Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, классификация угроз.
На протяжении длительного периода времени экономическая безопасность не рассматривалась в науке как отдельная самостоятельная категория единой системы безопасности государства вместе с такими ее компонентами как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социальной и политической стабильности, защита от стихийных и экологических бедствий, внешних и внутренних угроз безопасности экономического и политического характера.
Существенная часть научных работ, особенно западных, касается безопасности на государственном уровне. Авторы определяют экономическую безопасность предприятия как состояние, характеризующееся способностью субъекта обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и возможностей для предотвращения угроз и повышения преимуществ. Это позволит обеспечить стабильное функционирование и динамичное развитие для достижения поставленных целей.
А. Вольферс предложил одно из самых ранних определений безопасности. Он указал на две стороны концепции безопасности: безопасность в объективном смысле измеряет отсутствие угроз приобретенным ценностям, а в субъективном-отсутствие страха, что такие ценности будут подвергнуты нападению. [1]
Долгое время специалисты в области экономической безопасности, как в России, так и за рубежом, не могут выработать единого подхода к определению центрального понятия в своих исследованиях. В процессе работы накопилось большое количество определений, различающихся как по существу, так и по деталям. [2]
Так, Сенчагов В. К. в своих работах опирается на общечеловеческие ценности. Люди, объединенные в любой конкретно исторической форме, могут находиться в безопасности, т. е. быть защищенными и добиваться ее полной реализации, когда они не страдают от жажды, не голодают и не мерзнут, ничего не угрожает их здоровью. [3, с. 72]
Олейников Е. А. в своих работах экономическую безопасность страны рассматривает как защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз. [4, с. 167]
В работах Кочергиной Т. Е. экономическая безопасность рассматривается как институциональная система воспроизводства условий стабильной, устойчивой экономической динамики посредством создания, функционирования и совершенствования, соответствующих социально-экономических и правовых институтов в соответствии с системой национальных интересов. [5, с. 18]
В настоящее время под экономической безопасностью в Российской Федерации, содержащееся в стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. [6]
Без экономической безопасности государства не может быть устойчивого развития экономики и благосостояния граждан. Защита национальных интересов — это формирование стратегии экономической безопасности — важнейшей функции государства, реализация которой невозможна без системы механизмов саморегулирования и регулирования. Правительство должно реализовать комплекс мер по стимулированию экономического роста, и это будет гарантировать экономическую безопасность страны.
Угрозы экономической безопасности государства возникли одновременно с возникновением экономических отношений. Однако, только на современном этапе развития общества и государства с учетом всеобщей глобализации и взаимопроникновения различных экономических систем различных стран, проблема угроз экономической безопасности приобрела особую актуальность.
Среди научного мира имеются разнообразные комбинация к пониманию угрозы экономической безопасности.
Степашин С. В. рассматривал это понятие как результат формирующихся разногласий внутри и вне государства. [7]
Другой автор, Вечканов Г. С., определял понятие действия, которые негативно сказываются на состоянии государства, сдерживающие круг интересов населения, формируют угрозы общенациональным ценностям. [8, с. 65]
В Стратегии экономической безопасности, принятой в конце 2015 г. под угрозой экономической безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере. [6]
Как реальные, так и потенциальные угрозы объектам безопасности, вытекающие из внутренних и внешних опасностей для жизненно важных интересов общества, государства и человеческой личности, предопределяют содержание и характер деятельности, нацеленной на обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Целью классификации угроз является их дальнейшее распределение по уровням нанесения ущерба и наступления негативных событий для того, чтобы выявить приоритетные направления для улучшения экономической безопасности. Ведь систематизация угроз очень важна для их управления.
От того, насколько профессионально выбраны или разработаны показатели оценки безопасности, во многом зависит успешность деятельности по противодействию угрозам.
Одной из приоритетных задач процесса обеспечения экономической безопасности состоит в противодействии распространении угроз любого характера, как и существующих, так и прогнозируемо-потенциальных.
Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Деятельность органов государственной власти всех уровней должна быть направлена на локализацию, предупреждение и противодействие следующим угрозам экономической безопасности.
В данной статье предлагается способ оценки угроз экономической безопасности по качественным характеристикам на основе российских классификаторов, таких как ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности), КИЕС (Классификатор институциональных единиц секторов экономики). Данная классификация сделает возможным больший охват угроз экономической безопасности в экономике государства.
На основе кодов ОКВЭД осуществляется идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их государственной регистрации и статистического учета, а, следовательно, и идентификация угроз экономической безопасности. С учетом этого, данный классификатор должен выступать основой для классификации угроз экономической безопасности по видам экономической деятельности. Данная классификация угроз экономической безопасности по видам экономической деятельности расширяет возможность оценки и анализа отдельных видов экономической деятельности и их мониторинга.
Многие авторы, исследующие проблемы экономической безопасности, рассматривают только государственную собственность и не затрагивают другие виды существующих форм собственности. Поскольку данная тема требует глубокий анализ, то в данном случае определение угроз на других уровнях форм ответственности является необходимым для развития данной темы. Не стоит забывать и о том, что разграничение угроз на разных этапах предполагает обеспечение более надежной защиты, а также управления рисками и угрозами экономической безопасности. С учетом этого вышеизложенного является необходимым обратить внимание на защиту всех форм собственности от угроз экономической безопасности и с этой целью разграничить угрозы экономической безопасности по формам собственности на основе ОКФС.
Если исходить из того, что экономическая система государства состоит из совокупности институциональных единиц секторов экономики, то угрозы экономической безопасности также возможно классифицировать по секторам экономики на основе КИСЭ и рассматривать их как угрозы экономической безопасности, распространяющиеся на сектора экономики, и угрозы, порождаемые определенным сектором экономики. Классификация угроз экономической безопасности на основе КИСЭ представляют собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования статистической информации в соответствии с международными правилами.
При такой взаимосвязи и взаимодействии классификаторов возможно комбинирование классификационных признаков, содержащихся в данных классификаторах. Например, в тех случаях, когда информации, содержащейся в одном классификаторе, недостаточно для однозначного отнесения институциональной единицы к тому или иному сектору подсектору экономики, следует для этой цели использовать дополнительные классификационные признаки, содержащиеся в других классификаторах.
Классифицирование угроз экономической безопасности на основе данных классификаторов является важной частью детального анализа негативных событий. Благодаря этому анализу можно выявить макроэкономические угрозы, их взаимодействие на сектора и всю экономику в целом. Однако, следует признать, что контроль и мониторинг всех выделяемых видов угроз экономической безопасности не представляется возможным. С учетом этого, усилия государственных органов в области обеспечения экономической безопасности должны быть сосредоточены на наиболее актуальных на том или ином этапе развития экономической системы угрозах экономической безопасности, степень риска возникновения которых оценивается как высокая.
Классификация угроз экономической безопасности позволяет выделить современные и актуальные виды угроз экономической безопасности и отражает современное состояние экономической системы в целом.
Литература:
- Alina Ianioglo. The essence and phases of the comprehensive system of ensuring the economic security // International Journal of Learning and Change. — 2017
- Kornilo Michael. Economic security as a scientific category // European journal of economics and management sciences. — 2015.
- Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Учебник. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. С. 72.
- Олейников Е. Л. Экономическая п национальная безопасность: Учебник. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 167.
- Кочергина Т. Е. Экономическая безопасность.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.18.
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
- Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П., Степашин СВ. Экономическая безопасность России. // Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. —2001.
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. С. 65.