В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием ДОО на основе использования системы сбалансированных показателей. Отмечено, что специфику разработки ССП для учреждений ДО будет определять не прибыльность бизнес-стратегий, как у коммерческих организаций, а полнота охвата и степень удовлетворённости потребителей образовательных услуг, какими для детского сада являются воспитанники и их родители. Не случайно столь важно для дошкольной организации регулярно проводить мониторинг социального заказа, выявляя пожелания и предпочтения главных клиентов образовательного учреждения. Именно социальный заказ наравне с муниципальным заданием являются отправной точкой формирования стратегии развития ДОО.
Ключевые слова: система сбалансированных показателей, образовательная организация, качество образования, стратегия развития, концепция стратегического развития, система стратегического управления, потребители образовательных услуг, финансовые показатели, качество образовательного процесса.
Конкурентоспособность образовательного учреждения связана с понятием качества образовательных услуг, а также с понятием эффективности системы стратегического развития образовательной организации. Качество образовательной услуги — это комплекс свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [1]. Под стратегией понимают систему действий по достижению желаемого результата в долгосрочной перспективе, учитывающую имеющийся ресурсный потенциал и действующие механизмы его реализации [2].
Внедрение ССП в процесс управления ДОО позволяет воспроизводить систему показателей, анализировать и прогнозировать влияние изменения организационно-педагогических условий на результат управленческой деятельности. Использование системы сбалансированных показателей дает возможность детального анализа, соответствуют ли планируемые задачи и проекты самой миссии деятельности организации, общему направлению ее развития.
Специфику разработки ССП для учреждений ДО будет определять не прибыльность бизнес-стратегий, как у коммерческих организаций, а полнота охвата и степень удовлетворённости потребителей образовательных услуг, какими для детского сада являются воспитанники и их родители. Не случайно столь важно для дошкольной организации регулярно проводить мониторинг социального заказа, выявляя пожелания и предпочтения главных клиентов образовательного учреждения. Именно социальный заказ наравне с муниципальным заданием являются отправной точкой формирования стратегии развития ДОО.
Ведущими показателями эффективности стратегического развития ДОО становятся: показатели потребителей образовательных услуг, финансовые показатели, показатели образовательного процесса, показатели обучения и развития персонала.
1) Показатели потребителей образовательных услуг
Составляющая показателей потребителей образовательных услуг включает в себя несколько основных, или базовых показателей результатов успешного претворения в жизнь правильно сформулированной и хорошо выполняемой стратегии, включающей такие параметры, как:
– удовлетворение потребностей клиентов;
– сохранение потребительской базы;
– привлечение новых клиентов;
– улучшение имиджа организации;
– доходность и т. д.
Возросшие требования российской семьи к образованию детей на этапе дошкольного детства побуждают детские сады к поиску новых наиболее эффективных организационных, финансовых и экономических механизмов для решения педагогических задач по обеспечению качества образовательных услуг. Сегодня образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована на современного ребенка с его врожденными особенностями и личностными предпочтениями, на культурные предпочтения семьи и социальные стимулы.
Достижение ребенком максимально возможного уровня развития без ущерба для его здоровья становится возможным в условиях комфортной, безопасной, активной образовательной среды, позволяющей ему свободно проявить свои способности и определенные возрастом инициативы.
2) Финансовая составляющая.
Определяет способность общей стратегии развития сочетаться с оперативной деятельностью и выделенными бюджетными средствами. Ориентирована на развитие новых направлений образовательных услуг (в рамках дополнительного платного образования) и позволяет активизировать финансовые показатели:
– роста прибыли;
– сокращения издержек;
– увеличения количества клиентов;
– улучшения материально-технической базы ДОО;
– модернизации предметно-развивающей среды и др.
При этом следует помнить, что получение прибыли не является главной задачей дошкольной образовательной организации. Финансовые показатели скорее отражают качество выполнения социального заказа.
3) Показатели образовательного процесса.
Огромное значение для дошкольной образовательной организации имеют бизнес-процессы, которые преобразуют нематериальные активы в прибыль для организации. Совокупность процессов направлена на создание определенных образовательных услуг. Бизнес-процессы должны быть разработаны так, чтобы иметь ценность для потребителей. Создание услуги осуществляется при взаимодействии всех субъектов бизнес-среды, это и органы власти, и образовательные организации, и т. п.
Основными показателями образовательного процесса являются:
– мониторинг рынка образовательных услуг;
– развитие новых услуг;
– непрерывное усовершенствование образовательного процесса;
– контроль образовательного процесса;
– повышение качества образовательных услуг.
Для успешного взаимодействия с потребителями образовательных услуг, партнерами, инвесторами, государственными органами и другими контрагентами необходима, безусловно, налаженная система внутренних связей между отдельными подразделениями образовательного учреждения. Соответственно, руководство ДОУ должно уделять внимание сотрудникам, всячески мотивируя их на содействие оптимизации внутренних процессов.
4) Показатели обучения и развития персонала.
Показатели обучения и развития персонала связаны уже с оценкой процесса развития ДОУ в долгосрочной перспективе. Результатом такого анализа должны быть назначенные для реализации показатели в области финансов, технического и информационного оснащения и, что главное, качества человеческих ресурсов.
Важнейшим условием для эффективной деятельности образовательных учреждений является постоянное повышение квалификации педагогов, или интеллектуальных ресурсов. Можно выделить несколько видов обучения персонала:
– получение высшего образования;
– переподготовка;
– повышение квалификации;
– участие в различных мероприятиях профессиональной направленности (семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических советах).
Необходимо создание структуры, способной объединить педагогов по решению различных вопросов, возникающих при решении образовательных задач. Таким полноценным структурным компонентом может стать методическое объединение, творческая группа педагогов, обладающие определенным потенциалом управления.
Мотивация персонала также является одной из наиболее значимых составляющих системы развития персонала. Качество реализации образовательных услуг достигается только при наличии высококвалифицированных педагогов, влюбленных в свою работу, находящихся в непрерывном творческом поиске, владеющих современными информационными и педагогическими технологиями.
Все показатели обнаруживают причинно-следственные связи между своими значениями. Так, освоение новых образовательных направлений ведет к удовлетворению потребностей клиентов, сохранению потребительской базы, привлечению новых клиентов и, как следствие, увеличению прибыли и имиджа организации.
Литература:
- Крылов С. И. Сбалансированная система показателей: особенности формирования для государственных и некоммерческих организаций // Международный бухгалтерский учет. 2011. — № 31. — С.16–22.
- Емельянова Е. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е. А. Емельянова. — 2-е изд., доп. — Томск: Эль Контент, 2015. — С. 134.