Соответствие показателей банковского сектора Республики Узбекистан требованиям стандарта Базель III | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 26.05.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Юлдашева, Ф. А. Соответствие показателей банковского сектора Республики Узбекистан требованиям стандарта Базель III / Ф. А. Юлдашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 212-216. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70659/ (дата обращения: 09.07.2020).



В данной статье произведен анализ выполнения коммерческими банками Республики Узбекистан требований стандарта БазельIII по достаточности капитала, ликвидности и доходности.

Ключевые слова: банковский надзор, пруденциальный надзор, Базель III, достаточность капитала, ликвидность, доходность, легализация доходов, полученных преступным путем и направленных на финансирование терроризма.

Началом формирования двухуровневой банковской системы в Узбекистане можно считать 1991–1992гг., когда на Центральный банк были возложены задачи регулирования денежного обращения и платежной системы, а задачей коммерческих банков было финансирование различных отраслей экономики. В 1995г. с принятием исторически важного Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан», последний был признан полноправным органом монетарного регулирования и банковского надзора в стране.

Только к 1998г. коммерческие банки страны стали обладать достаточными возможностями для работы в соответствии с базельскими рекомендациями. Отдельное внимание уделялось вопросам повышения ресурсной базы коммерческих банков, уровня их капитализации, укрепления системы корпоративного управления путем повышения роли акционеров в руководстве банком, а также повышения финансовой устойчивости банков за счет улучшения качества их активов, в том числе валютных.

Модель организации банковского надзора в Узбекистане основывается на законодательном закреплении за Центральным банком исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан № ЗРУ-580 «О банках и банковской деятельности» от 05.11.2019г. Центральный банк Республики Узбекистан является государственным органом, регулирующим сферу банковской деятельности и осуществляющим полномочия по лицензированию, регулированию и пруденциальному надзору[1].

Регулирующие и надзорные функции Центрального банка осуществляет Комитет банковского надзора Центрального банка [1].

Таблица 1

Минимальные требования, установленные Центральным банком Республики Узбекистан кадекватности капитала,% [3]

Дата вступления всилу требования

К регулятивному капиталу

К капиталу 1-го уровня

Доля базового капитала 1-го уровня врегулятивном капитале

01.09.2015

10

7,5

6

01.01.2016

11,5

8,5

7

01.01.2017

12,5

9,5

7,5

01.01.2018

13,5

10,5

8,5

01.01.2019

14,5

11

9,5

Из данных таблицы видно, что Центральный банк Республики Узбекистан изначально установил требования к адекватности капитала выше требований, предусмотренных Базельским комитетом. Так, например требования к достаточности регулятивного капитала устанавливались за рассматриваемый период на уровне выше 10 %, тогда как стандарты Базель I, Базель II, Базель III предусматривали нормативное значение этого показателя на уровне 8 %.

Аналогичная ситуация наблюдается со значением коэффициента достаточности капитала 1 уровня: Центральным банком установлены требования на уровне выше 7,5 % при нормативе 6 % согласно рекомендаций Базельского комитета.

Следует также отметить, что требования к буферу консервации капитала в Узбекистане установлены на уровне 3,0 % от активов, взвешенных с учетом риска, в то время, как за период 2015–2019гг. согласно Базеля III этот показатель должен был составлять в среднем 1,5 %.

В рамках стандарта Базель III Центральный банк Республики Узбекистан имеет право требовать от коммерческих банков обеспечение полноты, достоверности и своевременности финансовой, надзорной и другой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также информационной безопасности.

Помимо этого Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением лицензируемыми им банками правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган.

Ежегодно Базельский институт управления публикует рейтинг стран по уровню отмывания денег и финансирования терроризма [7].

Анализу подвергаются 125 стран мира с достаточной и достоверной публикуемой финансовой информацией. Следует заметить, что данный рейтинг не является показателем конкретного объема средств, подверженных отмыванию или направленных на финансирование терроризма, а лишь показателем возможного риска осуществления подобных операций в банковской деятельности той или иной страны.

