Формирование знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области в проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Гужавина, В. С. Формирование знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области в проектной деятельности / В. С. Гужавина, Т. С. Шерстнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70734/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы пытаютсяобосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области в проектной деятельности.

Ключевые слова: Кировская область, экспериментальный класс, проектная деятельность, гриб, растение.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ‒ ФГОС НОО) определены требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые с учетом специфики содержания предметной области учебного предмета «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» включают, в том числе и «освоение норм здоровьесберегающего поведения» [6, c.12].

Информация, которая дается в программах по «Окружающему миру» в начальной школе минимальна для формирования знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области. Изучив программы четырёх УМК, а именно: УМК «Школа России», автор Плешаков А. А. [3]; УМК «Гармония» авторы Поглазова О. Т., Шилин В. Д. [5]; УМК «Перспектива» авторы Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. [4]; УМК «Планета знаний» авторы Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. [2], было выявлено, что изучение ядовитых растений и грибов на уроках «Окружающий мир» недостаточно, или вообще отсутствует. Исходя из этого, можно заключить, что исследование проблемы формирования знаний о ядовитых растениях и грибах Кировской области у второклассников в проектной деятельности актуально, что явилось основанием для проведения данного исследования.

В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к следующим выводам. Одним из средств формирования знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области является проектная деятельность. Проектная деятельность является одним из наиболее актуальных средств работы т. к. она направлена на самостоятельную деятельность детей, основана на интересах детей, способствует их всестороннему развитию, а также соответствует требованиям ФГОС НОО. Проектная деятельность может быть использована как на уроках по окружающему миру, так и во внеурочной деятельности детей. Ход проектной деятельности представлен несколькими этапами работы. В ходе проектной деятельности дети используют разнообразные формы и методы работы. Создавая проекты в рамках предмета «Окружающий мир», у младших школьников формируется первоначальное представление о закономерностях окружающего мира, обеспечивается переход от созерцания явлений к пониманию их сущности.

Теоретической основой выступили работы следующих ученых:

  1. Исследования в области экологического образования и воспитания второклассников: Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Добрецовой, И. Д. Зверева, Л. П. Симоновой, И. Т. Суравегиной и др.
  2. Исследования Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы, Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды и других о возможности использования проектной деятельности в работе с второклассниками.

Мы выбрали этапы проекта З. А. Клепининой, т. к. они подробно описаны и доступны для детей младшего школьного возраста.

По нашему мнению, ученики второго класса после выполнения индивидуального проекта будут знать названия ядовитых растений и грибов Кировской области, информацию об их внешнем виде и правила поведения при встрече с ними.

Таким образом, исследуя проблему формирования знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области в проектной деятельности нами были определены педагогические условия, при которых работа будет проходить успешно:

а) если будет определено содержание знаний о ядовитых растениях и грибах Кировской области;

б) если будут учитываться возрастные особенности детей;

в) если будет соблюдаться этапность проектной деятельности по З. А. Клепининой:

1) целеполагание (выделение цели с помощью учителя);

2) разработка проекта (плана деятельности по достижению цели);

3) выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели);

4) подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов [1, с.95].

Для проверки эффективности педагогических условий нами была проведена экспериментальная работа. Экспериментально-исследовательская работа проводилась в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Кирова.

В работе участвовали учащиеся 2 «А» класса в количестве 25 человек и 2 «Д» класса в количестве 23 человек. 2 «Д» класс определен нами как экспериментальный, 2 «А» как контрольный.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап — констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области.

На констатирующем этапе эксперимента нами были разработаны 2 теста:

− «Узнай ядовитые растения и грибы»;

− «Правила поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами».

