Повышение эффективности торможения использованием новых углерод-композиционных материалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Старченко, В. Н. Повышение эффективности торможения использованием новых углерод-композиционных материалов / В. Н. Старченко, Н. В. Казачков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 537-541. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70623/ (дата обращения: 22.12.2024).



Приведены результаты экспериментальных исследований и показано влияние температуры в зоне контакта на характер изменения коэффициента трения для различных материалов фрикционных пар, в том числе для нового углеродного композиционного материала.

Ключевые слова: автомобили, исследование, совершенствование, тормозная система, фрикционные материалы, транспортные средства.

Эффективность торможения, определяемая энергоёмкостью тормозных устройств, временем торможения и величиной тормозного пути, зависит, прежде всего, от реализуемого во фрикционной паре коэффициента трения, на величину которого оказывает влияние множество факторов детерминированного и случайного характера. К ведущим из них, как показывает практика, следует отнести нагрузку, материалы фрикционной пары, скорость скольжения и температурный режим в зоне контакта.

Учитывая приведенное, целью работы является установление закономерностей изменения коэффициента трения в зависимости от температурного режима в процессе торможения и определение износостойкости серийных и новых фрикционных материалов для тормозных устройств на основании результатов натурных сравнительных экспериментальных исследований.

Испытания проводились на специально оборудованной экспериментальной установке инерционного типа, на которой были установлены тормозные колодки с накладками из обычного фрикционного материала ЭМ-2, а затем, в следующей серии опытов, из нового углерод-композиционного материала под условным наименованием СК-07.04, все остальные параметры и установки были совершенно идентичными.

Экспериментальная установка (Рис.1) состоит из серийного колодочного тормозного устройства типа ТКТГ-200, позиция 1, установленного на качающейся раме 2, упругой муфты 3, связывающей электродвигатель 4 с тормозным шкивом и инерционной маховой массой 5, состоящей из шести наборных тарированных чугунных дисков. В процессе испытаний в широких пределах могут изменяться момент инерции (от 8 до 60 кг/м2), частота вращения вала двигателя (до 1500 об/мин), нормальная сила прижатия колодок к тормозному шкиву, продолжительность работы привода и температура на контактной поверхности (до 600°С).

Для регистрации приняты следующие выходные параметры: тормозной момент, усилие в замыкающей тяге, время размыкания тормоза и разгона привода, время срабатывания и торможения, частота вращения привода и температура в контактной зоне трущихся поверхностей.

Тормозной момент измерялся посредством динамометрических колец (Рис. 1, А-А), симметрично расположенных на качающейся раме 2 установки по обе стороны тормоза, и на которых размещены тензорезисторы 6, соединенные по полумостовой схеме. Усилие в замыкающей тяге 7, пропорциональное тормозному моменту, измерялось с помощью тензодатчиков 8, а усилие сцепления фрикционного материала колодки со шкивом — тензодатчиками 9, установленными под пальцем тормозной колодки. Для проверки достоверности измерений сила сцепления дополнительно определялась при помощи датчиков 6, расхождение полученных результатов составило не более 5 %. Температура контактной зоны фрикционных поверхностей измерялась семью термопарами 10 (Рис. 2), установленными в теле тормозной накладки симметрично по её длине и на расстоянии 0,1 мм от поверхности трения тормозного шкива. Электрические сигналы сдатчиков регистрировались на ПЭВМ со встроенной платой SDI-ADC14–32F [9]. Типичная осциллограмма записей измерений показана на Рис. 3, где по оси ординат указан соответствующий выходным параметрам электрический эквивалент, а по оси абсцисс — реальная отметка времени в секундах, при этом приняты следующие обозначения: 1 — скорость вращения тормозного шкива, об/мин; 2 — тормозной момент Мт Нм; 3 — усилие в замыкающей тяге F, Н; 4 — усилие сцепления фрикционных поверхностей Fcq, H; 5–11 — температура поверхности трения тормозной накладки по её длине для материала СК-07.04.

Рис. 1. Схема экспериментальной установки и размещения тензодатчиков

Время торможения измерялось от момента касания тормозных колодок поверхности шкива до момента полной остановки привода.

Испытания проводились в температурном диапазоне от 15 до 325 °С, который является характерным для работы тормозных устройств легкой и средней группы температурной нагруженности, с усилием прижатия одной колодки равным 1580 Н, что соответствует тормозному моменту 200 Нм.

