Стадии безвестного отсутствия гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Ананьев, А. Г. Стадии безвестного отсутствия гражданина / А. Г. Ананьев, А. А. Филаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70739/ (дата обращения: 03.07.2020).



Авторами в рамках статьи выдвинуто положение о необходимости выделения стадий безвестного отсутствия. В соответствии с этим в статье анализируются соответствующие стадии, определенные авторами. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы анализа, синтеза, сопоставления и моделирования. В работе констатируется обязательность и неизменность выделенных стадий, несмотря на отсутствие их четкой законодательной регламентации. Делается вывод о том, что деление института безвестного отсутствия гражданина на формально-логические последовательные стадии имеет существенное теоретико-практическое значение.

Ключевые слова: безвестное отсутствие, заинтересованное лицо, последовательные стадии, защиту интересов, имущество отсутствующего лица.

В достаточно продолжительный отрезок времени (а именно, не менее одного года), прежде чем физическое лицо в судебном порядке может быть признано безвестно отсутствующим, могут возникнуть такие обстоятельства, когда будут страдать интересы не только отсутствующего лица (absentius persona), но и интересы других лиц, с которыми он связан гражданско-правовыми отношениями [7, с. 49]. В течение обозначенного периода времени, с момента, когда начинается исчисление срока и до момента вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, мы имеем дело с фактическим безвестным отсутствием.

Соответствующая расстановка фактических аспектов, согласно действующему законодательству, позволяет нам выделить несколько стадий признания гражданина безвестно отсутствующим, которые обладают характерными особенностями [1, с. 56]. Целью выделения таких стадий является обособление каждого этапа признания гражданина безвестно отсутствующим в контексте законодательной регламентации и правовых последствий. Каждый этап представляет собой систему поступательно совершаемых юридически значимых действий.

Построение нашего законодательства, как и в зарубежных правопорядках, исходит из постулата о том, что выделяемые стадии есть последовательная цепь, требующая постепенного прохождения соответствующих звеньев. Так, «успешное» освоение одной стадии есть необходимое и достаточное условие для формирования перехода к следующему этапу. Такое положение дел возможно только при совершении фактических и юридических действий, а равно как наличие необходимых фактологических обстоятельств, предусмотренных норме права, формирующей базис предыдущей стадии. Каждое последовательное звено направлено на достижение определенной цели, опосредующей процесс гражданско-правового регулирования отношений по безвестному отсутствию [11, с. 191].

Поскольку российское гражданское право явным образом не закрепляет стадии признания гражданина безвестно отсутствующим, исходя из анализа нормативного материала, а также фактического положения дел, которое имеет место в рассматриваемом случае, нам представляется возможным выявить и проанализировать четыре условно самостоятельные стадии.

Первой является пропажа лица без вести (missing personis absentis). До истечения годичного срока, когда физическое лицо в судебном порядке еще не признано «безвестно отсутствующим», мы имеем дело с фактическим отсутствием гражданина по месту его обычного до этого пребывания (жительства). В смысловом и логическом контексте данного момента нам представляется уместным использовать именно термин «пропажа лица без вести». Как отмечается в литературе, на сегодня ни в одном из нормативных актов, применяемых в нашей стране, не имеется четкого юридического определения этого термина, что является существенным упущением [9]. В сложившейся обыденной практике под обозначенным понятием понимается человек, который без предупреждения и/или видимых причин пропал, при обстоятельствах, неизвестных его окружению. Вместе с тем, обыденное понимание тех или иных категорий не всегда отвечает целям юридической техники и методологии законодательства.

Пропажа лица без вести в правовом поле, как нам видится, должна трактоваться через призму отсутствия у заинтересованных лиц сведений о человек в месте его обычного проживания и невозможность их получения о данном лице в конкретный момент времени. Ключевым здесь выступает наличие заинтересованного лица, лишенного соответствующей информации о необходимом ему физическом лице [4, с. 91]. Пропажа лица без вести представляет собой изначально фактическое обстоятельство, выступающее юридическим фактом в рамках соответствующего состава, формирующего в последующем конечный результат с его итоговыми правовыми последствиями.

