Оптимизация работы участковой службы в условиях дефицита кадров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Искакова, Л. Н. Оптимизация работы участковой службы в условиях дефицита кадров / Л. Н. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 602-605. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70530/ (дата обращения: 03.07.2020).



В статье автор приводит информацию по распределению рабочего времени врача ВОП на амбулаторном приеме с медицинской сестрой в КГП «Центральная больница города Сарани» на основе хронометража.

Ключевые слова: медицинская помощь, рабочее время, основная деятельность, амбулаторный прием, медицинская документация, медицинская сестра, норма времени.

В настоящее время происходят процессы активной модернизации здравоохранения в Республике Казахстан — внедрение медицинских информационных систем. В Карагандинской области — это Комплексная медицинская информационная система (КМИС), используемая с целью повышение качества и доступности медицинской помощи за счет автоматизации работы медицинских сотрудников по всем направлениям деятельности МО. Данная система используется для ведения электронной медицинской карты (электронного паспорта здоровья), полной цифровизации клинических направлений работы медицинской организации, эффективного информационного взаимодействия между всеми участниками лечебно-диагностического процесса (поликлиника, стационар, лабораторно-диагностические службы). При использовании этой системы предполагается существенно сократить рутинные операции по оформлению медицинской документации, повысить информативность медицинской документации, сократить у медицинских работников непрофильную нагрузке, основное время уделять своей непосредственной работе — общению с пациентом, оказанию медицинской помощи и т. д. на основе объективной и своевременной информации (электронный документооборот).

Главная цель модернизации амбулаторно-поликлинической помощи — приблизить медицинскую помощь к населению, сделать ее более доступной и качественной (Кучеренко В. З., 2011; Пудовинникова Л. Ю., 2011; Богатова И. В., 2013; Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., 2014; Линденбратен А. Л., Хабриев Р. У., Комаров Ю. М., 2014). Поэтому повышение качества, доступности и безопасности медицинской помощи — ключевая проблема здравоохранения, сложно решаемая в настоящее время и являющаяся предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления (Козодой Ю. В., Смирнов М. С., Хаткевич М. И., 2014).

Однако одним из главных инструментов для решения задач модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала, рациональная расстановка и использование кадров [2, 4, 9, 16]. От эффективности работы медицинских работников первичного звена здравоохранения зависит полноценное и качественное оказание первичной медико-санитарной помощи значительной части населения в амбулаторных условиях. Рациональное распределение и использование рабочего времени — один из ключевых моментов в обеспечении результатов труда, доступности и надлежащего качества оказанной медицинской услуги [5]. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих ПМСП. Так, согласно вышеуказанного приказа, нормы времени на одно посещение пациентом врача-ВОП в связи с заболеванием, необходимое для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации) составляют 15 минут. Нормы времени на повторное посещение одним пациентом в связи с заболеванием -70–80 % от норм времени от первичного, согласно Приказа и. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 10 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № 238 от 7 апреля 2010 года «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения”

Изучить средние затраты времени на отдельную технологическую операцию (процедуру оказания медицинской помощи) с учетом фактического коэффициента повторяемости операции возможно с помощью фотохронометража [6].

Фотохронометраж рабочего времени проводился у одних и тех же сотрудников с одинаковыми должностями (врач-ВОП) с понедельника по пятницу две рабочие недели с 11ноября 2019г по 24 ноября 2019года, таким образом анализу подвергались два одинаковых дня недели (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы). Полученные данные о затратах времени врача заносились в лист фотохронометражных наблюдений, где фиксировался порядок и наименование трудовых операций, затраты труда по текущему времени.Хронометраж осуществлялся с использованием листов хронометражных замеров, в которых фиксировалась длительность проведения работ. Рассчитывались затраты времени в минутах. Измерение осуществлялось в секундах, с последующим перерасчетом на минуты.

Текущее время, в отличие от фиксированного времени, когда измеряется непосредственно длительность каждой операции, определялось хронометром с отметкой в карте наблюдений времени начала каждой последующей трудовой операции, означающей в то же время и окончание предыдущей. Для правильного измерения длительности каждой операции устанавливали ее границы, то есть фиксажные точки. Фиксажные точки –отчетливые внешние признаки, определяющие моменты начала и окончания операции, удобные для измерения ее продолжительности. Каждая трудовая операция имела начальную и конечную фиксажные точки. Обязательным требованием являлось совпадение конечной фиксажной точки предыдущей трудовой операции, с начальной фиксажной точкой, следующей за ней операции.

