Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в борьбе с пандемией COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Любченко, П. В. Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в борьбе с пандемией COVID-19 / П. В. Любченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70638/ (дата обращения: 09.07.2020).



Статья представляет собой обзор действий отдельных стран-участниц АСЕАН и общей стратегии и мер борьбы АСЕАН как отдельного международного института в условиях пандемии COVID-19. Рассмотрены особенности региона ЮВА, которые оказывают влияние на характер борьбы с распространением инфекции, а также экономическое измерение «коронакризиса». Отдельное внимание удлинено перспективам и трудностям развития интеграционного процесса внутри АСЕАН после «пост-коронавирусном мире».

Ключевые слова: АСЕАН, Индонезия, Вьетнам, АСЕАН+3, коронавирус, пандемия.

11 марта 2020 Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) официально определил распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 как пандемию. Уже сейчас понятно, что последствия «коронакризиса» окажут влияние не только на область здравоохранения, но и на структуру и характер общемировых политических и экономических процессов.

Юго-Восточная Азия — бурно развивающийся регион, который претерпел огромную трансформацию в течение последних двух десятилетий и стал одним из ключевых центров экономической и политической жизни. Ассоциация государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Мьянму и Бруней, является важным субъектом как региональных, так и международных отношений. С момента основания в 1967 году члены организации стремятся содействовать развитию социально-экономического, культурного сотрудничества стран-членов и упрочению мира и стабильности в ЮВА. Пандемия коронавируса явила собой новый вызов социально-экономическому и гуманитарному благополучию каждой отдельно взятой стране региона и общим институциональным основам, и принципам функционирования Ассоциации. Действия и политика АСЕАН в этой кризисной ситуации могут либо поставить под угрозу достижения в области интеграции и кооперации в регионе, либо еще больше укрепить и стимулировать их развитие.

Страны-члены организации имеют ряд отличий в области культуры и религии, политических режимов и институтов, экономического и социального уровня развития. Так, например, высокоразвитая экономика Сингапура соседствует с развивающимся и бедным Лаосом, монархический Таиланд ведет диалог с социалистическим Вьетнамом, преимущественно мусульманская Индонезия поддерживает кооперацию с буддистской Мьянмой и так далее. Такое разнообразие и разительные отличия, особенно в экономической и политических сферах, в кризисные моменты становятся более заметными и становятся важными факторами, которые Ассоциации как единому сообществу необходимо учитывать.

Индонезия — крупный региональный игрок и страна, которая по численности населения занимает четвертое место в мире. По состоянию на конец апреля ситуация в Индонезии остаётся самой тяжелой среди стран АСЕАН. Дать объективную оценку тому, как обстоит в стране ситуация с уровнем заражения COVID-19, достаточно тяжело. Согласно официальным данным на 22 апреля 2020 в стране насчитывалось около 7 тысяч случаев заражения, 616 из которых имели летальный исход, в сравнении с ситуацией в других уголках мира эти показатели является достаточно низкими. Однако при этом в стране отмечается самый низкий уровень тестов на COVID-19. Только 184 человека на миллион сдали подобный тест, в то время как в Таиланде на тот же миллион приходится около 2 тысяч тестов [4], что что существенно искажает реальную картину происходящего. При этом индонезийское правительство отказалось от введения жестких карантинных мер на всей территории страны, исключение составляют лишь места, где зафиксировано наибольшее количество зараженных. Президент страны в официальном обращении заявил, что «если мы не введем жёсткий карантин, может погибнуть до 10 % населения страны, но если введем, то миллионы людей умрут от голода» [4]. Данные слова наилучшим образом демонстрирует ту дилемму, перед которой стоят правительства развивающихся стран с высоким уровнем бедности. Это обстоятельство тормозит принятие решительных и полных мер по противодействию распространения инфекции. В качестве альтернативы жесткого карантина индонезийское правительство делает ставку на принятие мер по укреплению системы здравоохранения, переквалификацию медперсонала, переориентации многочисленных предприятий на производство средств персональной защиты, медицинского оборудования, также значительные средства были выделены на оказание социальной поддержки людям, которые потеряли вследствие кризиса работу, и разрабатываются дальнейшие налоговые послабления.