При наступлении обозначенного факта, заинтересованными лицами начинают совершаться определенные действия, влекущие за собой определенные правовые последствия. К числу таких действий можно отнести: 1) обращение в органы внутренних дел с сообщением / заявлением от о пропаже соответствующего человека [8, с. 126]; 2) совершение фактических действий по установлению возможного места пребывания (нахождения) отсутствующего лица; 3) заинтересованными лицами осуществляется сбор необходимых данных для последующего признания гражданина безвестно отсутствующим. Как мы можем видеть, данные действия имеют больше процессуально-правовой аспект, нежели наделены материальной составляющей. Из материально-правовых аспектов в данной стадии можно отметить то, что в соответствии с п. 2 ст. 43 ГК РФ до истечения необходимого срока, органами опеки и попечительства в целях сохранения имущества отсутствующего и обеспечения реализации отдельные его прав, может быть назначен управляющий к его имуществом. Вторым материально-правовым аспектом выступает правило относительно того, что ранее выданные отсутствующим в настоящее время лицом доверенности продолжают действовать до момента вынесения судом соответствующего решения [12, с. 132].

Вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что на данной стадии, несмотря на то, что гражданин еще юридически не признан безвестно отсутствующим, но в отношении него, ввиду фактического отсутствия, все равно совершаются определенные действия, равно как имеются и правовые последствия, направленные на имущество отсутствующего лица и охрану его имущественных интересов.

Вторая стадия — процедура признания гражданина безвестно отсутствующим (т. е. appeal to atrium). Данная стадия представляет собой ключевой момент в структуре института безвестного отсутствия. На данной стадии совершаются определенные действия, а именно: заинтересованным лицо подается в суд заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим со всеми необходимыми документами, а равно как совершение иных действий и исполнение обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством. Данным действием «открывается» данная стадия [6, с. 9]. Подача заявления есть формально-логическое начало трансформации правового регулирования отношений с участием безвестно отсутствующего лица.

После принятия заявления судом выясняются цели признания лица безвестно отсутствующим, равно как устанавливается факт отсутствия сведений о месте пребывания гражданина. В целях всестороннего и полного рассмотрения дела запрашивается информация, необходимая для дальнейшего разбирательства (последнее место жительства, последнее место работы и т. д.). (3) Осуществление непосредственного судебного рассмотрения дела, в рамках которого заявителем излагается его позиция, оцениваются имеющиеся доказательства по делу, в том числе заслушиваются показания свидетелей (родственники, коллеги по работе, сослуживцы). Здесь также устанавливается необходимость управления имуществом лица, подлежащего признанию безвестно отсутствующим.

В случае установления необходимости управления имуществом органами опеки и попечительства назначается доверительный управляющий в последующей стадии. В контексте данной стадии значение имеет определение самого факта необходимости управления имуществом, без реального назначения управляющего лица.

Рассмотренная стадия заканчивается вынесением судом решения об удовлетворении требований о признании лица безвестно отсутствующим. Так же, данная стадия может в любой момент до ее логического завершения, прерваться явкой гражданина, отсутствовавшего до этого без вести.

Третья стадия — вступление в законную силу постановленного судом решения о признании безвестно отсутствующим конкретного физического лица (своего рода «in recognitionem iudicium sententia»). Именно вступление в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим позволяет отделить эту стадию от второй, которая создает условия для юридического оформления данного юридического факта.

Данная стадия больше имеет формально-юридическое наполнение, нежели требует от заинтересованных лиц совершения каки-либо фактических и/или юридических действий ввиду того, что таковые были совершены в рамках предшествующей стадии. Здесь происходит признание государством постановленного судом решения, посредством придания ему юридической силы по правилам процессуального законодательства.

Признании лица безвестно отсутствующим, установленное судебным актом порождает взаимосвязанные с этим следствия, которые логично было отнести в этой связи именно к данной стадии. В данном случае речь идет о том, что при наличии необходимости по управлению имуществом отсутствующего лица, органом опеки и попечительства, исходя из их полномочий, заключают с доверительным управляющим (т. е. определенным конкретным лицом) договор доверительного управления. Если у отсутствующего гражданина была обязанность содержать конкретных лиц, то им начинается выплата необходимого содержания за счет имущества persona absentius.