Продолжительность трудовой операции определялась вычитанием из времени начала следующей за ней операции времени начала данной операции. Каждая трудовая операция кодировалась в соответствии с классификатором видов деятельности и трудовых операций медицинского работника.

Таблица 1

Распределение рабочего времени по основным видам деятельности

Основные виды деятельности

Затраченное время, мин./день

Доля, %

1

Основная деятельность

158,25

33,4

2

Вспомогательная деятельность

18,3

3,9

3

Работа с документацией

154,5

32,6

4

Служебная деятельность

40,3

8,5

5

Прочая деятельность

17,2

3,6

6

Посещение на дому

85,6

18,1

474,12

100

Врач ВОП, работающий с медицинской сестрой в кабинете, тратит большее количество рабочего времени (32,6 %) на работу с документацией, 33,4 % на основную деятельность, далее по убывающей: 18,1 % на посещения на дому, 8,5 % служебную деятельность, вспомогательную деятельность 3,9 %, 17,2 % на прочую деятельность 3,6 %:

Затраты рабочего времени по элементам основной деятельности врачом-терапевтом на амбулаторном приеме, при работе с медицинской сестрой в кабинете показаны в таблице 2.

Таблица 2

Затраты рабочего времени по элементам основной деятельности врачом ВОП участковым на амбулаторном приеме, работающим смедицинской сестрой

Код

Элементы трудовой деятельности

Затраченное время, мин./день

Доля в разделе, %

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

158,25

100

1.1

Сбор анамнеза, опрос

45,25

28,6

1.2

Общий осмотр,осмотр кожных покровов (тургор, влажность, симптом щипка),исследование неврологического статуса, осмотр костно-мышечной системы,осмотр полости рта,осмотр беременной женщины (молочной железы, живот, состояние плода и др.)

6,5

4,11

1.3

Перкуссия органов грудной клетки (сердца, легких), органов брюшной полости

1.4

Пальпация лимфатических узлов, щитовидной железы, верхушечного толчка (сердца), органов брюшной полости, молочных желёз

1,5

0,95

1.5

Аускультация органов грудной клетки (легких, сердца), органов брюшной полости, подсчет пульса, частоты дыхательных движений

11,75

7,4

1.6

Измерение артериального давления

12,25

7,8

1.7

Функциональные пробы (измерение АД, ЧДД, ЧСС)

1,75

1,1

1.8

Термометрия

5

3,1

1.9

Хирургическая обработка, перевязка ран

1.10

Госпитализация пациента, вызванной на себя бригадой скорой медицинской помощи

1.13

Консультирование пациента (родителей), разъяснение назначений, режима и схемы лечения, диеты при данном заболевании, изменения режима и образа жизни при лечении данного заболевания, правил проведения назначенных лечебных процедур на дому. Обучение принципам самоконтроля и ухода при данном заболевании

74

46,8

Как видно из таблицы 2, в основной деятельности врач ВОП работе с медицинской сестрой в кабинете 46,8 % времени тратит на консультирование больного, 28,6 % на сбор анамнеза и опрос пациента; 7,4 % — на аускультацию, подсчет частоты сердечныхсокращений и частотыдыхания, 7,8 % — измерение артериального давления; 4,11 % — на; 3,1 % — на термометрию 0,95 % — пальпация, и прочее.

В таблице 3 представлены данные по затратам рабочего времени врача-ВОП на различные элементы трудовых операций по работе с документами на: оформление записи в медицинской документации — 44,9 %, работа в МИС — 23,6 % (оформление направления на исследования, консультации, госпитализацию); просмотр электронной амбулаторной карты, просмотр результатов лабораторных, инструментальных и др. исследований, консультаций специалистов (ЭПЗ КМИС) — 14,7 %; выписку рецептов/льготных рецептов через ИСЛО — 10,1 %; другие виды работ с документацией — 6,7 %.

Таблица 3

Затраты рабочего времени по элементам деятельности на работу сдокументами врача ВОП участкового, работающего смедсестрой на амбулаторном приеме

Код

Элементы трудовой деятельности

Затраченное время, мин./день

Доля в разделе, %

РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

154,5

100

3.1

Просмотр электронной амбулаторной карты,просмотр результатов лабораторных, инструментальных и др. исследований, консультаций специалистов

22,75

14,7

3.2

Оформление медицинской записи о приеме

69,5

44,9

3.3

Оформление направления на исследования, консультации, госпитализацию

36,5

23,6

3.4

Оформление листка нетрудоспособности пациенту

2,5

1,6

3.5.