Другой подход к борьбе с COVID-19 продемонстрировали власти Вьетнама, где еще в конце января была объявлена «война» вирусу и сделана ставка на жёсткий карантин. Это решение во многом проистекает из того факта, что страна не обладает финансовыми и инфраструктурными возможностями в сфере здравоохранения, чтобы сдержать и функционировать в условиях высокого уровня наплыва инфицированных [2]. Таким образом, на конец апреля количество зараженных в стране по официальным данным не превышало 300 человек, среди которых не было ни одного летального исхода. В чем же секрет вьетнамской стратегии, и какую цену заплатили вьетнамцы за эти успехи? В борьбе с коронавирусом официальные власти Социалистической Республики используют риторику военного времени, определяя эпидемию как общенационального врага. В средствах массовой информации была развернута полномасштабная информационная кампания, нацеленная на повышение уровня информированности граждан о вирус и консолидацию вьетнамского общества в борьбе с ним. При обнаружении зараженных оперативно устанавливался контроль не только за его ближайшим окружением, но также отслеживались все контакты инфицированного за последние две недели. К концу апреля, когда многие страны мира переживали пик первой волны эпидемии, Вьетнамское правительство приняло решение о постепенном снятие жесткого картина в связи с долгим отсутствием случав заражения. Обратной стороной вьетнамского успеха являются урезание гражданских прав и свобод, повышения контроля государства над всеми областями жизни, использование достижений в борьбе с COVID-19 для дальнейшего укрепления центральных властей и позиций коммунистической партии Вьетнама.

Исходя из вышеизложенных двух противоположных подходов к борьбе с эпидемией коронавирусной инфекцией, можно наглядно получить представление о том, насколько во внутренней жизни разнятся страны-члены АСЕАН. Однако вслед за этими различиями на арену выступают общие ценности, интересы и цели. В условиях общемирового «коронакризиса» Ассоциация заняла активную позицию. Оперативно были налажены контакты между странами-членами и международными партнёрами по диалогу для координации действий и выработки эффективной единой линии в борьбе с COVID-19.

Прежде чем рассмотреть конкретные действия, следует отметить, что характер принимаемых мер и их результативность в азиатском сообществе в целом во многом определяется культурой средой и традициями, это фактор, которым не стоит пренебрегать. Исторические сложилось так, что регион развивался под большим влиянием Китая. Конфуцианские ценности стали неотъемлемой частью стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Взаимное уважение, осознание себя как части общества, своей ответственности перед ним, иерархичность как внутрисемейных, так и общественных отношений, беспрекословное подчинение авторитету. Это лишь некоторые из норм и принципы, соблюдение которых в совокупности ведет к построению гармоничного общества. В условиях кризисных ситуаций, подобных нынешней, данная общественная модель поведения служить плодородной почвой для административных мер и антикризисных программ в азиатских обществах.

Как известно, регион Восточной и Юго-Восточной Азии, вследствие географической близости к центру территории КНР, первым оказался на передовой. Региональные акторы, включая АСЕАН, забили тревогу и стали активизировать работу в области борьбы с коронавирусом нового типа уже в январе-феврале.

Центр военный медицины, открытый при АСЕАН в 2016 году, провел первое срочное заседание в формате видеоконференции ещё в конце января, что стало реакцией на первый зафиксированный в ЮВА летальный исход, вызванный короновирусной инфекцией. Стороны обсудили вопросы координации действий военных медицинских учреждений стран-участниц и выработки единой линии действий, был сделан особый акцент на необходимость применения превентивных мер и оперативного выявления зараженных [5]. Вовремя и трезво была произведена оценка риска распространения инфекции, что привлекло должное внимание правительств стран региона к проблеме. Вьетнам, как стана-председатель АСЕАН в 2020, особо отметил тот факт, что пандемия станет своего рода лакмусовой бумажкой, которая продемонстрирует насколько структура, деятельность Ассоциации отвечает заявленным целям и защищает интересы народонаселения Юго-Восточной Азии.

14 апреля 2020 состоялся онлайн-саммит АСЕАН+3, в котором приняли участие, помимо десяти стран-членов, Япония, КНР и Южная Корея. На нем государства подтвердили свою готовность действовать сообща в сложных условиях пандемии. Были зафиксированы девять совместных обязательств по борьбе с COVID-19, включая поощрение сотрудничества в сфере здравоохранения, под которым подразумевается улучшение медицинских учреждений и инструментов борьбы с инфекцией, обмен информацией и проведение совестных научных исследований в эпидемиологии, также было предложено создать фонд реагирования по COVID-19 и рассмотрены совместные меры, которые могут быть предприняты для подготовки региональных экономик к восстановлению после пандемии [1]. Особый акцент был сделан на экономическое стимулирование, а также оказание помощи населению и предприятиям, пострадавшим от воздействия COVID-19. Активное использоваться информационные технологии и электронной торговля, по мнению участников станет одном из основных ниточников, который поможет предприятиям поддерживать свою деятельность.

Подобный формат сотрудничества между АСЕАН Японией, Южной Кореей и КНР, который в основном ориентируется на экономическое сотрудничество, ранее уже сумел продемонстрировать свою эффективность во время вспышки в 2009 году гриппа A/H1N1 («свиной грипп»). Тогда страны проявили высокий уровень кооперации в сферах разработки и распространения вакцин, медицинского оборудования государствах региона, что во многом способствовало скорейшему преодолению последствий пандемии в регионе.