Другим материально-паровым следствием реализации данной стадии является факт того, что прекращают свое действие ранее выданные доверенности в случае их наличия (ст. 188 ГК РФ).

Данная стадия, в отличие от предшествующих, может завершаться только в случае отмены судебного решения вследствие явки безвестно отсутствующего гражданина. По воле заинтересованного лица данная стадия не может быть прекращена, как это может иметь место на первых двух стадиях. Данная стадия также по правилам в том числе и формальной логики, прекращается при вступлении в законную силу решения суда об объявлении отсутствующего гражданина умершим.

Четвертая стадия — явка (объявление) гражданина, признанного безвестно отсутствующим (reditum homines). Данная стадия начинается в случае явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в силу чего она не является обязательной (императивной в отличии от предшествующих), поскольку уже выходит за фактические рамки признания гражданина безвестно отсутствующим, но вместе с тем, ее выделение необходимо, хотя бы по той причине, что таковая является стоп-фактором для всех предшествующих стадий, независимо от момента их развития и/или завершенности.

В случаях же, когда была реализована третья стадия, то происходит отмена судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим и на основании соответствующего решения суда отменяется установленное ранее управление имуществом отсутствовавшего гражданина [5, с. 47].

Данную стадию можно дополнить гарантиями в отношении имущества безвестно отсутствующего гражданина, которые существуют в гражданском законодательстве различных стран. Например, при наличии убытков, причиненных ненадлежащим управлением имущества отсутствующего, при явке последнего, он наделяется правом потребовать от доверительного управляющего, ненадлежащим образом управлявшим его имуществом, возмещения убытков, обусловленных некорректным управлением вверенным имуществом (п. 2 ст. 51 ГК Молдовы [2]). Другим решения данного вопроса может быть законодательство Франции [10] и Германии [3]. Согласно данным законодательствам, в случае явки лица, признанного (объявленного) безвестно отсутствующим, оно может потребовать возврата имущества, которое ему принадлежало, за исключением ограничений, установленных законодательством данных стран.

Вышеизложенное позволяет нам заключить факт того, что деление института безвестного отсутствия гражданина на формально-логические последовательные стадии имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение. Обозначенная градация, а таже последовательность смены стадий необходимы для того, чтобы предоставить охрану интересов отсутствующего лица в его имуществе, равно как и определить потенциальные пути развития ситуации для иных третьих лиц, имеющих свой интерес к persona absentius и/или его имуществу.

Литература:

  1. Аминова Ф. М. Становление института признания гражданина безвестно отсутствующим // Вестник РТСУ. 2010. № 1. С. 56. С. 53–58.
  2. Гражданский кодек Республики Молдова: Закон от 06.06.2002 г. № 1107-XV // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3244 (дата обращения: 24.05.2020).
  3. Гражданское уложение Германской империи // Викитека [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Германское_гражданское_уложение/Книга_1/Раздел_1 (дата обращения 24.05.2020).
  4. Закаряева М. М. Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7 (92). С. 90–99.
  5. Ивашин Д. И. Особенности пересмотра судами первой инстанции судебных решений по делам о признании граждан безвестно отсутствующими или об объявлении умершими // Современная наука. 2016. № 4. С. 45–48
  6. Козлова Н. Верховный суд объяснил, кого можно признать безвестно отсутствующим // Российская газета — Федеральный выпуск. 2018. Ноябрь, 20. № 260(7723). С. 1, 9.
  7. Овсиенко Е. В. Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — С-Пб.: Свое издательство, 2017. С. 48–50.
  8. Попова Т. В., Сергеев А. Б. Вопросы правового регулирования действий правоохранительных органов при получении сообщения о безвестном исчезновении гражданина // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 4 (46). С. 122–128.
  9. Сас И. Ушли и не вернулись // Независимая газета. — 2004 г. 30 июня. // URL: http://www.ng.ru/ideas/2004–06–30/10_zarembinskay.html (дата обращения: 24.05.2020).
  10. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона) // Викитека [Электронный ресурс]. URL https://ru.wikisource.org/wiki/Кодекс_Наполеона (дата обращения: 24.05.2020).
  11. Цыбизова Н. А. О значении стадий безвестного отсутствия гражданина в российском гражданском праве. // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 31. С. 191–199.
  12. Ширвиндт А. М. Актуальные вопросы представительства. Комментарий к п. п. 122–132 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. № 12. С. 61–144.
Основные термины (генерируются автоматически): стадий, отсутствующее лицо, отсутствующий, безвестное отсутствие, физическое лицо, признание гражданина, пропажа лица, отсутствующий гражданин, действие, признание лица.


