В статье автор пытается рассказать об игре на металлофоне по цветовой схеме.
Ключевые слова: металлофон, игра, дети.
Металлофон — ударный музыкальный инструмент, который состоит из ряда металлических пластинок — клавишей различной длины. Клавиши размещены на подставке в один или несколько рядов и поддерживаются с помощью специальных креплений. Металлофон обладает ярким, чистым звуком. Звук извлекает ударами специальных палочек или молоточков по пластинкам. Используется металлофон в оркестре, народных ансамблях, иногда сольно.
Металлофон — детский музыкальный инструмент. А как вы думаете, когда можно ребенку начинать играть на нем? Конечно, металлофон можно подарить ребенку сразу после погремушек. Детский интерес к нему поможет легко выучить цвета, разовьет музыкальный слух, и мамы вместе с малышами смогут придумать с ним множество интересных игр. А что же самое важное в детской игрушке? Это ее безопасность: отсутствие мелких деталей, натуральное дерево и железо, покрытое специальной краской, не принесут вреда здоровью. Все части инструмента прочно соединены между собой, отдельно только палочки достаточно большого размера, чтобы ребенок не мог их проглотить.
Чему же способствует игра на металлофоне? Помогает развитию координации и моторики у малыша. Ребенок быстро учится сам брать и держать палочки. Он понимает, что для того, чтобы извлечь звук, надо ударить по одному предмету другим. Между рукой и инструментом остается небольшое расстояние, и в ходе игры развивается координация движений. Играя на металлофоне, можно легко и быстро выучить цвета. Железные пластины металлофона, как правило, раскрашены во все основные тона. При покупке игрушки следует обратить внимание на их последовательность. Идеальным вариантом будет повторение радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Что нужно делать, играя с ребенком на металлофоне, чтобы выучить цвета? Нужно стучать палочкой, одновременно называя цвета под звук металлофона — так малыш очень быстро их запомнит. С помощью игры на металлофоне формируется чувство ритма у ребенка. Как только он научился держать палочки и попадать ими по пластинам, можно начинать выбивать ритм. Для этого просто надо рассказывать короткие детские стихи, которые ребенок часто слышал и узнает, и, проговаривая слог, ударять по инструменту.
При помощи металлофона для детей можно придумать множество развивающих игр. Например, изобразите, как как звенит колокольчик, капает дождик или бежит ручеек и попросите кроху повторить тоже самое. Также, металлофон отлично подойдёт для изучения порядкового счёта и движения от малого к большому и наоборот. Металлофон играет огромную роль в эмоциональном развитии ребенка, потому что, играя на нем, малыш получает массу положительных эмоций.
Необходимо объяснить малышу, как играть на металлофоне. Рассказать, что в процессе игры участвует одна правая рука, в том случае, если ребенок — правша. Куда можно положить металлофон? Инструмент кладется на стул или стол таким образом, чтобы он был у ребенка на уровне пояса. Можно положить инструмент на колени. Рассказать, что слева у металлофона должны быть длинные пластины (низкие звуки), справа — короткие (высокие звуки). Палочка должна лежать на указательном пальце, а сверху придерживаться большим. Держать ее нужно свободно, не зажимая в кулак. Тогда звук будет звонкий. Удар должен быть легкий, палочки не должны задерживаться на пластине, а должны отскакивать, как подпрыгивающий мячик.
Чтобы детям было быстрее и легче научиться играть на металлофоне, была разработана цветовая система обучения, где каждая нота имеет свой цвет (по типу цветов радуги). Например, До — красный; Ре — оранжевый; Ми — жёлтый; Фа — зелёный; Соль — голубой; Ля — синий; Си — фиолетовый. Для этой последовательности предлагаю следующую рифмовку:
На скакалке ДО скакала покраснела и упала.
В мандарине нота РЕ отдыхает в кожуре.
Солнце светит мы лучи превращаем в ноту МИ.
Нота ФА сидит на ветке и мечтает о конфетке.
Нота СОЛЬ всегда хотела, чтобы с неба соль летела.
В синем море ЛЯ купалась полотенцем вытиралась.