В глобальном измерении АСЕАН как важный международный актор ставит перед собой цель налаживания сотрудничества и с внерегиональными силами, для повышения эффективности предпринимаемых мер и скорейшей стабилизации ситуации в мире. В феврале на переговорах ЕС-АСЕАН были оговорены совместные меры борьбы с коронавирусом нового типа, обсуждались вопросы отправки в Юго-Восточную Азию квалифицированных медицинских кадров, оборудования, а также налаживание каналов обмена информацией и опытом для поиска эффективных методов борьбы с COVID-19 [3].

Традиционно Ассоциация ведет интенсивный диалог с Соединенными Штатами Америки. Обе стороны высказались на интенсификацию сотрудничества. 23 апреля состоялась встреча в формате видеоконференции госсекретаря США с главами внешнеполитических ведомств стран АСЕАН, в ходе которой была оговорена совместная инициатива в области здравоохранения, направленная на укрепление безопасности в этой сфере посредством совместных исследований, а также возможность предоставления технической помощи странам АСЕАН для сдерживания эпидемии и снижения социально-экономических последствий «коронакризиса».

Бурно развивающиеся экономики «новых азиатских тигров», к которым относятся Филиппины, Индонезия, Малайзия и Таиланд, оказались в затруднительном положении. Их становление и рост во многом связаны с трансформациями, которые происходили в глобальной торговле на рубеже XX-XXI вв. и сейчас оказались под угрозой. Их экономики базируется во многом на потоках иностранных инвестиций и по характеру является ориентированной на экспорт. В условиях общего замедления мировой экономики, замедления экономики КНР — ключевого торгового партнёра стран региона, а также концентрации на внутренних мерах по сдерживанию эпидемии и стимулированию экономики в кризис экономический рост стран АТР, по прогнозам экспертов, достигнет нулевой отметки. Правительства стран АСЕАН не могут игнорировать этот факт, ими принимаются дополнительные меры по развитию и стимулированию внутренних рынков и спроса. Деструктивный элемент в общую стратегию АСЕАН вносит и тот факт, что экономики стран региона все находятся на разном уровне. И если Сингапура, согласно заявлению премьер-министра города-государства, обладает ресурсами для воплощения всех необходимых мер [6], то Мьянма или Лаос — нет. Здесь Ассоциация стоит на распутье, необходимы общие финансовые институты, фонды, которые смогли бы сгладить этот дисбаланс. Однако это уже, по сути, будет означать выход на новый уровень интеграции, в качественном плане к которому готовы не все.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Ассоциация государств Юго-Восточной Азии как международный институт своевременно и оперативно обратила внимание на опасность эпидемии COVID-19, что сыграло далеко не последнюю роль в том аспекте, что большинство стран региона демонстрируют достаточно низкие показатели заражения по сравнению с общемировыми. В то же время недостаточный уровень интеграции внутри АСЕАН тормозит и снижает эффективность принятых поэтапных мер борьбы с пандемией и экономическим кризисом в целом. Инструментарий организации всё еще значительно ограничен, однако этот факт не разъединяет, а скорее являет собой стимул к дальнейшему сближению стран-участниц.

Литература:

  1. Подведены итоги онлайн-саммита АСЕАН+3 по COVID-19 — Текст: электронный // RERNUM: [сайт]. — URL: https://regnum.ru/news/polit/2916317.html (дата обращения: 15.05.2020)
  2. Родион Эббигхаузен, Никита Жолквер В чем секрет успеха Вьетнама в борьбе с коронавирусом — Текст: электронный // DEUTSCHE WELLE: [сайт]. — URL: https://p.dw.com/p/3bMc4) (дата обращения: 14.05.2020)
  3. Страны АСЕАН и ЕС обсудили усилия по борьбе с коронавирусом. — Текст: электронный // REGNUM: [сайт]. — URL: https://regnum.ru/news/2858670.html (дата обращения: 18.05.2020)
  4. Indonesia's coronavirus response revealed: Too little, too late. — Текст: электронный // ALJAZEERA.COM: [сайт]. — URL: https://www.aljazeera.com/news/2020/04/indonesia-coronavirus-response-revealed-late-200422032842045.html (дата обращения: 10.05.2020).
  5. Prashanth Parameswaran ASEAN Coronavirus Security Consultation Puts Center for Military Medicine Into Focus — Текст: электронный // THE DIPLOMAT. COM: [сайт]. — URL: https://thediplomat.com/2020/02/asean-coronavirus-security-consultation-puts-center-for-military-medicine-into-focus/ (дата обращения: 16.05.2020)
  6. Regional response to Coronavirus threat tops March 2020 «ASEAN Today» — Текст: электронный //ASEAN.ORG: [сайт]. — URL: https://asean.org/regional-response-coronavirus-threat-tops-march-2020-asean-today/ (дата обращения: 22.05.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): Юго-Восточная Азия, Индонезия, мера, жесткий карантин, Таиланд, борьба, конец апреля, вьетнам, летальный исход, Южная Корея.