Ключевые слова

безвестное отсутствие, заинтересованное лицо, последовательные стадии, защиту интересов, имущество отсутствующего лица

Похожие статьи

Некоторые проблемы признания лица безвестно...

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина в семейных, трудовых, наследственных и иных правоотношениях.

Проблемы института объявления гражданина умершим...

Дела о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим в последнее время встречаются в судебной практике довольно часто. Безвестное отсутствие гражданина затрагивает интересы его ближайших родственников и других заинтересованных лиц...

Практические проблемы правоприменения института признания...

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ

Касаемо военнослужащих и иных граждан, пропавших в связи с военными действия

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим...

признание гражданина, Российская Федерация, лицо...

Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке

Также заявитель указывает обстоятельства, которые подтверждают безвестное отсутствие гражданина, либо которые угрожали его жизни.

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и судов...

1) лицо, в отношении которого в суде имеется заявление о признании его безвестно отсутствующим, что влечет

1) «Безвестное отсутствие» как явление действительности — это длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства помимо своей воли, при...

Правовые особенности доказательств в гражданском...

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ. Полагаем, что цель лица, которое в подобных ситуациях обращается в суд, должна быть такой. Однако дата окончания военных действий не всегда бывает официально установленной.

Прекращение брака вследствие смерти или объявления одного из...

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно. Если у суда имеются все основания полагать, что лицо умышленно скрывает сведения о...

Критерии признания граждан недееспособными

Физическое лицо в силу ст. 29 ГК РФ может быть признано недееспособным только в судебном порядке и для данного гражданина

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей.

Смерть опекуна или попечителя либо подопечного как основание...

Так же не является самостоятельным основанием признание опекуна или попечителя безвестно отсутствующим, поскольку для такого признания должно пройти определенное время. Согласно ст. 42 ГК РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим...

Похожие статьи

Некоторые проблемы признания лица безвестно...

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина в семейных, трудовых, наследственных и иных правоотношениях.

Проблемы института объявления гражданина умершим...

Дела о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим в последнее время встречаются в судебной практике довольно часто. Безвестное отсутствие гражданина затрагивает интересы его ближайших родственников и других заинтересованных лиц...

Практические проблемы правоприменения института признания...

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ

Касаемо военнослужащих и иных граждан, пропавших в связи с военными действия

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим...

признание гражданина, Российская Федерация, лицо...

Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке

Также заявитель указывает обстоятельства, которые подтверждают безвестное отсутствие гражданина, либо которые угрожали его жизни.

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и судов...

1) лицо, в отношении которого в суде имеется заявление о признании его безвестно отсутствующим, что влечет

1) «Безвестное отсутствие» как явление действительности — это длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства помимо своей воли, при...

Правовые особенности доказательств в гражданском...

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ. Полагаем, что цель лица, которое в подобных ситуациях обращается в суд, должна быть такой. Однако дата окончания военных действий не всегда бывает официально установленной.

Прекращение брака вследствие смерти или объявления одного из...

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно. Если у суда имеются все основания полагать, что лицо умышленно скрывает сведения о...

Критерии признания граждан недееспособными

Физическое лицо в силу ст. 29 ГК РФ может быть признано недееспособным только в судебном порядке и для данного гражданина

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей.

Смерть опекуна или попечителя либо подопечного как основание...

Так же не является самостоятельным основанием признание опекуна или попечителя безвестно отсутствующим, поскольку для такого признания должно пройти определенное время. Согласно ст. 42 ГК РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим...

Задать вопрос