Рис. 2. Схема установки термопар в теле накладки

К сожалению, провести испытания при более высоких температурах не позволили технические возможности экспериментальной установки, в связи с местным температурным перегревом тензодатчиков 9 и возможным искажением их показаний, и потом вследствие натурального воспламенения асбофрикционного материала ЭМ-2 при температуре 315 0С. Новый фрикционный материал СК-07.04 в серии опытов при максимальной, по условиям испытаний, температуре 350°С работал совершенно удовлетворительно и без замечаний, однако, в связи с возможным искажением показаний тензодатчиков 9, эти данные не включены в информационную выборку для последующей обработки методами математической статистики и теории вероятностей. Результаты испытаний в виде фактических данных и аппроксимирующих зависимостей после статистической обработки приведены на Рис.4.

Коэффициент трения является основным параметром стохастического нестационарного процесса торможения, поэтому его зависимость от температуры представлена в виде поля вероятных значений (Рис.4), включающего между верхними (кривые 3 и 6) и нижними (кривые 2 и 5) граничными кривыми 99.9 % фактических данных по результатам испытаний, при этом зависимости средних значений, представляющих собой аппроксимирующие кривые 1 и 4, могут быть приняты как аппроксимация по математическим ожиданиям частных распределений случайной величины коэффициента трения при фиксированных значениях температуры в узком диапазоне значений (5–10 °С), поскольку результаты отдельной серии опытов свидетельствуют о том, что распределение значений коэффициента трения при фиксированной температуре следует нормальному закону распределения случайной величины при удовлетворительном значении критерия согласия Пирсона Р(х2)=0.68. Кривые 1,2 и 3 показывают поле вероятных значений нового материала СК-07.04, а кривые 4,5 и 6 — серийного материала ЭМ-2. Для сравнения там же приведена кривая 7, показывающая зависимость коэффициента трения от температуры для фрикционного материала 6КФ-58 по данным М. П. Александрова [8].

Осциллограмма

Рис. 3. Характерный участок осциллограммы процесса торможения с углерод-композиционными фрикционными накладками СК-07.04

Анализ результатов испытаний показал, что фрикционные свойства серийных (ЭМ-2) и новых углерод-композиционных тормозных накладок (СК-07.04) существенно отличаются. У серийного материала при нагреве до 105°С наблюдается незначительный рост коэффициента трения с 0.34 до 0.4, а затем резкое снижение до величины 0.2 при t = 325°C, при этом практически отсутствует снижение до величины 0.2 при t = 325°C, при этом практически отсутствует период стабилизации. У углерод-композиционного материала наблюдается постоянный рост коэффициента трения с 0.2 до 0.5 при нагревании зоны контакта от 15 до 200°С, после чего следует период стабилизации до 325°С и затем, возможно, медленное снижение. Очевидно, что новый материал значительно превосходит серийные (ЭМ-2 и 6КФ-58), как по величине реализуемого коэффициента трения, так и по термостойкости. Высокая стойкость нового материала к воздействию температуры в контактной зоне и сохранение при этом высокого коэффициента трения (порядка 0.5 в диапазоне температур 200–350°С), позволяет рекомендовать его использование в машинах и механизмах с тяжёлыми режимами эксплуатации, особенно в транспортных машинах (автомобили, локомотивы и вагоны) при длительных и частых торможениях. Кроме того, использование нового материала позволяет повысить безопасность движения в случаях экстренного (аварийного) торможения.

Рис. 4. Зависимость коэффициента трения от температуры в зоне контакта трущихся поверхностей, усилие на тормозной накладке N=1580 Н

Следует отметить и общие свойства для упоминавшихся фрикционных материалов (ЭМ-2, СК-07.04, 6КФ-58): при повышении температуры в контактной зоне трущихся поверхностей коэффициент трения увеличивается и проходит через максимум, а затем по-разному для каждого из них, — но убывает, при этом, чем выше температура начала снижения коэффициента трения, тем больше термостойкость материала.

Износостойкость серийного и нового материалов определялась весовым методом, испытания проводились для каждого материала в течении одной рабочей недели при восьмичасовом рабочем дне по одному и тому же графику нагружения. В результате установлено, что углерод-композиционный материал СК-07.04 имеет значительно более высокую износостойкость в сравнении с асбофрикционным материалом ЭМ-2, износ первого составил немногим более 7 % от такого же показателя серийного материала.