Ключевые слова

Вьетнам, АСЕАН, пандемия, коронавирус, Индонезия, АСЕАН+3

Похожие статьи

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии региональная интеграция наиболее ярко представлена интеграционной группировкой АСЕАН. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд...

Предпосылки вторжения войск США во Вьетнам

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских... Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и Вьетнам признавали китайский сюзеренитет.

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских...

Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и Вьетнам признавали китайский сюзеренитет. Данный сюзеренитет носил формальный характер, поскольку Пекин не имел реальных...

Поражение США во Вьетнамской войне как проявление...

Вьетнамская война оставила глубокий отпечаток на самосознании американского народа, поставив под сомнение целесообразность достижения демократии во всем мире путем активного вмешательства в локальные конфликты.

Кашмирский конфликт как фактор дестабилизации на...

Южно-азиатскому региону, за исключением Афганистана и Пакистана, (там вели и ведут свою. Одной из основных причин развития исламского сепаратизма в штате Джамму и Кашмир стал длительный политический конфликт между Пакистаном и Индией за его принадлежность.

Цели и задачи ввязывания США в войну во Вьетнаме 1965–1968 гг.

Экономическая помощь США Южному Вьетнаму, предоставлявшаяся в основном виде поставок потребительских товаров и продовольствия оказывала отрицательное воздействие на экономику южного

3 апреля 1968г. руководство ДРВ дало свое согласие на вступление в переговоры.

Влияние холодной войны на конфликт в Кашмире

В 1985 году Пакистан стал крупнейшим получателе американской помощи в Азии, при чем на военные цели было предназначено 575 млн.долларов США. Видимо Пакистан хорошо вписывался в глобальную политику США, направленную на сдерживание СССР [8;180].

Южная Корея в период Четвертой республики | Статья в журнале...

Период Четвертой республики в Южной Корее приходится на отрезок времени с 1971 по 1979 год

Из беднейшей страны с уровнем ВВП на душу населения в 80$ в 1960 г., Южная Корея

Так против Пак Чжон Хи выступило население юго-востока страны, которое ранее оказывало...

Южнокорейские вызовы режиму нераспространения ядерного...

Статья посвящена анализу влияния политики Южной Кореи по вопросам обладания ядерным оружием на режим нераспространения, а также возможности Республики стать ядерной державой.

Похожие статьи

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии региональная интеграция наиболее ярко представлена интеграционной группировкой АСЕАН. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд...

Предпосылки вторжения войск США во Вьетнам

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских... Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и Вьетнам признавали китайский сюзеренитет.

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских...

Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и Вьетнам признавали китайский сюзеренитет. Данный сюзеренитет носил формальный характер, поскольку Пекин не имел реальных...

Поражение США во Вьетнамской войне как проявление...

Вьетнамская война оставила глубокий отпечаток на самосознании американского народа, поставив под сомнение целесообразность достижения демократии во всем мире путем активного вмешательства в локальные конфликты.

Кашмирский конфликт как фактор дестабилизации на...

Южно-азиатскому региону, за исключением Афганистана и Пакистана, (там вели и ведут свою. Одной из основных причин развития исламского сепаратизма в штате Джамму и Кашмир стал длительный политический конфликт между Пакистаном и Индией за его принадлежность.

Цели и задачи ввязывания США в войну во Вьетнаме 1965–1968 гг.

Экономическая помощь США Южному Вьетнаму, предоставлявшаяся в основном виде поставок потребительских товаров и продовольствия оказывала отрицательное воздействие на экономику южного

3 апреля 1968г. руководство ДРВ дало свое согласие на вступление в переговоры.

Влияние холодной войны на конфликт в Кашмире

В 1985 году Пакистан стал крупнейшим получателе американской помощи в Азии, при чем на военные цели было предназначено 575 млн.долларов США. Видимо Пакистан хорошо вписывался в глобальную политику США, направленную на сдерживание СССР [8;180].

Южная Корея в период Четвертой республики | Статья в журнале...

Период Четвертой республики в Южной Корее приходится на отрезок времени с 1971 по 1979 год

Из беднейшей страны с уровнем ВВП на душу населения в 80$ в 1960 г., Южная Корея

Так против Пак Чжон Хи выступило население юго-востока страны, которое ранее оказывало...

Южнокорейские вызовы режиму нераспространения ядерного...

Статья посвящена анализу влияния политики Южной Кореи по вопросам обладания ядерным оружием на режим нераспространения, а также возможности Республики стать ядерной державой.

Задать вопрос