Формирование в МИС выписки из амбулаторной карты

3,5

2,3

3.6

Оформление справки

3.7

Оформление рецепта, льготного рецепта через ИСЛО

15,5

10,1

3.8

Другие виды работы с документацией

4,25

2,8

Таким образом, проведенное нами фотохронометражное исследование позволило пересмотреть нагрузки в КГП «Центральная больница г.Сарани» на врача ВОП работающего на амбулаторном приеме с медицинской сестрой участковой; внедрить увеличение времени на прием пациента с 15 минут до 20 минут, вынести предложение по организации «мобильных бригад по обслуживанию вызовов».

Литература:

  1. Вечорко В. И. Распределение рабочего времени на амбулаторном приеме врача-терапевта участкового с медицинской сестрой в поликлинике города москвы (фотохронометражное наблюдение)
  2. Косенко А. А. Бюджет рабочего времени лечащего врача типовой городской поликлиники и нормообразующие факторы. Современные проблемы науки и образования. [Электронный научный журнал] 2014;(4). URL: www.science-education.ru/118–13960
  3. Косенко А. А. Проблемы нормирования труда врачей поликлиники. Врач. 2014; (4):85–88.
  4. Методика разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала: метод.указания. М.: ЦНИИОИЗ МЗ РФ. 2013. 28 с.
  5. Роговой М. А. Изучение затрат рабочего времени работников учреждений здравоохранения в целях нормирования: Методические указания Минздрава СССР. М., 1979. 41с.
  6. Сон И. М., Иванова М. А., Армашевская О. В., Гажева А. В., Соколовская Т. А. Результаты фотохронометражных исследований рабочего процесса врачей амбулаторно-поликлинической помощи с учетом возрастных характеристик специалистов. Здравоохранение. 2014;(11):56–62.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее время, медицинская помощь, основная деятельность, амбулаторный прием, медицинская сестра, норма времени, медицинская документация, брюшная полость, трудовая операция, Казахстан.


Ключевые слова

норма времени, медицинская сестра, рабочее время, медицинская помощь, основная деятельность, амбулаторный прием, медицинская документация

Похожие статьи

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы...

Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее...

В настоящее время служба скорой медицинской помощи Казахстана характеризуется разветвленной сетью станций СМП с санитарными автомашинами, санитарной авиацией и больницами скорой медицинской помощи. В Казахстане скорая медицинская помощь...

Особенности трудового процесса врачей общей практики...

Основными направлениями оздоровительных мероприятий по оптимизации условий труда врачей общей практики в семейных поликлиниках является комплекс профилактических мероприятий, внедрение которых позволит снизить нервно-эмоциональное напряжение и...

Применение компьютерных технологий в работе медсестер

В настоящее время, несмотря на широкое распространение компьютерных технологий, в литературе мало освещены вопросы применения

Основная документация участков ведётся в письменном варианте, и мгновенный переход на печатную и электронную форму попросту...

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только вспомогательной по отношению к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень влияния качества сестринских услуг на качество медицинской помощи в целом.

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.

Основные направления деятельности заместителя главного...

Как известно основная роль в организации медицинской помощи в ЛПУ принадлежит заместителю главного врача по медицинской части. В г. Москве амбулаторно-поликлиническая помощь организована в соответствии с приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от...

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников. А также представлены особенности труда медицинских сестёр и основных проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

Похожие статьи

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы...

Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее...

В настоящее время служба скорой медицинской помощи Казахстана характеризуется разветвленной сетью станций СМП с санитарными автомашинами, санитарной авиацией и больницами скорой медицинской помощи. В Казахстане скорая медицинская помощь...

Особенности трудового процесса врачей общей практики...

Основными направлениями оздоровительных мероприятий по оптимизации условий труда врачей общей практики в семейных поликлиниках является комплекс профилактических мероприятий, внедрение которых позволит снизить нервно-эмоциональное напряжение и...

Применение компьютерных технологий в работе медсестер

В настоящее время, несмотря на широкое распространение компьютерных технологий, в литературе мало освещены вопросы применения

Основная документация участков ведётся в письменном варианте, и мгновенный переход на печатную и электронную форму попросту...

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только вспомогательной по отношению к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень влияния качества сестринских услуг на качество медицинской помощи в целом.

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.

Основные направления деятельности заместителя главного...

Как известно основная роль в организации медицинской помощи в ЛПУ принадлежит заместителю главного врача по медицинской части. В г. Москве амбулаторно-поликлиническая помощь организована в соответствии с приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от...

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников. А также представлены особенности труда медицинских сестёр и основных проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

Задать вопрос