Для продолжения экспериментальных исследований и уточнения результатов выполняется модернизация экспериментальной установки, которая должна обеспечить проведение испытаний при температуре до 600°С и выше, а также при низких температурах.

Выводы: Новый фрикционный углерод-композиционный материал СК-07.04 на основе углеродной матрицы, упрочнённой углеродным волокном, существенно превосходит серийные материалы, как по величине реализуемого коэффициента трения, так и по термостойкости. При температуре в контактной зоне трущихся поверхностей от 200 до 350°С коэффициент трения стабилизируется на уровне 0.5, а затем отмечается тенденция к медленному снижению.

Новый материал СК-07.04 имеет значительно более высокую износостойкость, что подтверждается длительными испытаниями на износ по весовому методу, в сравнении с серийным материалом износ составил немногим более 7 %.

На основании результатов экспериментальных исследований новый материал СК-07.04 может быть рекомендован для использования на опытной партии транспортных машин (автомобили, локомотивы и вагоны), особенно для тяжёлых условий эксплуатации с длительным и частым торможением.

Повышение эффективности торможения путем применения нового фрикционного материала позволяет не только повысить безопасность движения, но и обеспечить минимизацию тормозного пути и времени торможения.

Литература:

  1. Bauer H. Glasers Annalen, 1999, № 11/12, S. 472–475.
  2. Александров М. П. Исследование тепловых режимов крановых тормозов. Диссерт. канд. техн. наук, — М.,1953.
  3. Чудаков Е. А. Избранные труды, т.1. М.: Изд-воАН СССР, 1961.
  4. Чичинадзе А. В. Расчет и исследование внешнего трения при торможении. М.:Наука, 1967.
  5. Иноземцев В. Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава. М.: Транспорт,1979,-424с.
  6. Чиковани М. Г. Снижение теплового нагружения тормозов ПТМ на основе анализа деформированного состояния фрикционных пар. Диссерт. канд. тех. наук, — М., 1985, -190с.
  7. Иванов Л. Е. Исследование крановых колодочных тормозов с увеличенным конвективным теплообменом с целью повышения долговечности их фрикционных элементов. Диссерт. канд. тех. наук, — Харьков, 1969.
  8. Тормозные устройства: Справочник, под общ. ред. М. П. Александрова.- М.: Машиностроение, 1985. -312с.
  9. Шевченко С. И., Старченко В. Н., Белоус В. В. О возможности применения аналого-цифровых преобразователей при экспериментальных исследованиях. Вестник Восточноукраинского Государственного университета № 6(28) 2000//Изд-во ВУГУ. Луганск. 2000. -с. 36–40.
Основные термины (генерируются автоматически): контактная зона, материал, тормозной момент, серийный материал, температура, тормозной шкив, экспериментальная установка, время торможения, замыкающая тяга, зона контакта, тормозная накладка, углерод-композиционный материал, фрикционный материал.


Похожие статьи

Повышение долговечности узлов трения пожарных машин

Проведенные исследования с применением плазменного легирования и поверхности и объёмного модифицирования стали позволили повысить долговечность деталей пожарных машин.

Применение композиционных полимерных материалов на основе углерода в химическом машиностроении

В статье авторы исследования пытаются найти закономерность влияния химического состава антифрикционного материала на основе углерода на его износостойкость в паре со сталью.

Выбор эффективного электропроводящего композита для дорожных покрытий

В статье проведено исследование дорожных покрытий, в частности изготовленных из бетона для создания электропроводящих дорожных одежд. Были подобраны оптимальные составы на основе углерода для будущего дорожного покрытия, способного проводить электри...

Повышение износостойкости подшипникового узла методом лазерного напыления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме износа подшипнико-вых узлов в ходовых частях вагона. Подвергнутые большим динамическим нагрузкам эти соединительные механизмы испытывают разнонаправленные осевые силы, вследствие чего происходи...

Использование композиционных материалов при проектировании ветроэнергетических установок

В статье описаны преимущества использования композиционных материалов при проектировании ветроэнергетических установок, рассмотрены основные виды композитов. Приведены данные о практическом применении композиционных материалов в ветроэнергетике. Осно...