Странам присваивается рейтинг от 1 до 10. Чем выше риск, тем выше значение рейтинга. Колонка «Изменения 18/19» демонстрирует усиление риска (положительные значения, выделенные красным цветом) или ослабление риска (отрицательные значения, выделенные зеленым цветом) по сравнению с предыдущим анализируемым периодом.

Рис. 1. Рейтинг стран мира по уровню легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [7]

Как видно из рисунка, Узбекистан занимает 50-е место в рейтинге стран с показателем 5,71. По сравнению с предыдущим годом рейтинг улучшился, что свидетельствует об эффективности банковского надзора в стране. В тройку самых рисковых стран вошли Мозамбик, Лаос и Мьянма с рейтингом выше 7,5. Странами с самыми низким уровнем риска оказались Эстония, Финляндия и Новая Зеландия с рейтингом ниже 3,2.

Таблица 2

Достаточность капитала банковского сектора Республики Узбекистан за 2018–2019гг. [4]

Наименование показателя

01.01.2019г.

01.01.2020г.

млрд. сум

доля в%

млрд. сум

доля в%

Капитал первого уровня

22 146,3

91,4 %

43 659,2

83,2 %

Основной капитал

22 060,6

91,0 %

43 621,6

83,1 %

Добавочный капитал

85,6

0,4 %

37,6

0,1 %

Капитал второго уровня

2 084,9

8,6 %

8 807,5

16,8 %

Всего регулятивный капитал

24 231,1

100 %

52 466,8

100 %

Коэффициент достаточности капитала

15,6 %

23,5 %

Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня

14,3 %

19,6 %

Из данных таблицы видно, что банковский сектор Узбекистана отвечает требованиям стандарта Базель III по достаточности капитала. На начало 2020г. коэффициент достаточности капитала банковского сектора составил 23,5 %, что почти в 3 раза превышает требования Базельского комитета. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 8 %.

Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня также превышает требования Базельского комитета почти втрое и составил на начало 2020г. 19,6 %, что на 5 % больше аналогичного показателя прошлого года.

Также выполняются требования Базеля III в отношении доли базового капитала в капитале 1-го уровня: и на начало 2019г., и на начало 2020г. доля базового капитала в капитале 1-го уровня превышала 80 %.

В сумме капитал банковского сектора увеличился вдвое за рассматриваемый период и составил 52,5 трлн. сум на начало 2020г., что является свидетельством развития банковской системы страны.

Таблица 3

Динамика ликвидности банковского сектора Республики Узбекистан за 2018–2019гг. [5]

Наименование показателя

01.01.2019г.

01.01.2020г.

Высоколиквидные активы (млрд. cум)

20 202

30 874

Отношение высоколиквидных активов к совокупным активам, %

9,4 %

11,3 %

Коэффициент текущей ликвидности (мин. значение — 30 %)

81,5 %

89,1 %

Коэффициент покрытия ликвидности (мин. значение — 100 %)

170,7 %

208,5 %

Коэффициент чистого стабильного финансирования (мин. значение — 100 %)

107,9 %

112,8 %

Коэффициент мгновенной ликвидности (мин. значение — 10 %)

30,9 %

47,8 %

Из данных таблицы видно, что банковский секторРеспублики Узбекистан отвечает требованиям стандарта Базель III по ликвидности в полной мере. Так, например, коэффициент покрытия ликвидности вдвое превышает требования Базельского комитета и составлял 208,5 % на начало 2020г., что на 30 % выше аналогичного показателя прошлого периода. Это свидетельствует о том, что банковская система способна выполнять свои обязательства перед клиентами и контрагентами своевременно даже в течение 30-дневного стрессового периода.