Результаты проведённого тестирования (тест «Узнай ядовитые растения и грибы») показали низкий уровень знаний у 78 % учеников экспериментального класса и 60 % учеников контрольного класса, средний уровень у 13 % учеников экспериментального класса и 20 % учеников контрольного класса, уровень выше среднего показали 9 % учащихся экспериментального класса и 20 % учащихся контрольного класса, высокий уровень у учеников экспериментального класса и у учеников контрольного класса не выявлены. Таким образом, проведённое нами тестирование показало примерно одинаковый уровень знаний о ядовитых растениях и грибах Кировской области, большая часть детей имеют низкий уровень.

Результаты проведённого тестирования (тест «Правила поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами») показали низкий уровень знаний у 92 % учеников экспериментального класса и 68 % учеников контрольного класса, средний уровень у 4 % учеников экспериментального класса и 24 % учеников контрольного класса, уровень выше среднего показали 4 % учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса, высокий уровень у учеников экспериментального класса и учеников контрольного класса не выявлен.

Таким образом, проведённое нами второе тестирование показало примерно одинаковый уровень знаний в контрольном и экспериментальном классах о правилах поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами.

2 этап — формирующий.

На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области в экспериментальном 2 «Д» классе.

В экспериментальном классе было проведено 8 уроков по темам: «Что такое проект?», «Работа с источниками», «Создание индивидуальных проектов» (3 урока), «Подготовка к защите индивидуальных проектов», «Защита индивидуальных проектов» (2 урока). Уроки были включены в учебный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков окружающего мира.

3 этап — контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области. Процедура проведения контрольного тестирования та же, как на констатирующем эксперименте.

Проведенный анализ первого тестирования в контрольном классе показал, что с высоким уровнем развития знаний о ядовитых растениях и грибах Кировской области 16 % учеников, у 28 % обучающихся уровень выше среднего, 40 % учащихся имеют средний уровень и 16 % — низкий уровень. В экспериментальном классе так же был проведён повторный анализ первого теста, результаты получились следующие: высокий уровень 48 %, уровень выше среднего 35 %, средний уровень 17 %, низкий уровень 0 %.

Проанализировав результаты теста «Правила поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами» на этапе контрольного эксперимента, мы выяснили, что результат с высоким уровнем развития знаний о правилах поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами у 12 % учеников, у 12 % обучающихся уровень выше среднего, 68 % учащихся имеют средний уровень и 8 % — низкий уровень.

В экспериментальном классе так же был проведён повторный анализ теста «Правила поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами». Результаты получились следующие: высокий уровень 52 %, уровень выше среднего 35 %, средний уровень 9 %, низкий уровень 4 %.

Опираясь на результаты контрольного эксперимента, можно заключить, что в контрольном классе 4 ученика, а это 16 % от общего количества учащихся, имеет знания о ядовитых растениях и грибах Кировской области. О правилах поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами знания имеются у 3 второклассников — это 12 % от класса.

В экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень показали 0 % второклассников и уровень выше среднего 9 % учащихся. 78 % учеников второго класса показали низкий уровень.

После проведённого эксперимента результаты изменились, увеличилось количество учеников с высоким уровнем знаний о ядовитых растениях и грибах

Кировской области, что составило 48 %, с уровнем выше среднего 35 %. В тоже время второклассников с низким уровнем не оказалось.

Знания о правилах поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами так же изменились, высокий уровень набрали 52 % учащихся и уровень выше среднего 35 %. Один ученик показал низкий уровень — это 4 % обучающихся экспериментального класса.

Таким образом, по результатам педагогического эксперимента мы пришли к следующему выводу. Уровень развития знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области учащихся контрольного класса изменился незначительно, результат виден на рисунке 6, а в экспериментальном классе он повысился высокий уровень выявлен у 48 % учащихся, у 35 % обучающихся — уровень выше среднего, средний уровень имеют 17 % детей, в классе нет учеников с низким уровнем.

Уровень развития знаний второклассников о правилах поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами Кировской области изменился незначительно, а в экспериментальном классе он повысился: высокий уровень выявлен у 52 % учащихся, у 35 % обучающихся — уровень выше среднего, средний уровень имеют 9 % детей, и лишь 4 % учащихся осталось с низким уровнем.