Оценка статической трещиностойкости полимерных материалов для изготовления базисов съемных протезов

Интенсивность научных исследований в области новых базисных полимерных материалов свидетельствует как о важности, так и о сложности создания высокопрочного, удобного, дешевого материала для стоматологии без значительного изменения технологических сре...

Уменьшение износа поверхности катания бандажных колесных пар подвижного состава

В статье приводится обоснование оценки пластических деформаций на поверхности бандажа. Рассматривается процесс глубинного упрочнения поверхностных слоев бандажей колесных пар за счет локальных воздействий импульсных контактных напряжений.

Метод уменьшения аварийности и повышения надежности подшипников скольжения в тяжелых режимах работы при конструировании машин и оборудования с использованием антифрикционного литого композиционного материала

Задача по уменьшению риска аварийности на производстве приводит к конструированию высоконадежного металлургического и другого оборудования. Эксплуатация машин и оборудования является безопасной, если они сконструированы с учетом требований надежности...

Способ повышения точности определения концентрации кислорода и его активности в стали методом электродвижущих сил

Описан один из перспективных способов восстановления и упрочнения штампов для горячей штамповки, основанный на явлении электрической эрозии металлов при прохождении между ними электрических разрядов.

Разработка методики выбора параметров армирования для изготовления плетеных композиционных трубчатых элементов

Рассматривается разработка методики выбора параметров армирования для изготовления трубчатых элементов авиационно-космического назначения методом радиального плетения и трансферным формованием.

Похожие статьи

Повышение долговечности узлов трения пожарных машин

Проведенные исследования с применением плазменного легирования и поверхности и объёмного модифицирования стали позволили повысить долговечность деталей пожарных машин.

Применение композиционных полимерных материалов на основе углерода в химическом машиностроении

В статье авторы исследования пытаются найти закономерность влияния химического состава антифрикционного материала на основе углерода на его износостойкость в паре со сталью.

Выбор эффективного электропроводящего композита для дорожных покрытий

В статье проведено исследование дорожных покрытий, в частности изготовленных из бетона для создания электропроводящих дорожных одежд. Были подобраны оптимальные составы на основе углерода для будущего дорожного покрытия, способного проводить электри...

Повышение износостойкости подшипникового узла методом лазерного напыления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме износа подшипнико-вых узлов в ходовых частях вагона. Подвергнутые большим динамическим нагрузкам эти соединительные механизмы испытывают разнонаправленные осевые силы, вследствие чего происходи...

Использование композиционных материалов при проектировании ветроэнергетических установок

В статье описаны преимущества использования композиционных материалов при проектировании ветроэнергетических установок, рассмотрены основные виды композитов. Приведены данные о практическом применении композиционных материалов в ветроэнергетике. Осно...

Оценка статической трещиностойкости полимерных материалов для изготовления базисов съемных протезов

Интенсивность научных исследований в области новых базисных полимерных материалов свидетельствует как о важности, так и о сложности создания высокопрочного, удобного, дешевого материала для стоматологии без значительного изменения технологических сре...

Уменьшение износа поверхности катания бандажных колесных пар подвижного состава

В статье приводится обоснование оценки пластических деформаций на поверхности бандажа. Рассматривается процесс глубинного упрочнения поверхностных слоев бандажей колесных пар за счет локальных воздействий импульсных контактных напряжений.

Метод уменьшения аварийности и повышения надежности подшипников скольжения в тяжелых режимах работы при конструировании машин и оборудования с использованием антифрикционного литого композиционного материала

Задача по уменьшению риска аварийности на производстве приводит к конструированию высоконадежного металлургического и другого оборудования. Эксплуатация машин и оборудования является безопасной, если они сконструированы с учетом требований надежности...

Способ повышения точности определения концентрации кислорода и его активности в стали методом электродвижущих сил

Описан один из перспективных способов восстановления и упрочнения штампов для горячей штамповки, основанный на явлении электрической эрозии металлов при прохождении между ними электрических разрядов.

Разработка методики выбора параметров армирования для изготовления плетеных композиционных трубчатых элементов

Рассматривается разработка методики выбора параметров армирования для изготовления трубчатых элементов авиационно-космического назначения методом радиального плетения и трансферным формованием.

Задать вопрос