоговый мониторинг регулируется приказами ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7–15/323@, от 16.06.2017 № ММВ-7–15/509@, от 15.12.2017 № ММВ-7–3/1065@, от 23.11.2017 № ЕД-4–15/23793@, от 18.01.2018 № ЕД-4–15/789@, от 7.05.2019 № ЕД-4–15/8603.

Первые участники организации налогового мониторинга — ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» самостоятельно выбрали для себя данную форму налогового контроля, подав соответствующие заявления в налоговые органы до 1 июля 2015 г. [3 c. 245].

По состоянию на июль 2018 г. налоговый мониторинг проводился в отношении 26 крупнейших налогоплательщиков, в том числе участников групп «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Новатэк», «Норильский никель», «Аэрофлот», Банк «Национальный Клиринговый Центр» и др. [4].

С 1 января 2019 г. налоговый мониторинг проводится в отношении ещё 44 компаний таких как, Банк ВТБ ПАО, ОАО «РЖД», ООО «Руссоль», ООО «Комацу СНГ», ООО «ЯГУАР ЛЕНД РОВЕР», ГК «Ростех» [4].

На 2020 год по данным заместителя руководителя ФНС Российской Федерации Даниила Егорова, к системе налоговый мониторинг прибавится еще 48 компаний, среди которых 28 с государственным участием.

В таблице 1 представлены параметры, по котором можно определить, имеет ли организация право на проведение налогового мониторинга.

Таблица 1

Параметры для проведения налогового мониторинга на территории Российской Федерации

Параметры, необходимые для проведения налогового мониторинга

Значение показателя

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых к уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

Не менее 300 млн. руб

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга

Не менее 3 млрд. руб

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового

Не менее 3 млрд. руб

Организация может обратится в налоговую инспекцию для проведения налогового мониторинга не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

В 2020 году Правительством РФ была утверждена концепция развития системы налогового мониторинга на территории РФ. Данная концепция предполагает снижение порога для организаций, которые добровольно хотят участвовать в новом виде налогового контроля. Конкретные действия развития и упрощения — это сумма уплаченных за год налогов на сумму до 100 млн. руб. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое — до 1 млрд. рублей [2].

Исходя из этого можно сделать вывод, что данная концепция развития поможет расширить круг потенциальных участников налогового мониторинга, к 2022 г. планируется до 3879 компаний, а к 2024 г. до 7827 компаний. Налоговый мониторинг заменит традиционные проверки на удаленный онлайн-доступ к учетным данным налогоплательщика.

Литература:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) ст. 105.26
  2. Распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга
  3. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина; под редакцией Д. Г. Черника. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–10291–8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 245 — URL: https://urait.ru/bcode/456337/p.245 (дата обращения: 25.04.2020).
  4. Налоговый мониторинг // Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы URL: www.nalog.ru (дата обращения: 25.04.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговый орган, проведение, РФ, данные, концепция развития, ООО, отчетность организации, Российская Федерация.


Похожие статьи

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

В статье рассмотрена форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Выявлены отличительные черты характерные налоговому мониторингу. Рассмотрен процесс проведения налогового мониторинга с учетом изменений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Фе...

Анализ состояния налогового контроля в РФ в противодействии налоговым правонарушениям

В статье автор исследует сущность налогового контроля и его механизмы. Также в статье анализируются статистические данные, отражающие эффективность налогового контроля в РФ. В заключение рассматриваются мероприятия, позволяющие повысить эффективность...

Налоговый мониторинг и процесс его цифровизации

В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанно...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

В данной статьей затрагиваются такие вопросы, как понятия налогового мониторинга и его польза, также изучаются проблемы, с которыми сталкиваются организации при переходе на мониторинг и пути решения данной проблемы. И были изучены нормы действующего ...

Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля

В статье освящена проблема повышения эффективности государственного контроля путем совершенствования налогового администрирования. Более того, предложены наиболее эффективные способы совершенствования налогового контроля, которые позволят создать бла...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Развитие организации взаимодействия налогового органа с налогоплательщиками в рамках налогового мониторинга

В данной статье рассмотрена современная организация взаимодействия ФНС России с крупнейшими налогоплательщиками в рамках программы налогового мониторинга. Выдвинуты основные подходы к вхождению налогоплательщиков в налоговый мониторинг. Автором стать...

Сравнительный анализ приемов управления налоговыми рисками

В статье автор определяет основные приемы управления налоговыми рисками, проводит их сравнительный анализ, определяет достоинства и недостатки рассматриваемых приемов риск-менеджмента, а также рассматривает целесообразность их использования при разли...

Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов

В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...

Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на пре...

Похожие статьи

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

В статье рассмотрена форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Выявлены отличительные черты характерные налоговому мониторингу. Рассмотрен процесс проведения налогового мониторинга с учетом изменений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Фе...

Анализ состояния налогового контроля в РФ в противодействии налоговым правонарушениям

В статье автор исследует сущность налогового контроля и его механизмы. Также в статье анализируются статистические данные, отражающие эффективность налогового контроля в РФ. В заключение рассматриваются мероприятия, позволяющие повысить эффективность...

Налоговый мониторинг и процесс его цифровизации

В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанно...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

В данной статьей затрагиваются такие вопросы, как понятия налогового мониторинга и его польза, также изучаются проблемы, с которыми сталкиваются организации при переходе на мониторинг и пути решения данной проблемы. И были изучены нормы действующего ...

Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля

В статье освящена проблема повышения эффективности государственного контроля путем совершенствования налогового администрирования. Более того, предложены наиболее эффективные способы совершенствования налогового контроля, которые позволят создать бла...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Развитие организации взаимодействия налогового органа с налогоплательщиками в рамках налогового мониторинга

В данной статье рассмотрена современная организация взаимодействия ФНС России с крупнейшими налогоплательщиками в рамках программы налогового мониторинга. Выдвинуты основные подходы к вхождению налогоплательщиков в налоговый мониторинг. Автором стать...

Сравнительный анализ приемов управления налоговыми рисками

В статье автор определяет основные приемы управления налоговыми рисками, проводит их сравнительный анализ, определяет достоинства и недостатки рассматриваемых приемов риск-менеджмента, а также рассматривает целесообразность их использования при разли...

Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов

В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...

Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на пре...

Задать вопрос