Значения коэффициента чистого стабильного финансирования также превышают международные нормы и составили примерно 108 % и 113 % на начало 2019г. и 2020г. соответственно. Это показатель ликвидности банковского сектора Узбекистана в долгосрочной перспективе (1 год).

Высокие значения коэффициента мгновенной ликвидности говорят о достаточности доли высоколиквидных активов в общем объеме активов банковского сектора для погашения краткосрочных обязательств путем их реализации.

Таблица 4

Динамика доходности банковского сектора Республики Узбекистан за 2018–2019гг.,% [6]

Наименование показателя

01.01.2019г.

01.01.2020г.

01.03.2020г.

Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA)

2,05

2,23

2,6

Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупному капиталу по балансу (ROE)

16,20

16,73

11,6

Отношение чистого процентного дохода по кредитам к совокупному ссудному портфелю

3,68

4,68

5,8

Отношение чистого процентного дохода к совокупным обязательствам

3,28

4,46

5,5

Чистая процентная маржа к совокупным активам

3,27

3,88

4,5

В целом доходность банковского сектора Республики Узбекистан показывает положительную динамику в течение последних 2-х лет. Значение показателя стабильно превышает минимальный международный норматив равный 1 %. Это свидетельствует об увеличении чистой прибыли банковского сектора, а также о грамотности процентной политики, осуществляемой руководством коммерческих банков страны. В свою очередь, показатель чистой процентной маржи характеризует взвешенность процентной политики коммерческих банков. Именно за счет нее банк формирует прибыль, которая направляется на покрытие потерь по ссудам, уплату налогов и выплату дивидендов акционерам. Минимальное значение этого показателя равно 4 %.

Значение показателя рентабельности капитала резко уменьшилось за 1-ый квартал 2020г. — с 16,7 % до 11,6 %. Это связано с сокращением процентных доходов банков Узбекистана почти в 5 раз, что привело к уменьшению их чистой прибыли. Причиной этому послужила всемирная пандемия коронавируса и уменьшение спроса на банковские услуги.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан от 11.11.2019 № ЗРУ-582 «О Центральном банке Республики Узбекистан».
  2. Закон Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. № ЗРУ-580 «О банках и банковской деятельности».
  3. Положение Центрального банка Республики Узбекистан «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков» № 2693 от 06.07.2015г.
  4. Достаточность собственного капитала банковского сектора// Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/121121/?sphrase_id=4962(дата обращения: 20.05.2020).
  5. Динамика ликвидности банковского сектора// Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/121122/?sphrase_id=4997 (дата обращения: 20.05.2020).
  6. Показатели доходности банковского сектора// Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/121124/?sphrase_id=5214 (дата обращения: 20.05.2020).
  7. Basel AML Index 2019 «A country ranking and review of money laundering and terrorist financing risks around the world» International Centre for Asset Recovery under Basel Institution of Governance | August 2019

[1]Пруденциальный надзор - надзор, осуществляемый Центральным банком Республики Узбекистан за деятельностью банков в целях предотвращения и сокращения специфических рисков банковской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, III, Базель, Центральный банк Республики, Базельский комитет, банковский надзор, финансирование терроризма, Центральный банк, банковский сектор, банковская деятельность.


Ключевые слова

доходность, ликвидность, Базель III, достаточность капитала, банковский надзор, легализация доходов, пруденциальный надзор, полученных преступным путем и направленных на финансирование терроризма

Похожие статьи

Международные стандарты банковской деятельности Базель III...

Международные стандарты банковского капитала и ликвидности Базель III принадлежат к числу важнейших антикризисных реформ финансового сектора. Их разработал Базельский комитет по банковскому надзору Банка Международных Расчетов в 2010 г. по инициативе Большой...

Внедрение международных стандартов Базель III: плюсы и минусы

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов (англ. Committee on Banking Supervision of the Bank

Базельский комитет по банковскому надзору собирается четыре раза в год. Постоянно действующий секретариат при Банке международных...