Таким образом, мы достигли поставленной общей цели исследования — теоретически обосновали и опытно-экспериментальным путем проверили педагогические условия формирования знаний второклассников о ядовитых растениях и грибах Кировской области в проектной деятельности.

Литература:

  1. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. — М.: Издательство «Госиздат», 1924. — 168 с.
  2. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Планета знаний». 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — М.: Дрофа. Астрель, 2017. — 52 с.
  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2011. — 233 с.
  4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — М.: Просвещение, 2011. — 127 с.
  5. Поглазова, О. Т. Программы общеобразовательных учреждений /Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О. Т. Поглазова. — Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. — 304 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки РФ. — М.: Просвещение. 2015. — 27 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Кировская область, экспериментальный класс, проектная деятельность, гриб, растение, уровень, высокий уровень, контрольный класс, правило поведения, окружающий мир.


Ключевые слова

растение, проектная деятельность, Кировская область, экспериментальный класс, гриб

Похожие статьи

Условия формирования экологических знаний младших школьников

Знание правил поведения в природе. Знание научных и нравственных суждений по

Из рисунка видно, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности

Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе высокий уровень показали 8 человек (19...

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных...

Уровень сформированности внимания и самоконтроля у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л

Таблица 4. Уровень сформированности регулятивных УУД в экспериментальном и контрольном классах.

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных

—Провести диагностику уровня сформированности экологических понятий у младших школьников.

4.При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических понятий...

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы знаем, что обучающиеся различаются уровнем подготовленности к школе. Некоторые с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Другие с высокой мотивацией также для развития своих способностей нуждаются в особом внимании учителя.

Проект как средство экологического образования младших...

Показатели высокого уровня сформированности экологических знаний в контрольной группе не

Тарасова Т. И. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников / Т. И

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования...

К вопросу о формировании экологической культуры младших...

Для выявления исходного уровня сформированности компонентов экологической культуры у

Третье место занимает этическая установка, которая в экспериментальном классе

Лишь у 9,1 % младших школьников как экспериментального, так и контрольного класса, отношение...

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Внеурочная деятельность понимается как деятельность

Базой для экспериментального исследования стал 3 «А» класс МОУ «Шелаевская СОШ» с. Шелаево, Белгородской области.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Создание контрольно-измерительных материалов для оценки...

Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организа-ций, реализующих АООП.

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что...

Похожие статьи

Условия формирования экологических знаний младших школьников

Знание правил поведения в природе. Знание научных и нравственных суждений по

Из рисунка видно, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности

Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе высокий уровень показали 8 человек (19...

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных...

Уровень сформированности внимания и самоконтроля у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л

Таблица 4. Уровень сформированности регулятивных УУД в экспериментальном и контрольном классах.

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных

—Провести диагностику уровня сформированности экологических понятий у младших школьников.

4.При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических понятий...

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы знаем, что обучающиеся различаются уровнем подготовленности к школе. Некоторые с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Другие с высокой мотивацией также для развития своих способностей нуждаются в особом внимании учителя.

Проект как средство экологического образования младших...

Показатели высокого уровня сформированности экологических знаний в контрольной группе не

Тарасова Т. И. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников / Т. И

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования...

К вопросу о формировании экологической культуры младших...

Для выявления исходного уровня сформированности компонентов экологической культуры у

Третье место занимает этическая установка, которая в экспериментальном классе

Лишь у 9,1 % младших школьников как экспериментального, так и контрольного класса, отношение...

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Внеурочная деятельность понимается как деятельность

Базой для экспериментального исследования стал 3 «А» класс МОУ «Шелаевская СОШ» с. Шелаево, Белгородской области.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Создание контрольно-измерительных материалов для оценки...

Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организа-ций, реализующих АООП.

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что...

Задать вопрос