Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Слободскова, М. А. Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений / М. А. Слободскова, Е. Ю. Сураева, И. Ю. Батеряну, К. Е. Казай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 714-716. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70666/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается экспериментирование в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений. Представлены цели и задачи экспериментирования и результаты его применения.

Ключевые слова: экспериментирование, развитие, познавательно-исследовательские умения, дети, дошкольники.

This article discusses experimentation as a means of developing cognitive-research skills. The goals and objectives of experimentation and the results of its application are presented.

Keywords: experimentation, development, cognitive-research skills, children, preschoolers.

C:\Users\Acer\Desktop\ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ\Опыты 2020\20200219_164727 — копия (2).jpg

Концепция модернизации современного российского образования закрепляет то, что в настоящее время нужно в полной мере обращать пристальное внимание на развитие не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Такой подход требует формирования в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательно-исследовательскую деятельность, так как исследовательский поиск представляется необходимым элементом в каждой профессии. Поэтому и исследовательское поведение на сегодняшний день оценивается в качестве неотъемлемой характеристике личности, входящей в структуру представлений о профессионализме в каждой отрасли [1, с.23].

В нормативно правовых актах РФ закрепляется значимость формирования исследовательской активности детей. Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено то, что дошкольное образование нацелено на развитие интеллектуальных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является необходимость развития и стимулирования интересов детей старшего дошкольного возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности.

Дети дошкольного возраста — прирожденные исследователи, что отмечено в работах А. Н. Леонтьева, Н. Г. Морозовой, А. К. Дусавицкого. В таком возрасте очень сильно проявляется любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому главной задачей педагога является не мешать такой деятельности, а активно содействовать [1, с.24].

Экспериментальная работа способствует проявлению у детей интереса к исследованию природы, развитию мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, обобщения), активизирует познавательную активность и любознательность, оживляет восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе [2].

В возрастной группе 1,5–3-х лет для развития познавательно-исследовательских умений детей ведущую значимость представляет собой богатство окружающей его среды. Огромную значимость для данной возрастной группы имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами [3, с. 9].

На четвертом году жизни у детей дошкольного возраста проявляется наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым большое число вопросов.

Начиная с данного периода очень полезно не предоставлять знания в готовом виде, а нужно способствовать тому, чтобы ребенок извлекал ответы в процессе экспериментальной деятельности. В таком случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагогу стоит продумать методику проведения опыта, совместно с ребенком реализовывать нужные действия. Дети данного возраста в полной мере ещё не способны работать самостоятельно, однако с большим желанием делают это совместно с взрослым.

В процессе работы можно периодически предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Целесообразно вовлекать их к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает развиваться произвольное внимание, что способствует совершению первых попыток фиксирования полученных результатов наблюдений.

В среднем возрасте у детей наблюдается интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком. Предметное наполнение центра экспериментирования должно содержать в себе: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; воздушные шарики; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы. С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.

В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности [4, с.34].

Таким образом, задачами экспериментирования в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений являются:

1. Образовательные задачи:

 обогащать познания о живой и неживой природе, проявить их взаимосвязь;

 в короткий срок устанавливать подходящий ответ на стоящий перед ним вопрос;

 обучать решению проблемных задач;

 закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.

2. Развивающие:

 развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;

 развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;

 развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь

 способствовать развитию познавательных интересов;

 развивать навыки проведения опытов.

3. Воспитательные:

 учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;

 продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

 воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;

 воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.

Экспериментирование позволяет достигать следующие результаты.

Для дошкольников:

 расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;

 сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

 развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

 повышения теоретического опыта и профессионализма;

 внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

 личностный и профессиональный рост;

 самореализация.

Для родителей:

 повышение уровня экологического сознания;

 расширение опыта взаимодействия с детьми [5].

В заключении стоит отметить, что экспериментирование как особенный тип работы, нацеленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности, содействует развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников и подразумевает активный поиск решения проблемы, выдвижение гипотез, реализацию данного предположения и построение заключений на доступном уровне для данного возраста. Экспериментирование рассматривается как источник постижения находящейся вокруг действительности, в ходе которого дошкольник выражает себя в качестве лица деятельности, без помощи других, выстраивая и выражая в ней исследовательскую активность. Достоинства экспериментирования обусловливаются тем, что оно дает возможность детям выработать представление о различных гранях исследуемого объекта, его взаимоотношениях с иными объектами и прямой средой его существования и функционирования. Экспериментирование привлекает ребенка как процесс, осуществляющий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового. Исследовательская активность ценна в формировании ребенка, так как предоставляет им право не только осваивать знания, но также извлекать их с помощью своего опыта. Принимая во внимание то обстоятельство, что дошкольный возраст — это сензитивный этап формирования личности детей, исследовательская активность будет тем новообразованием, которое в дальнейшем будет базой учебной деятельности школьника.

Таким образом, экспериментирование можно определить как деятельность активно-преобразующего характера, способствующую развитию познавательно-исследовательских умений.

Литература:

  1. Хандеева Р. А. Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент, начальник. — 2018. — С. 23–26.
  2. Экспериментирование — как средство развития познавательных способностей детей [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/doklad-iz-opita-raboti-eksperimentirovaniekak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnih-sposobnostey-detey-2189759.html (дата обращения: 17.05.2020).
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2019 — С.192.
  4. Попова А. Н. и др. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников //Образование: прошлое, настоящее и будущее. — 2016. — С. 32–35.
  5. Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника [Электронный ресурс]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalno-isledovatelskaja-dejatelnost-kak-metod-poznavatelnogo-razvitija-doshkolnika-857289.html (дата обращения: 21.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, исследовательская активность, игра, развитие, умение, экспериментирование, возрастная группа, дошкольное образование, неживая природа.


Ключевые слова

дети, развитие, дошкольники, экспериментирование, познавательно-исследовательские умения

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок, опыт.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское

Экспериментирование как средство развития... ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Развитие познавательной активности детей дошкольного... ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок, опыт.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское

Экспериментирование как средство развития... ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Развитие познавательной активности детей дошкольного... ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Задать вопрос