В тучу фиолетовую СИ попал ракетою.
В нашем детском саду такая последовательность нот: До — синий; Ре –зеленый; Ми –жёлтый; Фа –оранжевый; Соль –красный; Ля — фиолетовый; Си –белый. Для этой последовательности предлагаю следующую рифмовку:
Синяя полосочка ноткой ДО звучала,
Зеленая — весело нотку РЕ качала.
Желтая тянула МИ тепло и нежно,
Оранжевая трубила, ФА-а-а прилежно.
Красная полосочка нотку СОЛЬ пропела,
Фиолетовая с ноткой ЛЯ взлетела.
Цветом белым нотка СИ лилась!
Песенка на этом не оборвалась!
Для более успешного обучения игре, ребятам нужно рассказать о длительности звуков (долгие, например, назовём их слогом — ТА; короткие — ти). Целым кругом обозначим долгий звук, а разделённый надвое — короткий звук. Можно долгий звук обозначить большим кружком, а короткий — маленьким. Так же можно предложить детям придумать свою песенку и нарисовать её. Затем воспроизвести на металлофоне.
В нашем детском саду поддерживается интерес, инициатива и самостоятельность детей, которую дети проявляют на моей культурной практике «Колокольчик» во второй половине дня.
Ко мне приходят те дети, которые сделали самостоятельный выбор, которым стало интересно, а что же сегодня будет на культурной практике «Колокольчик»?
Ребята приходят, сами берут металлофоны, садятся, положив их на колени. Один металлофон у меня.
У нас есть коробочка, в которой лежат цветовые схемы, которые я изготовила сама и ребята сами выбирают то произведение, которое им хочется сыграть. Кладут схему на стол перед собой и играют.
Как это происходит? Когда мы разучиваем новую мелодию, то учим ее по фразам — (обычно их 4), и дети очень легко запоминают порядок и чередование цветов, и схема нам в этом помогает.
Сначала я играю сама, просто пальчиком касаясь пластинок — без звука, но проговариваю вслух последовательность цветов. Дети очень легко запоминают цвет ноты!
Потом делаем это вместе с детьми, тоже без звука, только касаясь пальцем пластин и называя цвета.
После нескольких повторов играем эту фразу уже молоточком, то есть со звуком, но всё ещё проговаривая последовательность цвета пластин. Если есть слова, то проговариваем слова. Играем по одному, по двое и все вместе.
Так учим на культурной практике 1–2 фразы, в зависимости от сложности, а потом соединяем в одно целое.
Недавно мы выучили мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» и сыграли ее под «минус — фонограмму». Да, это было сложно. Сложность заключалась в том, чтобы вовремя вступить, играть ритмично, не спешить и не отставать, играть в ансамбле, но дети справились с этой задачей. Я горжусь своими детьми! И я вижу, что дети получают огромное удовольствие от своей игры!
Что же показала практика? Что игра на металлофоне способствует развитию музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Дети приобретают опыт исполнительства. Помогает развитию мышления, творческой инициативы, что приветствуется в нашем детском саду. Так же практика показала, что дети по цветовой системе обучения могут самостоятельно разучить несложные произведения. Поэтому я считаю, что обучение игре на металлофоне по цветовой схеме понятно, доступно и интересно ребятам!
Подарите ребенку радость, дайте ему возможность играть на металлофоне. И пусть ваш ребенок будет счастлив!
Литература:
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М. 2001. — 240с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка — М., 2001. — 415 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. Из опыта работы: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 210с.
- Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов ВУЗов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240с.
- Карасева Л. П. Методические материалы для родителей по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. — Рязань: Изд-во Ряз. обл. института развития образования, 2000. — 188 с.
- Кононова Н. Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982.– 200с.
- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
- Метлов Н. А. Музыка-детям. — М., Просвещение, 1985. — 144с.
- Музыкальный руководитель. Журнал № 5 2005, ст. “Учимся играть по слуху”.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник: Для студ. высш. и сред. учебных заведений. — М.: Academia, 2005. — 220 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1978. — 280с.
- Холопова В. Н. Музыкальный ритм. — М.,1980. — 178с.