Особенности риск-ориентированного надзора «Базель III»

В статье рассматриваются особенности новых требований к капиталу банков, связанные с внедрением стандартов банковского капитала и ликвидности «Базель III». Проанализированы возможные последствия и сложности их применения.

Дискуссионные проблемы введения стандартов Базель III...

Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран группы G-10 в 1975 году. В 2010 году Базельский комитет опубликовал третье Базельское соглашение (Базель III).

Проблемы внедрения стандартов Базель III в российских банках

Внедрение Базель III может привести к различным последствиям. Новые стандарты затронут все банки, но степень изменений будет зависеть от типа и размера конкретного банка. Это комплекс регулятивных мер, направленных на совершенствование деятельности как банков, так и...

Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление...

Базельский комитет по банковскому надзору был создан в 1974 г. при Банке международных расчетов для регулирования банковской практики и надзора, разработки мер по предотвращению возникновения повышенных рисков и кризисов в банковских системах.

Базель III как реакция на глобальный финансовый кризис

III, Базель, банковский сектор, Базельский комитет, достаточность капитала, банковский надзор, Банк России, банковская система, банковское регулирование, Российская Федерация.

Перспективы внедрения международных стандартов «Базель-III»...

III, Базель, банковский сектор, Базельский комитет, достаточность капитала, банковский надзор, Банк России, Российская Федерация, банковская система, банковское регулирование. Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые... Ключевые слова: Базель III...

Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые...

В статье рассмотрены причины внедрения новых, ужесточенных регулировании в банковской сфере – Базель III. Подробно описаны характеристики и показатели современных Базельских регулировании и сделаны соответствующие выводы.

Похожие статьи

Международные стандарты банковской деятельности Базель III...

Международные стандарты банковского капитала и ликвидности Базель III принадлежат к числу важнейших антикризисных реформ финансового сектора. Их разработал Базельский комитет по банковскому надзору Банка Международных Расчетов в 2010 г. по инициативе Большой...

Внедрение международных стандартов Базель III: плюсы и минусы

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов (англ. Committee on Banking Supervision of the Bank

Базельский комитет по банковскому надзору собирается четыре раза в год. Постоянно действующий секретариат при Банке международных...

Особенности риск-ориентированного надзора «Базель III»

В статье рассматриваются особенности новых требований к капиталу банков, связанные с внедрением стандартов банковского капитала и ликвидности «Базель III». Проанализированы возможные последствия и сложности их применения.

Дискуссионные проблемы введения стандартов Базель III...

Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран группы G-10 в 1975 году. В 2010 году Базельский комитет опубликовал третье Базельское соглашение (Базель III).

Проблемы внедрения стандартов Базель III в российских банках

Внедрение Базель III может привести к различным последствиям. Новые стандарты затронут все банки, но степень изменений будет зависеть от типа и размера конкретного банка. Это комплекс регулятивных мер, направленных на совершенствование деятельности как банков, так и...

Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление...

Базельский комитет по банковскому надзору был создан в 1974 г. при Банке международных расчетов для регулирования банковской практики и надзора, разработки мер по предотвращению возникновения повышенных рисков и кризисов в банковских системах.

Базель III как реакция на глобальный финансовый кризис

III, Базель, банковский сектор, Базельский комитет, достаточность капитала, банковский надзор, Банк России, банковская система, банковское регулирование, Российская Федерация.

Перспективы внедрения международных стандартов «Базель-III»...

III, Базель, банковский сектор, Базельский комитет, достаточность капитала, банковский надзор, Банк России, Российская Федерация, банковская система, банковское регулирование. Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые... Ключевые слова: Базель III...

Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые...

В статье рассмотрены причины внедрения новых, ужесточенных регулировании в банковской сфере – Базель III. Подробно описаны характеристики и показатели современных Базельских регулировании и сделаны соответствующие выводы.

Задать вопрос